Хорошо структуированный Гармин

Гари Забелин
Никогда прежде так не говорил, а после этого случая часто признаюсь: “Я человек невежественный” – сам признал. Говорю так часто, что если кто-то согласится, я заинтересуюсь с целью разобраться с собой, не с утверждающим... Но не верят – наверное думают, что наоборот. Или причина более запутанная. Вроде, если ему так сказать, он подумает всерьез о том, что именно он может сообщить по этому поводу и по его существу и, скорее всего передумает говорить хоть что-то. Вот и приходится рассчитывать только на опыт своих ошибок.


                Хорошо структуированный Гармин



В середине хайвэя, когда со скоростью 140 км в час я, похоже приближался к своей развязке и теперь ждал лишь указания от говорящего навигатора «Гармин», этот Гармин сменил язык с привычного английского на такой, что я никогда в жизни не слышал.


 
Надо сказать, что ориентирование по надписям типа указателей поворотов или въездов на хайвэй, для меня  непосильная задача... нет, не то что вы подумали, как раз английский язык я знаю хорошо, но надписи я вижу настолько хорошо, чтобы сказать, что это надпись, а не настолько, чтобы сказать, о чем  в ней... Опять не то что вы подумали! Прямой опасности на дороге я не представляю потому что я, например, вижу что это большой трак, а это маленькая  легковушка. К тому же и к счастью, дизайнеры автомашин создают их таким образом, что все они имеют крупные отличительные детали, как-то колеса, бамперы, сигнальные лампы. Кроме того, человек с хорошим опытом и интуицией вовсе не должен приближаться к шилдику на багажнике, чтобы отличить Mercedes от Volkswagen или  Honda Civic от Toyota Camry. А интуиция у меня столь же хороша, как и английский язык.


 У меня другая проблема и она простая – читать я могу с расстояния 30 см или 12 инчей – что вам больше нравится. За пределами десяти процентов от этой цифры у меня нет резкости. Опять вы неправильно поняли – очки на дальнее смотрение – вот что вы подумали! Почему я знаю, потому что сперва я подумал тоже самое. Но глазник мне признался, что: "наука не всесильна, объяснить я не могу". И я тут же вспомнил великого мавританского врача, который сказал слепой Иоланте из одноименной оперы ту же фразу, но это происходило в средние века и кроме того Иоланту врач все-таки вылечил. Я все же спросил доктора, и многим ли глазники не могут ничем помочь и он мне назвал цифру, которую я умолчу из опасения лишить надежды тех, кому помочь возможно.



Зато теперь вы меня поймете, если я скажу, что единственный выход для человека с недостатками типа моих и с моими же достоинствами – хороший навигатор с правильным, громким языком и чистым произношением. Навигатор  то я и купил и пользуюсь им уже давно и никак не могу то-есть не мог нарадоваться с тех  пор как купил до самых сих. Его то и зовут – Гармин, а если станете покупать, то просто – Garmin.



Скажу вам, что по - природе своей я очень благодарный человек. Иногда говорят – к хорошему быстро привыкаешь. А я нет. Я все эти месяцы вместо избитой поговорки – слава богу, после каждой поездки по сложной для меня местности, уже приближаясь к дому – всегда произносил: “ Слава Гармину”.  И я знал, что поступаю верно, поскольку не беспокою бога вообще, а переадресую свою благодарность в конкретный адрес. Я даже испытывал удовлетворение что снимаю с бога излишнюю нагрузку в связи с мелочными излияниями души его чада. Я полагал, что бог оценит мою предупредительность.


И вот сегодня... я уже был однажды в этом месте - где-то в районе большого  Apple... там два входа – один до а второй после него.  Какой вход  по счету мой – первый или второй – не помню – с возрастом ухудшается не только зрение... ну это вы знаете.. о скорости я уже упоминал, помню лишь, что я очень спокоен и уверен в себе... то есть целиком надеюсь на Гармина, который что-то сейчас скажет и, даже слышу как он говорит, но неожиданно для себя начисто не понимаю о чем, причем в такой степени, что в голове промелькнуло: “...я забыл английский!”, но это лишь на одну секунду в течении которой навигатор молчал, видимо в ожидании, пока я выполню команду. Ту которую я не распознал!



