Сон как психологический феномен

Татьяна Цурикова
Эпиграф:
       "У бодрствующих один, общий мир, а спящие отворачиваются каждый в свой собственный."    Гераклит Эфесский

       «Взявшись за изучение сновидений, вы открываете двери в область глубочайших вопросов философии и религии.»  Джеймс Холл

 Часть 1.  Сновидение и его роль в жизни человека.

        Во сне человек проводит треть своей жизни. Из исследований психофизиологов известно, что человек может пребывать в трех состояниях: бодрствование, сон и сновидение. С физиологической точки зрения сновидения существенно отличаются от собственно сна. Целью сна является восстановление активной деятельности организма, а сновидение выполняет совсем другую функцию: оно необходимо как специфический механизм самонастройки психики. Сон восстанавливает наше уставшее за день тело, сновидение – восстанавливает нашу психику, и дает возможность переварить всю ту массу информации и событий, весь тот опыт ,который мы получили за прошедший день.
Сон служит условием для того, чтобы могли развиться сновидения. Само сновидение представляет собой серию визуальных образов, своеобразный фильм, который можно рассматривать и участвовать в нем.
         Человек наблюдает сновидения в среднем до 20% времени сна, и это не зависит от того, помнит ли он свое сновидение или нет. Все видят сны, но через 8 минут после пробуждения уже 95 % сновидений забывается. Иногда мы запоминаем сновидение, чаще нет, - все равно, оно выполняет свою определенную работу. Во время сновидения мозг активно работает: он потребляет столько же глюкозы, как и в период бодрствования. Какова же цель сновидения? Современная психотерапия считает, что именно во время сновидений закрепляются наши воспоминания, особенно те, которые наполнены сильными эмоциями и важным жизненным опытом.
          Наши дневные впечатления, размышления, эмоции, незавершенные действия и процессы— все это продолжает развиваться и перерабатываться внутри нас и ночью, пока мы спим. Весь дневной опыт развивается в соответствии с накопленным за день импульсом и, в конечном итоге, приходит к новому психоэнергетическому равновесию – гомеостазу, который является важной составляющей психического здоровья.
Итак, что есть сновидение?
Современные психологические словари определяют сновидение как «спонтанный, неуправляемый, субъективно переживаемый поток представлений, преимущественно зрительной модальности»
(Психология: Словарь. М., 1990).
«Сновидение – это универсальное человеческое переживание.» (Дж. Холл)
          Сновидение представляет собой своеобразный фильм, который можно рассматривать и участвовать в нем. Во сне могут происходить внезапные сдвиги во времени и пространстве, изменения возраста, пола; присутствовать давно умершие люди или совершенно фантастические существа.  И при этом Сновидение нам кажется вполне реальным. Когда мы спим, мы действительно переживаем ситуации сна, как собственное существование.
           «То, с чем мы не можем справиться в жизни, приходит к нам в сновидениях.» - писал психотерапевт Каплан-Уильямс в своем исследовании «Сновидения и исцеление»
Это очень важная фраза, вдумайтесь в нее: все, с чем мы не можем справиться в реальности дня, возвращается к нам в сновидениях.

Часть 2. Смысл сновидения в традициях психотерапии.

