Ментовка- ностальжи

Сергей Сунгирский
 "Ах! Ляженес, ляженес..." (Сорь, что по-французски).:)

                1.

Вечер, накануне Рождества... Проезжаю через провинциальный, малоэтажный, заснеженный городишко. Центральная улица совершенно пуста. Ни машин, ни людей. Окна домов светятся праздничным уютом. Во многих окнах видны наряженные ёлки, мерцают разноцветья гирлянд. Обитатели городка готовятся встретить Рождество...

За мостом через реку- серое, трехэтажное здание райотдела милиции. Здесь сейчас светится лишь одно окно на первом этаже. Тоже, видать, весь личный состав- по домам, праздует.
С этим, мрачноватого вида казённым домом, меня связывает одно ...очень тёплое, приятное воспоминание. Здесь, когда-то, по юности, я совершил, пожалуй, ...самое изящное, из всех своих преступлений.

Доводилось ли вам когда-либо что-либо угонять у ...ГАИшников?:) Да ещё- прямо из райотдела милиции? Думаю, очень немногие, даже профессиональные угонщики могут этим похвастаться. А вот моя биография отметилась, в этом городке, как раз таким вот ...колоритным фактом.
Дело было в далёком 1984-м году. После окончания первого курса института, приехали мы на "шабашку" в село, располагающееся в 15-ти км. от вышеупомянутого городка. ("Мы", это- я и ещё двое моих однокашников. (Один из коих,- увы- прошедшим летом уже ..."переменил миры". Открыл наш печальный счёт на выбывание. В котором "Иных уж нет. А те- далече"...). Строили мы там летние загоны для колхозных бурёнок. И тёлок...).
Работа была не лёгкая. Но ...лето было жарким и щедрым. Вода в двух речках за селом- чистая и тёплая. Мы были ...существенно моложе, чем ныне. А местные девушки... ,по мере своей благосклонности, морально компенсировали нам тяжесть наших дневных трудов.
На ту шабашку я приехал на своей Яве. (Справка для тех, кто ...уже не в курсе: Ява- самая престижная, для тех времён, марка мотоцикла. Иметь в 84-м Яву- то же самое, по "крутизне", что сейчас BMW. "Чёрный "бумер" заводной").
И вот, как-то, июльским поздним вечером, после жаркой деревенской баньки с пивом, поехал я на ней... Поехал, в общем. "И надобно ж беде случиться, что около тех мест голодный рыскал" ...ГАИшный наряд. Патрульная "пятёрка" в сопровождении грузовика. Они там периодически устраивали ночные облавы на местных пацанов, рассекавших, без документов и водительских прав, на разношёрстном мотоциклетном чермете. На эту-то облаву я и наехал. (Или они на меня?...).
...У меня документы и права были. Но ГАИшникам сказал, что оставил их дома. (Осмотрительно). Ибо ...ехал я без шлема. А запах пива, от меня исходящий, не способны были замаскировать ни ароматы окрестных ночных лугов, ни фитонциды июльских лесов. Пойман с поличным, одним словом. Если б я свои документы им предъявил, обратно их они бы мне , конечно же, не отдали.
...Протокол я подписывать отказался (Очень осмотрительно). Свидетелей, чтобы его подписать, на ночной просёлочной дороге ...не сыскалось. Ключи от Явы не отдал. Блюстителям правопрядка осталось удовлетвориться лишь конфискацией моей Явы. Выкинули из кузова грузовика трап. Попотев, закатили по нему в кузов мою ласточку. (Бережно! А какой-нибудь "Восход" или "Минск" просто закинули б, без церемоний). Уехали. А я, в расстроенных чувствах, поплёлся восвояси пешком. ("А каким чудесным этот вечер" ...обещал быть!...).

Ранним утром следующего дня еду, первым рейсовым автобусом, в райцентр, в милицию. Совершенно не представляя, как мне теперь решать эту проблему? Яву-то, скорее всего, отдадут. Техпаспорт на неё, регистрация- в порядке. А вот прав, видимо, лишат. И надолго...