Этой секунды оказалось достаточно, чтобы я проскочил первый выход и взял второй и, уже въехав понял, что следовало брать первый, потому что память реагирует на пейзаж, а пейзаж открывается уже после того, как вход взят, а не до.



Теперь я въезжал в совершенно незнакомую мне часть города, к тому же неизвестно какого – в Силиконовой Долине вообще мало кто знает, как называется город по которому ездишь каждый день. Стоял час пик, а мой навигатор непрерывно на неизвестном мне языке очень возбужденно что-то говорит. Я ничего понять не могу, поскольку такого языка я, похоже в жизни не слышал, понимаю лишь, о чем он мне часто и возбужденно вещает – то есть ведет себя адекватно тому, что клиент не туда свернул и что-то предлагает, и я даже понимаю тему предложения – надо ехать в какую-то другую сторону и, очевидно, даже говорит в какую, он себя и прежде так вел, но на английском...


Я конечно пытался овладеть ситуацией, заглядывая на надписи на перекрестках, конечно базируясь на поговорке, что утопающий хватается за соломинку. Впервые в жизни я ощутил эту поговорку не как смешную прибаутку а как грустную правду и, в конце концов сообщил себе же: "с чего оно появится, с испугу что-ли?".
Через полчаса, все еще не зная, где я и как далеко от дома, я ощупал себя, удостоверяясь, что кошелек с кредитными карточками не забыт, а бензозаправки все еще появляются в поле зрения, принялся задавать себе все тот же вопрос: "Так на каком же языке этот Гармин заговорил?". - Не вовремя начал думать на отвлеченные темы, - сопротивлялся организм,  Ну, это громко сказано. Из отвлекающих лишь одна тема осталась со мной –  мой навигатор и его отношение к языкам, в особенности "к этому..."


...Возмущение, что странный язык, который я не могу узнать даже при моем пусть поверхностном, но полиглоте, превратилось в чувство оплеванности. Было еще какое-то чувство, с которым я был знаком, но вспомнить, как оно называется, в этой обстановке не смог.

Я подавил свою нервную потребность порассуждать и, в конце концов перебрался в правую полосу, разыскал подходящий паркинг чтобы юркнуть (паркинги еще крупнее, чем машины, так что их я вижу)... юркнул и запарковался возле ресторанчика Subway под жгучим солнцем. К счастью -  подвернулось вакантное место под тентами ресторана и я, с навигатором в руках, устроился на столике – даже бутерброд брать не стал - мне не терпелось и  тут же приступить к расследованию…


Навигатор Гармин, как только я отключил его от батарей начал нервничать особо сильно. Психология паразита... и это после того, что он мне устроил!  Ну, это я предвидел – он был недоволен, что придется расходовать свои внутренние батареи а не вытягивать ток из аккумулятора моей машины. Я потому знал, что в настоящий момент он жалуется, что неоднократно слышал текст – в английском варианте – примерно столь же обиженно. 


Надо сказать, что в ресторане было время ланча - люди перекусывали и перебрасывались фразами. Звучал  английский и испанский, французский, итальянский, и русский, но все это с английскими вкраплениями.   Я даже их хорошо различал между собой, китайский же был непонятен, но как родной. Разноязычие, вообще не отвлекает. Лишь родной язык действует на организм, будто говорящие сидят за твоим столиком...


Русский столик был далеко, но я хорошо слышал. Судя по разговору, говорящие приехали сюда  с Украины в надежде на бум работы в Америке, о котором они прослышали еще дома, который домом для них никак не являлся и украинского они не знали. Но, пока они решались, или за них решали, рабочий  бум сменился рабочей депрессией, и хотя они уже оказались здесь в Штатах - работу найти не смогли, а виноваты в этом были евреи.


Я подумал, что они правы и что предшествующий бум тоже, скорее всего можно было отнести к действию евреев хотя это как-то не принято. 
Еще я подумал, что ничего нет более соблазнительного и плодотворного, чем антисемитизм - так мне кажется. Антисемитизм объясняет появление и долгую жизнь Христианства,  так мне кажется. Антисемитизм - это чувство злобы к предмету, которого ты не знаешь лишь потому, чтобы его узнать, нужно проделать работу, а стало быть разобраться в предмете и в известной степени, стать таким же - стать евреем хоть на короткое время, пусть в воображении. А это тяжелый инвестмент - разбираться в том, что ты изначально ненавидишь. Зачем, чтобы перестать быть самим собой что-ли?
И тут меня прошибло!


