Великий филателист

Владимир Балашов
Павел Васильевич Успенский (1900-1972), мой наставник в филателии, без сомнения был великим коллекционером!
Это рассказ о нашем с ним знакомстве.

Детский эпизод карьеры коллекционера я начал с собирания этикеток со спичечных коробков, сейчас это научно называется - филумения, но быстро бросил, увлекшись марками. Кто-то мне рассказал, что в городском доме пионеров (Владикавказа) на перекрестке ул. Ленина и Кирова, работает кружок филателистов и, наверное, с 5-6 класса средней школы я стал регулярно туда ходить. Вели кружок два человека, одним из них был - Павел Васильевич Успенский. Тогда ему было примерно столько, сколько мне сейчас, а он начал собирать марки еще до революции, лет с двенадцати, когда был гимназистом. Он приносил на занятия кружка и показывал нам части своей коллекции. Какие бывают виды бумаги, водяных знаки на ней, зубцовок марок, типов печати красочной стороны, видов опечаток; как оценивать качество и сохранность коллекционного материала, какие есть способы хранения коллекций и десятки других филателистических понятий впервые для меня и других ребят были освещены именно им. А если принять во внимание почти полное отсутствие в общем доступе дидактических печатных материалов по этой теме, его просветительскую деятельность без преувеличения можно назвать исключительной. Чтобы помочь молодежи не стать обманутыми, он часто таскал с собой из дома тяжелые марочные каталоги «Михель», немецкий «Липсия», французский "Ивер", что бы по нашей просьбе дать возможную оценку той или иной марке, перед нашим выходом в свет - на обмен или продажу на собрании городских филателистов в Большой парк Владикавказа. Кстати, он чудно' называл Соединенные штаты Америки - САСШ*.

Как-то на кружке он спросил какую коллекцию я намерен собирать - тематическую или хронологическую. Я ответил - хронологическую, как я ее назвал для себя "Россия и окрестности" содержащую марки: Российской империи, РСФСР, СССР, стран, отделенных от России между 1-й и 2-й мировыми войнами: Латвии, Эстонии, Литвы, марки периода гражданской войны в Грузии, Азербайджане, ЗСФР, Украине, Молдавии, Белоруссии, марки Тувы, земской почты и др.

А узнав, что моего деда зовут Филипп Степанович, он вскоре пригласил меня к себе домой посмотреть его коллекцию России и окрестностей. Думаю, что с моим дедом он был знаком по железнодорожно-строительным делам в Новороссийске и Владикавказе начала 19 века.

Он жил вдвоем с женой в частном кирпичном доме на улице Интернациональной. Иногда, когда я засиживался у них дома, меня поили чаем или подкармливали. В то время они сдавали комнату одному медику-аспиранту. В зависимости от моей задачи Павел Васильевич выдавал мне свои коллекционные альбомы, каждый лист которого, я копировал в свой пустой альбом. Замерялись линейкой и расчерчивались прямоугольники для каждой марки, карандашом или тушью, вписывалось название марочных серий, дата выпуска; а внутри прямоугольников - номинал (цена, которая написана на почтовой марке). Для марочных альбомов я использовал простые чертежные альбомы на завязочках, как и наставник. Альбом разброшюровывался, а потом, после вычерчивания, листы собирались вновь вместе. Павел Васильевич марки в альбомах крепил на наклейки, но этот способ хранения критиковал, и кстати, показывал мне, как наклейки могут заразить марку грибком на примере образцов из своей коллекции. Я размещал гашенные марки в альбомах на наклейках, а чистые вне альбомов в кляссерах. А потом, когда в моем распоряжении оказалась прозрачная пленка из Орджоникидзевского НИИЭМ, которую используют в конденсаторах, я ее резал на полоски, конкретной длины и ширины и вклеивал на ПВА в расчерченные альбомы, на марочные места. В результате, в моих альбомах эти всамделишные клемташи заменили наклейки. Позже я снял наклейки, смыл клеевой слой со всех гашеных марок и разместил их, как и чистые в альбомах в сделанных мною прозрачные карманчики.

В течении 5-6 лет я периодически приходил в его гостеприимный дом, смотреть его  коллекцию или расчерчивать свои альбомы. Позднее я стал членом Северо-осетинского общества филателистов. Тогда это было необходимо, чтобы получать номерные блоки, некоторые марки, которые не попадали на почту или в магазины, а распределялись только среди членов общества. А вообще у меня оседали по разным причинам, кроме марок также монеты, боны (бумажные деньги), значки и т.п.

