Сорадование истине... Г. Тер-Азарян

«Любовь … не радуется неправде, а сорадуется истине» [1]

Литературные сайты в интернете представляют читателю творчество десятков тысяч самых разных сочинителей – авторов достойных и не очень, ретроградов и новаторов, профессионалов и любителей, графоманов и мастеров.

И кем бы кому не представлялся Григорий Иосифович Тер-Азарян,- этот несомненно талантливый самобытный автор, – он является прежде всего художником, жизнелюбом, «сорадователем» истины.

Ему «неленостно говорить нам и утверждать нас cловами истины [2] ,ибо она содержит любовь вездесущую и праведную. Любовь ко всем и ко всему, что нас окружает, причём, не крикливую, не надуманную, не рвущую на себе рубаху в клятве быть верной, а ту, без которой не мыслится жизнь. Она естественна, органична.

Пришла к такому выводу, прочитав не один десяток произведений автора.

Но всё по порядку. Для более близкого знакомства укажем хотя бы его основные творческие и жизненные статусы.

***

Он – член Международного Союза Писателей “Новый Современник” (Россия), член Международной Гильдии Русского Литературного Искусства IGRULITA(США), член Президиума Международной Ассоциации Граждан Искусcтв (Мадрид. Испания), обладатель Золотых Дипломов МТО ДА конкурса ” Золотое Перо Руси” за 2008 и 2009 годы. Автор книги “Полное собрание сказочных сочинений”, вышедшей в свет в США тиражом 80 000 экз.

Г. И. Тер-Азарян известен также как учредитель международного фонда ВСМ (Великий Странник – Молодым), цель которого – помощь молодым авторам в их творческом становлении. Ко всему этому,- он ещё и видный учёный, доктор технических наук, академик, действительный член технологической Академии Армении.[3]

Его творчество сосредоточено в основном на сайтах «Проза.ру» [4] и «Русский Глобус» [5]

Это и повести, рассказы, и новеллы, и миниатюры, сказки, притчи, литературные зарисовки, очерки, статьи, стихи и басни.

Многие из них преимущественно адресованы детям и женщинам, тем, к кому особенно благоговеет душа писателя и поэта.

Палитра детских сказок наполнена душевным светом, трогательностью, заинтересованной поучительной требовательностью.(«Звёздные танцы», «Комарик», «Пчёлки», «Капелька», «Самая добрая птичка», «Ночь и фея», «Необыкновенный бал», «Праздник эльфов», «Заколдованная метёлка» и другие).

***

Знакомясь с разнообразным сказочным творческим миром Г.И.Тер-Азаряна, мы обнаруживаем авторское оригинальное художественное видение, лучи духовного огня, ощущаем веяние пушкинской «свободы тайной»[6],своеобразное знание тютчевского «мира таинственного духов»[7].

Помнится, в своё время меня поразила его работа «Мона Лиза и Леонардо», и я в своём отзыве отметила: «Передать муки творчества, обьятия вдохновения словами весьма трудно. Это под силу только Художнику. Я читала текст и видела перед собой Вашего Леонардо. У меня возникли какие-то ассоциации с недавно прочитанным романом Пьера Лепэра “Губы Джоконды”. Вы очень тонко коснулись тайны создания улыбки Джоконды, ничего не утверждая и не опровергая. Повествование очень познавательное, интересное, – это действительно живописующая словом «кисть» Мастера».

Перед нами открывается такой душевный настрой художника, который богат несказанным художественным благословением нежности и красоты, любви и надежды, веры в человека, в его нравственную сущность.

Во многих произведениях Григорий Тер-Азарян выступает настоящим медиумом, врачевателем и покровителем искренних чувств сострадания, добра, какого-то «бессловестного молитствования», а также человеком, способным воспринимать и переживать «великие духовные Предметы – Откровение, Истину, добро, красоту и право».[8]

Оценивая творчество Григория Тер-Азаряна, начинаешь понимать, насколько остро и динамично, вместе с тем тонко и трогательно, писатель воспринимает окружающую его жизнь во всем ее многообразии. Это отражается в его произведениях, которые не оставляют читателя равнодушным, производят сильное эмоциональное впечатление, вызывают душевное волнение и сопереживание с происходящим событийным фоном.

Во многих тематических циклах, если не во всех, читательское воображение захватывает богатство наблюдений и красок, сила и красота языка, гармоничность эмоциональных состояний, доверительность тона повествований.

Мы видим, что передача жизненной выразительности высшего духовного строя интересует автора гораздо больше, чем просто описательное изображение красоты,- то ли милой берёзки или ромашки, то ли женского лица, Божественного лика или человеческого облика в целом.

Читатель убеждается в том, что философский смысл душевного, такого не вянущего, живого творческого состояния писателя заключается в утверждении возвышающего воздействия красоты жизни в различных её измерениях, в поэтизации возникающих всё новых и новых чувств.

“Любить людей, любить природу, это и есть мое кредо по жизни”, – говорит он. («Манекены». Гл.9)

«Любви прозрачнейший родник

На волю вырвался опять.

