Кроме времени

Элла Крылова
О книге Екатерины Крыловой "Московское время"


       В наш век время как будто пустилось в галоп. С чем это связано? С впечатляющими успехами технического прогресса? Или причины такого ускорения находятся в метафизическом? Многие сегодня говорят о наступлении «последних времён». Но люди уже не раз их ждали: ждали и первые христиане, ждали конца света в тысячном году, и в двухтысячном, и после. Но по-прежнему «запущенный куда-то как попало, / летит, жужжит, торопится волчок», как писал Александр Блок в начале прошлого столетия. Однако, нельзя не заметить существенных изменений в мышлении. Народ почти перестал читать. Литературное слово заменил видеоряд. У молодёжи мышление клиповое. Да что молодёжь! Автор этих строк попытался перечесть обожаемого в юности Бальзака – и, увы, на двадцать пятой странице одолела скука.
      
       И вот Екатерина Крылова выбирает для самовыражения малые формы прозы – сознательно или интуитивно, пусть это останется авторской тайной. Необязательно ведь писать пространный роман, чтобы выразить самую суть бытия. Вот, к примеру, восточная притча. Из чёрной весенней земли появился цветок. Он раскрыл свои лепестки и воскликнул: «Как здесь хорошо! Как сладок воздух!» Лежащий рядом камень проворчал: «Века, века одно и то же. Можно треснуть от скуки».

       Короткие рассказы и эссе Екатерины Крыловой напоминают притчи, в которых есть место и для философии цветка, и для философии камня, ибо это – две ипостаси жизни, как китайские инь и ян. Мужское невозможно без женского, женское – без мужского. Где есть горы, там есть и долина. Но Крылова не забирается высоко в горы, чтобы слушать наставления анонимных махатм, мудрость жизни она черпает из простых, часто бытовых историй. Ведь и к быту можно подойти творчески. Не для того ли он нам дан, чтобы мы на малом учились большому? Как сказал один поэт: «Безупречен будешь в малом – и великое доверят». Нам, русским, с нашей бурной эмоциональной торопливостью, было бы полезно практиковать китайскую чайную церемонию и буддийскую медитацию. Храм души строится из кирпичиков пусть маленьких, но добрых дел. А Христос сказал нам: «Царствие Божие – внутри вас».

       Возникает вопрос: зачем вообще писать, если предложение превышает спрос? Когда Елену Шварц спросили, для кого она пишет, гениальная петербуржанка ответила: «Для себя и для Бога». Для себя – понятно. Но неужели Богу нужны наши жалкие творческие потуги? Моя рижская подруга Татьяна Тамане объясняет это так: «Бог творит в мире добро нашими, человеческими руками. Других рук у него здесь, в материальном мире, нет». Да и созданы мы, как говорит Библия, «по образу и подобию Божиим». Бог – Творец, стало быть, и нам присуще творческое начало, что несомненно, вопрос только в том, куда оно повернётся – в сторону Бога или его врага.

       Блаженный Иоанн (духовный глава Православной Церкви Божией Матери Державная), высоко оценивший первую книгу Екатерины Крыловой «Лесные цветы», говорит о том, что нужно различать духов, то есть не быть медиумом тёмных сил. Творчество ведь часто связано с пьянством, наркотиками и промискуитетом. Но за Екатерину Крылову можно не опасаться: она – монахиня в миру. Образ её жизни – исключительно высоконравственный. Тёмные силы, естественно, атакуют её, но не способны внушить ей ни слова. В результате перед нами предстаёт истинный писатель-гуманист, чьё сострадание вмещает не только людей, но и «братьев наших меньших».

       Крылова ничего не проповедует и никого не поучает. Она просто рассказывает, как рассказывала Шахерезада свои сказки, с той разницей, что в рассказах Крыловой сказочного мало. Она просто погружает вас в ту или иную ситуацию, оставляя за вами право самим делать выводы и давать нравственные оценки. Это – дар свободы, выше которого нет ничего.

               

                19.12.2013

Проза Екатерины Крыловой здесь: http://www.proza.ru/avtor/katarina37
На фото - Екатерина Крылова, 1975