         Знаменитая работа З.Фрейда «Толкование сновидений» положила начало концепции о том, что в наших снах зашифрованы вытесненные импульсы и желания в виде визуальных образов-символов. Согласно теории Фрейда, расшифровка этих образов может помочь понять, что же происходит с человеком?
 «Что я хочу? Чего я опасаюсь? Куда стремлюсь?» – ответы на эти вопросы находятся внутри наших снов. З.Фрейд считал сон дорогой - «Королевской дорогой» - к нашему бессознательному .
          Зигмунд Фрейд воспринимал сон как бессознательную попытку осуществить свои подавленные, запретные, вытесненные желания .
Фрейд предположил, что сновидец где-то внутри себя уже знает значение своего сновидения. И цель психоанализа - помочь это знание отыскать и понять.
           Фрейд называл сны  символическим  «искаженным  заместителем бессознательного», и считал основной задачей сновидца – поиск содержания  этого бессознательного, и его верную интерпретацию. 
«Но в чем же, спросят меня, в чем заключается практическая ценность этого исследования для познания психики и для раскрытия скрытых особенностей и свойств характера индивидуума? Разве бессознательные мысли и чувства, раскрываемые сновидением, не обладают ценностью реальных сил в душевной жизни? Следует ли придавать маловажное этическое значение подавленным желаниям, которые, создавая сновидения, способны и на создание других психических форм?
Я не считаю себя вправе отвечать на этот вопрос. Я лично не подвергал исследованию эти стороны проблемы сновидения. Я полагаю лишь, что римский император поступил несправедливо, приказав казнить своего подданного за то, что тому приснилось, будто он убил императора. Ему следовало бы поинтересоваться сперва, что означает это сновидение; по всей вероятности, его смысл предстал бы перед ним совершенно в другом свете. И даже если бы другое какое-либо сновидение имело такой преступный смысл, то все же было бы уместно запомнить слова Платона, что добродетельный человек ограничивается тем, что ему лишь снится то, что дурной делает. <...>
Во всяком случае, чрезвычайно поучительно ознакомиться ближе с той разрыхленной почвой, на которой горделиво вздымаются наши добродетели.» (Зигмунд Фрейд. «Толкование сновидений»)
           По мнению Фрейда, сновидения  несут в себе силу исцеления, утешения, а его последователь психолог Ференци считал, что сны призваны разрушать травмирующие впечатления, «переваривать» их.

         В аналитической психологии Карла Юнга исследование сновидений является одним из ключевых моментов.
В своих работах Юнг неоднократно подчеркивал, что в каждый из серьезных кризисных  моментов его собственной жизни актуальное сновидение являлось ценным помощником и оракулом,снабжая необходимыми данными для выбора будущего решения. Главное в этом случае - верно расшифровать образы и метафоры своего сна.
В процессе толкования снов и Фрейд и Юнг использовали метод прямых ассоциаций.
Расшифровывают сны с помощью этого метода, используя вопросы наводящие и уточняющие, имея целью подробное раскрытие каждого из образов сна: «Какие ассоциации вызывает у вас эта ситуация во сне? На что похожи эти образы ? С чем они могут быть связаны в вашей жизни? Где этот образ появился в вашей жизни? Как вы его ощущаете?"

           Символический язык снов сложен и изменчив, не поддается одному, раз и навсегда установленному правилу. Карл Юнг пришел к выводу, что сны представляют собой спонтанные проявления бессознательного, «изображение действительной ситуации, совершающейся в бессознательном.» (К.Юнг)
Это могут быть весьма неожиданные, всегда эмоционально насыщенные,яркие и драматичные образы; при этом Карл Юнг обращает наше внимание на тот факт,  что некоторые  символы и образы наших снов являются очень похожими у совершенно разных индивидуумов. И эти символы и метафорические схемы совпадают у людей, разделенных не только пропастью географического и геополитического положения, но и разными историческими периодами.
           Теория Юнга состоит в том, что эти совпадения не случайны , а обуславливаются «коллективным бессознательным», т.е. некоторой объективной коллективной психикой, обладающей универсальной структурой в мире людей. Коллективное бессознательное, согласно теории Юнга, существует наряду с «личным бессознательным»  человека и присуще каждому, вне зависимости от его места и времени рождения.
Базовое содержание этого "коллективного бессознательного" составляют «архетипические образы», или, проще говоря -  "Архетипы". С греческого языка слово "архетип" переводится как "первообраз". В некотором смысле, это первообразы внутренних понятийных схем, культурных метафор и нравственных моделей поведения, составляющие глубинный слой  структуры личности, хранящие воспоминания и чувства, свойственные всему человечеству. Архетипы – универсальные и врожденные символические формулы,  коллективные психические структуры, несущие общую смысловую нагрузку.  Сами Архетипы непосредственно ненаблюдаемы, но являются основным содержанием религий, мифов, легенд и сказок. Чаще всего Архетипы проявляются в сновидениях и видениях. 
Примерами Архетипов могут служить  такие образы, как :  Мать, Мудрый Старец (Мудрец; Отец),  Герой (Спаситель;Рыцарь), Ребенок, Плут(Трикстер; Шут), Мировое Древо, Самость(Мандала, Целостность, Круг, Солнце)  и так далее. Эти образы встречаются практически во всех сказках  и религиозных системах народов мира с некоторыми вариациями. . Множество коллективных фигур и ситуаций  несут в себе эти архетипические образы, оставаясь при этом  совершенно вне осознания индивидуума. Увидеть их в своих сновидениях и осознать - имеет большое значение  для сновидца. Юнг считал , что появление архетипов во сне может являться неким пророчеством для человека,  неким сообщением –предсказанием о настоящем или будущем.
            При этом, придерживаясь Юнговской концепции  анализа сновидений, мы можем сказать, что сны являются продуктом не только коллективного, но и личного бессознательного, и отражают чувства, мысли и мечты конкретного человека. Это значит, что без знания образа жизни и событий, относящихся к конкретному сновидцу,  расшифровать сон будет невозможно.
Сновидение – это полноценное  проявление бессознательного вовне ,с целью указать человеку путь к самому себе.