Сонный дежурный за стеклом, на входе в здание райотдела милиции, сообщает мне, что приехал я слишком рано. Милицейский трудовой день ещё не начался. В райотделе никого пока нет.
Я вышел из здания обратно на улицу. Ждать оставалось ещё с час. Погулял немного перед милицейским фасадом. Потом завернул за угол милиции. Там, с тыльной стороны здания, -милицейский двор. Вход в него преграждают металлические ворота. Но ...не совсем. створки ворот премкнуты цепью, остваляющей просвет между створками шириною, примерно, в метр. Т. е., пройти во двор, слегка пригнувшись под цепью можно. А вот выехать на машине- уже не получится. Заглядываю во двор. Он пуст. На противополжной его стороне- ряд кирпичных боксов для милицейских авто. А слева от боксов- длинная клетка, сваренная из арматурных прутьев. В ней заперта большая куча конфискованного мото-железа. "Восходы", "ижи", "верховины", "минские"... Моей Явы среди них не видать. Настроение ...падает ещё ниже.
Но тут калитка одного из боксов приоткрывается. Из неё выходит помятого вида мужичок в штатской одежде, с метлой. Начинает мести двор.
Эх! Борзеть- так борзеть! Решаю войти во двор, заглянуть в милицейский бокс.

...Тут она, ласточка. Стоит прямо напротив ворот, лицом к выхду. Между милицейскими УАЗиками. Уж не знаю, почему, но ГАИшники не заперли её в общий мото- обезьянник. А уважительно поставили ...в свои ряды.

По боксу, меж тем, как-то заторможенно перемещаются человек пять мужиков. Метут полы, собирают мусор. Тоже, как и метущий двор, одетые в гражданскую одежду. На моё появление они совершенно никак не отреагировали.
Подхожу к своей Яве, осматриваю её. Вроде, всё- на месте. Ничего, "на всякий случай", ГАИшники с неё не сняли.
"Ваша?"- звучит неожиданно вопрос одного из мужиков в боксе. Форма обращения ко мне на "Вы" человека, в отцы мне годящегося, по возрасту, его уважительная интонация придала новое направление мыслительному процессу в моей голове: "Кажется, они ...приняли меня за кого-то ...не того, кем я в действительности являюсь".
"Моя"- отвечаю ему.
-На службу? -следует новый вопрос. ("Ну точно! Видимо, он принимает меня за ...милицейского сотрудника". Здесь упомяну следующий нюанс: все УАЗики (оба):) в том боксе были ярко-жёлтыми, с тёмно-синим полосами вдоль бортов. (Разумеется, с надписью: "Милиция"). Моя Ява была жёлто- чёрной. (Жёлтые бак и боковины. И чёрная симплексная рама). Т.е., в ряду УАЗов выглядела ...почти родной. Это обстоятельство, видимо, и привело мужиков к ложным выводам отнносительно моей персоны). Отвечаю, на всякий случай, неопределённо-восклицательным жестом. Который истолковать можно ...как угодно. Сам спрашиваю осторожно: " А вы сами-то кто будете?"
-Так ...-"пятнадцатисуточники"- ответствует мужик.
Понятно. Посаженных на пятнадцать суток привлекли к ...освобождению милиции от мусора. Действую далее уже смелее. А мысль ...уже летит вперед: "А протиснусь ли в проём между створками ворот? А пройду ли по высоте, под замыкающей ворота цепью?"...
Вставляю ключ зажигания, поворачиваю ...с замиранием сердца. Световые индикаторы загораются. "Электрика" работает! Значит, аккумулятор тоже- на месте. Рукою резко жму на рычаг стартера. Как обычно, движок запустился с полтыка. На холостых оборотах он работает тихо, солидно, с чувством собственного достоинства. Так! теперь, главное,- доиграть до конца роль. Не суетиться. Выехать с территории милиции.

Известный литературный классик учил нас: "Безумство храбрых! -Вот- мудрость жизни!" Позволю себе с классиком не согласиться. Безумство храбрых, скорее,- локомотив жизни. А её мудрость- в дерзости умных.