 Я не могу узнать язык, на котором заговорил навигатор, зато я начал узнавать чувство, которое я испытывал к нему - оно сильно напоминало мне чувство антисемитизма, насколько я мог разобраться. Так что, спасибо "русскому столику"... И, я отключил свой слух...


Я был опять с Гармином. Я приблизил лицо к панели навигатора. Я тыкал в кнопки и читал надписи, то-есть, искал соответствующую установку, искал... Надо сказать, что результат поиска всегда зависит от того, верит ли ищущий в успех или нет. Я в успех не верил. Я не верил, что я на правильном пути. Мне мешала внутренняя логика. Дело в том, что кроме непонятного и, пока невыясненного языка, на котором мне говорил этот навигатор я, еще сидя в своей машине мог увидеть надписи на экране и читать их. Так вот, надписи были на английском!...  а не на том, на котором навигатор Garmin говорил... И я думал, что поиски безнадежны. Представить себе  того, кто мог создать прибор, произносящий на одном языке а пишущий на другом, я  не мог. Именно в эти минуты я понял, что дорогой логики до дома я не доберусь. Но, как только я это понял, я увидел!


Одна из страничек меню отображала перечень языков, на котором Гармин способен говорить! И, там был испанский, английский и... португальский. Португальский с надрывом подумал я! Точно, я не знаю, как он звучит! Навигатор говорил на Португальском! Он говорил на Португальском, печатая по-английски! Я тут же перестал выяснять, “как это все могло произойти”.



И, естественно что через несколько секунд я «вырвал его грешный язык» и вставил английский, вырулил на полосу, а еще через пять минут уже гнал по хайвэю в направлении к дому. Навигатор сообщал мне все что надо и, опять я стал ощущать его частью своего организма – сильно усовершенствованного, но моего, как студент, который принимает таблетки для ускорения мыслительного процесса, через некоторое время начинает всерьез верить, что соображает быстрее, чем сосед, который не принимал. Как в знаменитом анекдоте еврей, которого уже минуту назад крестили ощущает превосходство перед «жидом пархатым», еще не крещенным и все еще сидящим на скамейке в ожидании крестного батюшки...!


Я гнал машину. Я гнал в направлении к дому. Я догонял идущую впереди машину, показывал левый поворот, обходил машину, показывал правый поворот, возвращаясь в свою полосу и снова опять и опять. Словом, я оказался в привычном для себя режиме на хайвэе. И вот, как только я в нем оказался, моя подкорка - это была несомненно она, расположила перед моими глазами перечень языков, на которых Гармин разговаривал. Не то даже что он может говорить и писать на разных языках - нет, что-то другое. Что именно, я понял, обогнав очередную машину. То что я понял - меня как стукнуло, ударило в лицо - я даже почувствовал на нем краску. Он, Гармин не говорил по-русски! На каком-то португальском, на котором уже наверное никто не говорит - говорил, а Русский - великий и могучий - игнорировал! Не совсем в этом дело! Вот что я почувствовал: "Наших бьют!". И тут же: "За что?" и душа моя ощутила просветление, как будто я еще не знал дорогу к истине, но нащупал ее. Как указатель: "Истина - следующий поворот направо..." 


Чуть забегу вперед. Эту ночь я, конечно уснул в своей постели. Но, первое что я сделал, добравшись до компьютера, напечатал вопрос Гуглу: “Наиболее распространенные языки в мире” и тут же получил ответ в виде целого списка.   Я не принялся рассматривать весь список, а сразу же прыгнул к Португальскому.  Я уже после прочитал цифру в 170 миллионов. А сперва кровь бросилась мне в голову – Португальский стоял на одну строчку впереди Русского.


  Но это то что произошло после. Какое же объяснение главному: - Кому нужно одновременно два языка – один для письма, а другой для говорения? Это оказалось более сложно. Из объяснений я смог найти лишь следующее! 


В связи с успешной деятельностью навигатора до сегодняшнего странного случая, я благодарил его так часто, как когда-то Всевышнего. Я перестал благодарить Бога, я объяснял это заботой о нем же, о его бесценном времени. А Он объяснил иначе. И, чтобы довести до меня свое неудовольствие, Он заставил Навигатор писать по английски, но говорить по португальски. Человек бы этого делать не стал...