           Большое значение символике сновидений для жизни и даже здоровья человека предавал итальянский психотерапевт, философ и художник - Антонио Менегетти, основоположник образно-символической онтопсихологии (психологии бытия).
           Менегетти предложил свое, весьма неоднозначное «рациональное» толкование образов сновидений, назвав свою систему «Имагогика», от «имаго»- образ объекта; образ субъективного отношения к объекту. Термин имаго введен Юнгом и принят в психоанализе. «Имагогика, - пишет сам А.Менегетти – это сознательный и добровольный опыт прочтения активных образов, отражающих целостность индивидуального существования на сознательном и бессознательном уровнях». Образы сна , по мнению Менегети, это врожденная»система саморегуляции» нашего организма. Это очень своеобразная интерпретация– новый символический подход к образам сна. В своей книге «Мир образов» Менегетти пишет: «Ночью сновидение регистрирует реальное положение вещей для субъекта. «Канва дневных событий вплетается в сценарий сновидения и либо низводится, либо поэтизируется последним. Нужно уделять внимание снам, ибо они дают критерий ежедневных событий. Если человек в хорошей форме – сон каждую ночь подтверждает это своими образами, в противном случае сон сообщает, что субъект потерял самого себя..»
           Бессознательное, считает Менегетти – является основой порядка, благодаря которому мы обретаем реальность. Но для этого сначала нужно это бессознательное расшифровать с помощью весьма специфичного «словаря образов» Менегетти, войти в этот «абсурд образов», как в путь обретения реальности. «Образ – это оболочка покрывающая часть реальности». У сновидения свой язык «натуристических и биологических выгод», пишет Менегетти – «если какое-то отношение, форма поведения, выбор несет индивиду больше жизни, тогда в сновидениях появляются образы фруктов, молока, прозрачной воды, рыб, вкусной еды и т.д. В противном случае отрицательными символами будут бумага, мундиры, насекомые, туалет и т.п.»
Менегетти критикует и опровергает современную психотерапию за то, что она «не смогла подобрать ключ к смыслу сообщений происходящего», и предлагает свое, оригинальное понимание знаков и символов сновидений.
            Менегетти составил свой личный сонник- словарик символов сна, исходя из этой концепции. В мире психологии отношение к теориям и методам работы Менегетти неоднозначное, от полного неприятия и отторжения, до признания такой символической формы как некой транскрипции Бытия.

Часть 3.  Работа со снами в русле направления гештальттерапии.