Сажусь на Яву. Командую вопрошавшему меня мужику: "Бокс открой пожалуйста!"
Тот отворяет мне одну створку бокса. ...Двор, по прежнему, пуст... "Ну, что ли,- с Богом!" Поехали!
Подъезжаю, потихоньку к воротам. С трудом, но пропихиваю Яву между створками. Цепь оказалась тоже, на нужной высоте. Пригибаюсь к рулю. Она лишь слегка задела за верх ветрового стекла. Оказавшись по ту сторону ворот, увидел бегущего от здания милиции дежурного, машущего мне на бегу рукой: "Стой!"-типа.
Да щас! Хотя бы пять секунд назад надо было "делать ручкой". Когда я был ещё за воротами, внутри милицейского двора. А сейчас, когда я уже- на воле, -поздняк махать. "Я от дедушки ушёл! Я от бабушки ушёл!" Газу! Ява, привстав "на дыбы", резко стартует с места. От милиции сразу- на мост! Мне- на противоположный берег. И попасть на него я могу либо здесь, либо- ...нигде.
За мостом надо сразу нырнуть вправо, в тихие, полусельские провинциальные улочки. я их, в общем, ...не знаю. И очень рискую заехать в какой-нибудь тупик. Но выбирать не приходится. Ехать по центральной улице- ещё более рискованно. Лавирую по закоулкам, выдерживая нужное мне направление на выезд из города. "Нас не догонят!!!" (Ах! молодость, молодость...)

2.

Побег!-Вот пример наиболее острых, непередаваемо волнующих и ...КРАСИВЫХ, ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩИХ ощущений! Тем более,- побег -экспромт. Неподготовленный, спонтанный. ("Побег- на рывок" Кажется так это называлось на сленге старых тюремных сидельцев). Нынче люди, со средствами, гоняются, по жизни, за новыми впечатлениями, приключениями, несущими новые переживания. Переживание побега, наверное, -одно из самых ...не покупаемых. Можно, к примеру, заплатить деньги и слетать в космос. А побег... Как его купишь? Тут ведь, для полноты ощущений, надо знать, что всё- по настоящему. А купленный побег настоящим быть не может. В отличие от купленного полёта в космос...

...Непосредственно перед выездом из города мне всё же пришлось выехать на центральную улицу. Иной дороги просто не было. Завидев въездной знак, сбавляю скорость. Еду медленно. Движок, на малых, едва шелестит. Осторожничаю, потому, что прежде часто видел ГАИшный патруль, стоявший у того знака . Если они и сейчас там, важно, чтобы я привлёк их внимание как можно позже. Тогда у меня будет больше шансов, резко дав по газам, прорваться мимо них за город. Но... это был МОЙ день! ГАИшников там не оказалось.
За городом откручиваю ручку газа до упора. Ветер свистит в ушах и остервенело треплет мои волосы. "НАС НЕ ДОГОНЯТ!!!" Шоссе изобилует крутыми поворотами. Это даёт мне преимущество перед автомобилем вероятных преследователей. К тому же, я могу свернуть в лес и уходить "партизанскими тропами".

...Я так и не узнал, была ли предпринята погоня за мною. Долетел я, стремглав и без помех, до нашего села. Быстро загнал Яву в сарай, где и прежде её ставил. Повесил на дверь замок. ВсЁ! Минута торжества и гордости за себя: "Я их ...сделал! "Я от волка ушёл! Я от медведя ушёл!"" (Фамилия, кстати, главкома наряда тамошних ГАИшников была Медведев. До сих пор помню).

...Он (Медведев) приезжал потом, с облавами, в наше село. И не раз. Меня останавливали. И отпускали... Ведь, "чтобы делу дать законный вид и толк", нужен был какой-то новый повод, чтобы прикопаться ко мне. Новых поводов я, очень старательно, более не давал. А инкриминировать мне старый, значило бы, для них,- предать огласке тот курьёзный факт, что я совершил угон прямо из ГАИ. И уцепить меня за это никак нельзя, потому, что угнал-то ...свою собственную Яву. А кому охота выставлять себя в смешном положении?!. В общем, дальше возмущенных рассуждений инспектора Медведева про "наглость моквичей- вообще" дело так и не пошло.

И, тем не менее, угон этот имел последствия, для меня,- ...более, чем серьёзные. Начавшиеся, как ...романтические). Но это уже-другая история...