Губами я к нему приник,

Хоть пью, но жажды не унять»

В таких повестях и рассказах, как «Слоник», «Балерина», «Властелины подземелья», «Клоун», «Муза», «Берёзка», «Весёлая люшка» и др., Г.И.Тер-Азарян возвышается над обыденной и каждодневной суетой, включает свою фантазию, вводит читателя в свой храм красоты и добра, благоговейно отдаётся созерцанию вселенской гармонии, обретая тем самым всю силу духовной свободы в творчестве, где нет места «тесноте горизонта» [9] ни в сюжетах, ни в проблематике.

У писателя даже животные гибнут от зла и оживают от доброты и любви.

«И он думал: «А может быть смерть – это продолжение новой жизни, просто в другом качестве». И, если бы он родился вновь, то опять хотел бы родиться дворнягой, но только в том мире, где есть больше любви». («Жизнь». Посвящение маме).

«Я верил и верю в добро, как это ни парадоксально»,- отвечает читателю писатель при обсуждении «Специального посвящения».

«Ведь для настоящей Любви не существует никаких преград, и именно Любовь делает жизнь похожей на бесконечный, сон». ( «Любовь»)

У Азаряна тексты о любви красивы и романтичны, потому греют души читателей, вместе с тем они и умны, благодаря чему возвышают людей духовно.

Читая писательские откровения, приходит понимание, что настоящая, неповторимая любовь бывает одна на миллион, а подделок на нее не счесть. Только влюблённый может увидеть в глазах женщины «два маленьких кусочка неба», постичь тайну её улыбки, быть откровенным, справедливым настолько, чтобы искренность чувства действительно была «матерью правды и вывеской честного человека».[10]

Наблюдая сердечную симпатию автора ко всему живому, видишь, что у него всё – земля, небо, цветы, всё живущее на планете,- процветает благодаря любви.

Особый пиетет ощущаешь в работах, в которых Григорий Тер-Азарян пишет о женщине. Здесь точно его « хороший стиль кроется в сердце», ибо азаряновские женские образы не живут, а парят в своём великолепии, совсем в духе Дени Дидро: « Когда хочешь писать о женщине, … обмакни перо в радугу, и стряхни пыль с крыльев бабочки».[11]

Многие тематические циклы отражают эстетические увлечения Г.И. Тер-Азаряна. Он избегает многословных красивостей, его художественные образы лаконичны и вместе с тем сочные, живые, несущие конкретную иносказательную смысловую нагрузку.

Вот об иносказательности, многослойности смыслеформ хочется сказать особо. Это характерная особенность практически всех сказок, притч, фэнтези, басен, зарисовок, многих миниатюр.

Кстати, написать этот скромный обзор меня побудила одна из них, явно притчевого содержания, – «Разлука». В этой короткой зарисовке о деревьях и ветре иносказательно отражена вся тематическая палитра творчества Г.И.Тер-Азаряна: о смысле жизни, её соблазнах, о родителях и детях, о трудностях и испытаниях, о друзьях и недругах, радости встреч, вере в любовь, о надеждах, короче, о нескончаемом круговороте жизни. Жаль, нельзя привести эту, по существу сказку-притчу, полностью, цитирование отдельных фрагментов вряд ли может схватить всю сочную мотивационную сюжетную канву, но даже этот вступительный абзац говорит нам о теме:

«Деревья. Ветви, это их руки, и они постоянно стремятся друг к другу. Им ведь тоже хочется любить. Кажется, что вот-вот они дотянутся друг до друга, их руки сплетутся и смогут навечно соединиться. Но очередной порыв ветра, и всё опять надо начинать сначала». («Разлука»)

Да, в мире, к сожалению, нет прямых троп развития, всё подчинено круговороту рождения и смерти.

«Из омута уйдя, / попав на Небеса,/ Душа опять стремится/

рожденное дитя/ забросить в тот же омут. / И так – по кругу…» [12]

«Смерть иногда тоже имеет свою красоту. Она может быть желто-золотой или багряно-красной, как кровь, и всегда была заодно с ветром. У них как бы негласный договор. Смерть только и ждет, когда поломаются ветки или упадут деревья, чтобы тут же жадно наброситься на них, иссушить, напиться сока и потом терпеливо ждать, кто же станет следующим в этом роковом списке». («Разлука»)

Многие персонажи тер-азарянских произведений восстают против пошлости и злодейства, ибо пошлость для них лишена тайны бытия, это привычка не видеть, не замечать главного и сущностного, приобщенность к которому придает всему высшую и абсолютную духовную значительность.

Писатель всё время подчёркивает, что жизнь при всех её метаморфозах , гримасах зла и неверия, благосклонна к тем, кто, преодолевая тяготы, не ропщет, а верит в святость любви и добра («Стук колёс», «Сердце не обманет, «Ведьма», «Женщина-скрипка» и др.).

Интересна в этой связи зарисовка притчевого содержания «Мак», которая была удостоена Золотого диплома МТО ДА 2009 года в рамках премии ” Золотое перо Руси “.

