Марк Валерий Марциал

Галина Ларская
Из моих тетрадей с различными выписками:

Римский поэт Марциал писал суровые саркастические стихи. Он жил во времена Домициона. Из Рима он должен был удалиться в конце жизни в Испанию.

Марк Валерий Марциал (ок. 40 — ок. 104)

из интернета:  Марциал описывал в мельчайших подробностях и высмеивал жизнь в императорском Риме.

В 64 году Марциал переезжает в Рим, где знакомится со знаменитым философом Сенекой и племянником последнего - поэтом Луканом. В 65 году все участники неудавшегося заговора против Нерона, в том числе и Сенека с Луканом, по приказу Нерона, заканчивают жизнь самоубийством. В жизни Марциала наступают черные дни.

В течение долгого времени он живёт в нужде. Однако с приходом к власти Тита в его жизни наступают благоприятные перемены. Именно при Тите Марциал приобретает известность, как поэт. Марциал становится близок с римскими литераторами Силием, Ювеналом, Плинием Младшим.

Благодаря своим близким ко двору друзьям, и в ответ на свои благодарственные стихи, он удостаивается милости у императора Тита (старший брат Домицивнв, будущего императора).

Первый сборник его эпиграмм выходит в 80-ом году. С ним пришла литературная известность. Император Тит пожаловал ему «право трёх сыновей», что повлекло за собой ряд льгот. «Право трёх сыновей» жаловалось римлянам, которые имели не менее трех сыновей. После смерти Тита и прихода к власти Домициана, положение Марциала ещё больше упрочилось. Его привилегии возрастают. Марциал награждается званием всадника. Он не становится слишком богатым, однако нужда окончательно покидает его.

В 84 году Марциал публикует ещё две книги стихов: «Xenia» и «Apophoreta» («Гостинцы» и «Подарки»). С этого времени сборники эпиграмм Марциала публикуются почти каждый год. Его известность постепенно переходит в славу. Императоры сменяют друг друга. После Домициана приходит Нерва, после Нервы - Троян. В 98-ом году Марциал покидает Рим и возвращается в Испанию. Возможно, ему не удалось добиться расположения новых императоров.

Он оказал большое влияние на европейскую эпиграмму XVI—XVII вв. В XVIII в. Лессинг брал его в своих эпиграммах за образец и построил на их основе свою теорию эпиграммы.

Марциалом интересовались Иоганн Кристоф Фридрих фон Шилллер и Иоганн Вольфганг Гете.

Вяземский называл его «кипящий Марциал, дурачеств римских бич».

Про Пушкина, любившего «огонь нежданных эпиграмм», С. А. Соболевский писал: «Красоты Марциала ему были понятнее, чем Мальцову, изучавшему поэта».

Известное стихотворение И. А. Бродского озаглавлено «Письма римскому другу (из Марциала)».

Плиний Младший: "Был он человек талантливый, острый, едкий; в стихах у него было много соли и желчи, но не меньше искренности".

Следущая выписка из моей тетради:

Михаил Александрович Кузьмин:

Стояли холода и шёл "Тристан",
В оркестре пело раненое море...

На полях тетради написано: "Как прекрасно!" моей рукой.

Пушкин:

Тебя уж нет, о, ты, которой
Я в бурях жизни молодой
Обязан опытом ужасным...

Байрон погиб в 1824 году.

Nomina sunt adiosa - не будем называть имён. (латынь)

"Как сладко умирать", - последние слова Гоголя.

Облечься в Христа - это значит любить людей, а не учреждения.

Апостол Павел: "Я унижал себя, чтобы возвысить вас".

Творчество есть пользование энергиями Духа Святого. Но в творчестве человек может иметь дух иной, не Божий.