На забаву коллекционирования нужны деньги, а откуда они у школьника?
На помощь пришла мама, которая довольно часто допоздна сидела над чертежами, раскинув на круглом обеденном столе нашей квартиры листы проектов. Но вот однажды, наверное это было в 6-7 классе, она принесла домой "привязанный" альбом типового проекта (сброшюрованные в альбом, скорректированные местными проектировщиками для конкретной строительной площадки, чертежи проекта дома, разработанного всего СССР центральным проектным институтом) 5-ти этажного жилого дома и 4 альбома, в которые нужно было внести проектные изменения с оригинала и предложила мне платную работу. Моей задачей было с помощью красной туши, ручки со стальным пером, линейки и треугольника и набора мастичных штампов скопировать изменения из привязанного альбома в остальные 4 копии.
Поставить только штамп "Привязано" или "Аннулировано" без каких-либо изменений в чертеж стоило 2 копейки. Несколько надписей или линий со штампом "Привязано" уже - 7 копеек, при большей насыщенности изменений в том или ином чертеже, цена росла. Самый дорогой чертеж, который мне пришлось копировать, стоил 2 рубля 56 копеек. Такая работа в проектном институте котировалась очень низко, ее давали проектировщикам в наказание. Копировщики ею также пренебрегали - чертить на кальке для них было гораздо выгоднее. После первой пробы маме, наверное, дали добро на использование сына, в качестве внештатного копировщика, и с тех пор я был постоянно занят, а соответственно - с деньгами. Впоследствии иногда мне поручали снимать тушевые кальки с карандашных чертежей. Иногда я зарабатывал по 60-90 рублей в месяц.

Музыкальная школа, бокс, марки, работа, футбол и казаки-разбойники и т.п. Боже, когда же я учился?

Моя связь с Павлом Васильевичем прервалась, после поступления в МАрхИ (1967 г.) одновременно сильно угас интерес к коллекционированию, возможно, из-за хронического недостатка времени. Ну а после пожара (2006 г.) в Санатории Подмосковье Домодедовского района Московской области, когда сгорела моя квартира, вместе с вещами, в том числе унаследованными от родителей, и погибло в огне два с половиной десятка альбомов и кляссеров с коллекцией марок, филателию пришлось забыть окончательно.

В написании этого рассказа очень помогла статья Игоря Евгеньевича Васильева (09.04.1937), заведующего кафедрой «Электроснабжение промышленных предприятий» СКГМИ (с 1980 по 2010) в газете "Владикавказ" №91 (1204), 1 июня 2012 г., (http://vladgazeta.ru)

Как я слышал, П.В.Успенский завещал свою коллекцию городу, кажется, на основе договора о его пожизненном содержании. Я всегда считал, что в СССР было всего 2-3 значительных частных коллекции почтовых марок, равных его коллекции, поэтому был рад узнать из статьи И.Е.Васильева, что на Всероссийской филателистической выставке «Россия -2001», (Москва) коллекция марок Российской империи, собранная филателистами трех поколений: П.В. Успенским (1900-1972), Н.В. Жуковым (1924-1990), И.Е.Васильевым (1937) получила большую серебряную медаль, а в 2005 году с небольшими дополнениями на очередной Всероссийской филателистической выставке - большой позолоченной медали.

Я успел написать в рассказе строку, как П.В. как-то раз показывал мне свои марки Тифлисской почты, но решил уточнить в интернете ее название и коллекционный статус после моего 50-летнего отлучения от филателии. И вычитал (цитирую):
- "Тифлисская уника", входит в топ 10 самых дорогих марок мира.
- Марку выпустили для нужд городской почты Тифлиса и Коджори в 1857 г. Она, по сути, и есть первая российская почтовая марка, потому что Грузия была частью царской России. До недавнего времени были известны три негашеных экземпляра, входившие в коллекцию А.Фаберже. В 2011 г. нашли еще одну марку в хранилище Национального почтового музея в Вашингтоне.
- Существует филателистическая байка, что, якобы, одно приглашение с этой маркой была направлено из Тифлиса во Владикавказ.

Помню что марки Тифлисской почты, с гордостью он показывал мне сам, поскольку я даже не подходил к стеллажам в его квартире, ни в его отсутствии, ни при нем. Марок у него было три, две - неразрезанной парой и еще одна - отдельно. Память не дает точного ответа, но скорее всего, что они были чистые, а может и в виде цельной вещи - сразу все три на конверте или открытке. Они лежали между страниц в какой-то книге, каталоге или альбоме.
Марка слишком редкая, и может я ошибаюсь, в том, что она была в коллекции П.Успенского? Давно ведь это было.

P.S.
- На фото первая почтовая марка России - "Тифлисская уника"
- Интересные статьи на сайте Союз филателистов России (СФР):
Судьба Тифлисской уники - http://www.rusfs.narod.ru/int02/tislis/tifl3_2.htm
Загадки коллекции А.Фаберже - http://www.rusfs.narod.ru/int02/tislis/tifl3_1.htm
* Упоминания о Соединенных Штатах Америки (США) United States of America (USA) как о Северо-Американских Соединенных Штатах (САСШ), в русском языке фиксируется, например, Энциклопедией Брокгауза и Эфрона 1907-1909гг., Словарем иностранных слов 1939 года, Малой советской энциклопедией (1928-31гг) и т.д.