            Перейдем теперь к совершенно другому подходу работы со сновидениями в психотерапии:
Работа со снами в гештальттерапии подразумевает отказ от интерпретации снов, т.е. от попыток теоретически анализировать образы сновидений .
Фриц Перлз , основоположник направления гештальта в современной психотерапии, предложил для  раскрытия смысла сновидений использовать технику «идентификации с образом сна». Т.е. человеку, который увидел яркий и необычный сон, предлагается «проиграть роли» персонажей своего сна, попытаться восстановить события и эмоции сна – в реальном времени  еще раз пережить свой сон с целью разобраться в его смысле.
            Фриц Перлз, называл интерпретацию – «фрейдистской игрой». «Не интерпретируй. Просто побудь этой вещью» - говорил он / «Свидетель терапии»/, , - где под «вещью» имеется в виду – явление, существо, противник, некий феномен из сна .   Перлз  призывал перейти от анализа  сна к его  эмоциональному переживанию, про-чувствованию.  И цель этого процесса - найти свои потерянные фрагменты личности, обнаружить свои незаконченные процессы и неосознанные потребности.
            В гештальттерапии сны используются как средство для достижения целостности нашего «Я».
Перлз называл сновидение личным экзистенциональным обращением к человеку.
Ф.Перлз поддерживал Юнга в том ,что каждый персонаж сновидения -есть часть нашей разделенной самости, фрагменты нашего «Я».
«Я считаю, – писал Ф.Перлз – что в сновидении содержится экзистенциальное послание о том, чего нам не хватает в жизни, о том, чего мы избегаем и у нас есть масса материала, чтобы заново ассимилировать и признать отчужденные части нас самих».
            Направление гештальтерапии  расценивает сновидение – как мир  внутренних переживаний  субъекта. При этом, все персонажи сна являются проекцией самого сновидца, представляют части его личности, обнаруживают его истинное «Я».
           Чтобы использовать свои сновидения в качестве помощника   для осознания   своих внутренних потребностей и раскрытия своего потенциала, чтобы  увидеть  подсказку , которую несут нам образы сна – необходимо  понять , что во сне проигрывается наш жизненный  индивидуальный сценарий, представленный в драматической и символической форме. И относится это преимущественно  к снам повторяющимся, или необычайно ярким и эмоционально насыщенным,  а также к кошмарам.  Именно повторяющиеся или необычные, страшные, наполненные эмоциями сны содержат экзистенциональное послание, касающееся нашего существования .
            Если сон повторяется – это не случайность. По этому поводу Перлз говорил: «Повторяющиеся сны – самые лучшие, самые важные сны…Если что-то снова и снова возвращается, это говорит о том, что гештальт не завершен...  Среди повторяющихся снов как раз часто встречаются кошмары.
Такие сны могут раз за разом прерываться на само страшном и неприемлемом для сновидца месте.
            То есть, сон повторяется снова и снова призывая нас завершить нечто, присутствующее в нашей жизни, возможно то, на что мы упорно не хотим обратить свое внимания, игнорируя болезненные или дискомфортные для нас ситуации.
« В кошмарах вы всегда обнаруживаете, каким образом вы фрустрируете себя. » /Ф. Перлз «Гештальт-семинары»/
/ гештальт – целостная форма или целостная структура, законченное действие, цикл;  фрустрация –от лат. «расстройство замысла», «тщетное ожидание»-эмоциональное состояние, сильное переживание, возникающее при невозможности удовлетворить свою потребность в чем-то./
             Гештальттерапия для работы со сновидениями клиента предлагает технику «идентификации с образом сна»:
Психотерапевт, при работе со сновидением клиента, выбирает самый эмоциональный фрагмент сна, где сосредоточена энергия, – тот фрагмент, что наиболее пугает/радует/беспокоит – и предлагает клиенту поработать с ним – стать своим сном , представить себя этим фрагментом, той частью сна, который наиболее задевает чувства и эмоции. «Если во сне вас преследует великан-людоед, и вы становитесь великаном-людоедом – кошмар исчезает. Вы возвращаете себе энергию. Которая была вложена в демона. Тогда сила людоеда уже не снаружи, отчужденная, а внутри, где вы можете ее использовать.» (Ф.Перлз «Гештальт-семинары»)
В гештальттерапии процесс работы со сном клиента состоит из нескольких шагов:
1. Непосредственный пересказ своего сновидения. Терапевт запоминает сон, или записывает его детали.
2. Психолог просит клиента повторить свой сон так, если бы события сна происходили прямо сейчас, от первого лица : «я иду..я вижу..»
3. Сновидцу предлагается отожествить себя с действующими лицами своего сна, проиграть еще раз сновидение от лица этих персонажей, по очереди, осознавая в этот момент свои переживания и чувства..
        Повторение рисунка сна в настоящем времени, проговаривание и проживание этого сновидения, т.е. завершение «гештальта сна» - восстанавливает эмоциональные переживания сновидца, для того, чтобы увидеть и расшифровать свое «послание» ,чтобы прочитать свое «сообщение» от подсознания.
          Даже простой пересказ сновидения оказывается полезным, т.к. позволяет лучше осознать спонтанные ассоциации и способствует возможной дедраматизации и выходу эмоций.
           Если человек не помнит свои сны, рекомендуется вечером класть рядом с кроватью блокнот и ручку, и сразу, как только человек проснулся, записать все, что помнит. Психика при этом настраивается на запоминание сна, человек учится быть в контакте со своим сновидением.
Ф. Перлз давал совет человеку, желающему самому разобраться в своих снах : «Если вы желаете самостоятельно поработать со своим сном, запишите его, набросайте перечень всех его деталей, а потом работайте с каждой, делаясь поочередно каждой из них…»

Часть 4.  Поговорим о кошмарах.