«Тут на лугу появилась молодая пара. С первого взгляда было понятно, что это влюбленные.

– Посмотри, среди моря ромашек – всего один мак. Но какой он большой и красивый! – обрадовалась девушка. А Мак в это время все смотрел на Ромашку и думал: «Какая она изумительная! Конечно, я недостоин её любви. Ведь она восхитительна, как невеста!»

Юноша подошёл, сорвал Мак и протянул его девушке.

– Зачем, зачем ты его сорвал?! – воскликнула любимая. Слёзы заблестели в её глазах. Но было уже поздно. Что-то очень больно кольнуло Мак, он понял что умирает, но даже в этот момент подумал: «Неужели я так и не узнаю, любит она меня или нет?» – Любит, – и один из его лепестков упал. – Не любит, – упал второй лепесток. – Любит, – и третий лепесток, кружась, понесся к земле. – Не любит, – упав среди ромашек, произнёс четвертый лепесток. – Любит! – и последний, пятый лепесток, подхваченный Ветерком, упал у стебля Ромашки.

– Она, любит, любит меня, значит, я ещё жив!!! – прошептал Мак, и его стебелёк поник навеки…»

***

Таким образом, мы видим, что нравственные искания и романтическая созерцательность в определённой степени определяют специфику художественной манеры писателя. Хотя, вместе с тем, из его притч, басен, иронической прозы следует, что он насквозь проникнут иронией и критикой («Гусь», «Новые пророки», «Законов нет для дурака», «Амбиции», «Рыжеволосая бестия», «Пеньюар», «Леди и китайский язык», «Ах, дамы, дамы…», «Каскадёры», «Деньги не пахнут» и др.), которые, условно говоря, без «люблю» и «верю» – «дрянь и хуже брани».[13]

Закончить эти заметки мне помогает сам автор и его сыновняя память.

«Вот и завершена повесть-сказка “МУРАВЬИНОЕ ЗОЛОТО “ ,которая посвящена памяти моего отца. Через два месяца исполнится ровно год, как его нет рядом со мной. Нет этого светлого человека, выдающегося ученого, доктора технических наук СССР, профессора, кавалера многих наград, имеющего два почетных звания страны: заслуженного инженера и заслуженного деятеля науки.

В конце повести Фрем встречается со своими родителями. Увы мне не дано встретиться с теми людьми, которые подарили мне жизнь. Светлая им память, мир и покой их душам. Может там, в другом месте, мы когда-нибудь встретимся… Кто знает…

Человек, после того, как перешагивает возраст в пол века, всегда должен помнить что мы все смертны, что иногда стоит подумать о вечном. В такие моменты душа очищается, наступает момент просветление, и мир предстает совсем иным»…

«Но добрые дела не разлетаются дымом; они долговечнее самой сияющей красоты. «Все минется, – сказал апостол, – одна любовь останется». [14]

Об этом просит нас не забывать замечательный Человек, учёный, талантливый сочинитель, писатель и поэт, наставник творческой молодёжи Григорий Иосифович Тер-Азарян



Литература

1. Кор. 13:4-8

2. «Добротолюбие”, том 4.1.

3. Dhttp://ru.wikipedia.org/wiki/-

4. http://www.proza.ru/avtor/kedr

5. http://www.russian-globe.com/N131/TerAzaryan.Proza1.htm

6.А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. Т.1, М.: Государственное издательство художественной литературы 1959.

7. Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений и писем: В 6 т. / РАН. Ин-т мировой лит. им. М. Горького; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Редколлегия: Н. Н. Скатов (гл. ред.)… — М.: Издат. центр “Классика”, 2002.

8. Ильин И. А. О монархии и республике // Вопросы философии. 1991. № 4. .С. 124.

9. Е. И. Покусаев. Н. Г. Чернышевский. Критико-биографический очерк. Саратовское книжное издательство. 1955.

10. Длугач Т.Б. Дени Дидро. – М.: Мысль, 1975.- ( Мыслители прошлого).

11.Длугач Т.Б. Там же.

12. Демченко С.А. Круговорот. http://www.stihi.ru/2010/08/24/7305

13. И.Тургенев. Письма. Соч. в 2-х томах. Изд.-во «Терра»1997. 2 том , с.152.

14. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 28-ти т. М., Т. VII, с. 191.
___________________________________
Светлана Демченко

Автор: KLAUZURA

22 Фев 2014 в 19:56

Рубрика: Литература


Рецензии
Здравствуйте, Светлана!
Давно мы с Вами не общались:-)
Спасибо Вам за эту работу! Я многому учусь у Григория. А Вы мне открыли его ещё и с тех сторон, куда я сам не доглядел:-)))
С весною Вас поздравляю! Желаю настроения весеннего, вдохновения и новых творческих открытий!
С уважением к Вам,

Пётр Полынин   09.03.2015 22:36     Заявить о нарушении
Спасибо, Пётр. Как это здорово, когда один человек говорит другому: "Мне есть чему поучиться у Вас...".
Да, не общались давненько. :) Исправлюсь.

Светлана Демченко   28.03.2015 20:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.