           Вот что пишет о кошмарах психотерапевт Каплан-Уильямс в своей работе «Сновидения и исцеление»: Если в жизни мы подавляем определенные события, чувства и эмоции, они возвращаются к нам в сновидениях в виде наших противников, мучающих нас. То, чего мы избегаем во внешней жизни, Источник Сновидений снова возвращает нам на внутреннем уровне».
           Страшные сны часто снятся при подавляемой злости, возмущении, агрессии. Чем активнее подавление и запрет на агрессию – тем ужаснее облик явившегося во сне персонажа (маньяка, преследователя, монстра.)   И вот тогда, когда мы на несколько минут вдруг позволяем себе стать этим ужасным монстром , мы начинаем постигать то, что , что все эти ужасы есть проецируемые и отвергнутые части нас самих.
           Возврат себе этих не принятых частей может быть довольно тяжело и не слишком приятно. Но, тут проявляется очень важная вещь! - цитируя Фрица Перлза : «Здесь появляется необходимость учиться страданию»   Да, как бы это не было тягостно, но – проходить через это страдание все же придется. Если мы хотим двигаться вперед. Мы все бежим от боли страдания, от сознания своей неидеальности и несовершенства, пытаясь увернуться, обойти все то, что приносит боль и дискомфорт нашему Эго. И такой образ действий – не замечать своих проблем, отворачиваться от всего ,что нас пугает – приводит к внутренним конфликтам, неврозам и появлению различных фобий. Но если мы все же решимся набраться храбрости и пойти туда, где страшно и неприятно, чтобы признать, принять и вернуть себе свои отторгнутые части, то окажется, что в них кроется много ценной энергии. И наша задача – ассимилировать их и сделать своими. Нет риска в том, чтобы сыграть отвратительного и ужасного персонажа из своего сна. Более того, можно ожидать, что чем он страшнее и неприятнее в сновидении, тем больше в нем аккумулировано энергии, тем больше необходимости в дальнейшей психотерапевтической работы.
           Когда мы начинаем отвергать нечто в своей жизни, отворачиваться от проблем, событий или мыслей; не готовы принять важное решение, то сны настойчиво и планомерно пытаются нас вернуть к болевой точке, напомнить и призвать к ее решению.
Такая вот полезная функция нашей души, призывающая нашу личность к развитию и целостности.
           Часто в страшных снах сновидец просыпается в тот момент, когда почти готово совершиться насилие, или где ему грозит смерть. Воспоминание о таких снах само по себе пугает, часто такие сны рассматриваются человеком как негативные пророчества.
           Если  сон прерывается внезапно, но по содержанию не закончен и вызывает сильное беспокойство, то стоит доиграть этот сон во время работы  с психотерапевтом., и завершить незаконченную ситуацию наилучшим для себя образом. Доигрывание сна – это  завершение на физиологическом плане того, что не доделал организм в о время сновидения.   При этом  незавершенная ситуация получает наилучший финал и возникшая во сне тревожность переводится в действие .

Эпилог.

            Не стоит искать прямых параллелей между завершением ситуации сна и реальной жизнью. Сам по себе этот  законченный  процесс  - составляет основу для осознавания пережитого опыта, и обсуждения возникших ассоциаций и озарений в связи с этим опытом.
            Сны обнаруживают те аспекты человека, которые обычно не осознаются, раскрывают наши бессознательные мотивы, действующие в наших взаимоотношениях, показывая нам другой взгляд на привычные, казалось бы,  вещи.
             Закончить мне  хотелось бы  цитатой  известного юнгианского психоаналитика Джеймса Холла :
«Сон есть часть реальности, чье происхождение носит личностный и неясный характер; его назначение – внесение полноты идей и смысла  наряду с неопределенностью, а судьба в мире эго бодрствования оказывается в наших собственных руках.  Если мы отнесемся к сну с интересом и уважением, то он послужит нам во многих отношениях.
Сновидения – таинственные сущности, похожие на послания неведомого друга, который заботится о нас, но объективным образом. Почерк и язык этих посланий порой неясен, и все же  нет никакого сомнения в отношении подлинного интереса, лежащего в их основе, к нашему конечному благосостоянию, которое может отличаться от  состояния благополучного состояния, которое, как мы воображаем, и является нашей целью.»