Геополитические интересы России на Украине 2014

Сергей Сизов Омск
Эта статья была написан и опубликована в марте 2014 года. Это важно учитывать, поскольку ситуация на Украине и Новороссии менялась тогда очень быстро. Статья была предложена на научную конференцию, поэтому мне пришлось писать академически, избегая эмоций.
Сейчас, спустя годы, бы я сделал несколько иные акценты, изменил бы некоторые выводы. Есть ощущение, что Россия не использовала все возможности Русской весны 2014 годы. Панический страх нынешней политической элиты России (и связанной с ней олигархией) перед западными санкциями помешал более эффективно оказать всестороннюю помощь нашим убиваемым братьям в Новороссии, в том числе в создании там большого жизнеспособного государства. Не было не только военного вмешательства, не была оказана своевременно полноценная помощь русским людям, вставшим на борьбу не только с бандеровским фашизмом, но и западной агрессии против всего Русского мира. Гуманитарные конвои из России, которые, кстати, пошли очень поздно, лишь подчёркивают слабость российской политики. Вместо военной помощи был позор Минских соглашений, который русским людям на Украине мало что дал.

Статья публикуется в том виде как она была написана 04.03.2014 года.
---------------------------
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ НА УКРАИНЕ: ОЦЕНКА РИСКОВ И ПЕРСПЕКТИВ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

В данной публикации сделана попытка «по горячим следам» оценить геополитические возможности России для защиты своих интересов на Украине после захвата власти «майданом», бегства Януковича и активизации пророссийских сил в Крыму.

Той Украины, которая была до 2014 г., уже никогда не будет. Ситуация кардинально изменилась. Отложенные конфликты и противоречия обозначились во всей своей глубине. Фактически распад СССР для Украины заканчивается лишь сейчас после отделения (пока де-факто) Крыма и новой ситуации в русскоязычных регионах Украины. Также как для Грузии он в значительной степени закончился в 2008 г. Изменения неизбежны и мы можем говорить лишь о вариантах перемен. В данном случае рассматривается только геополитический аспект, хотя он теснейшим образом связан с экономическими, культурными, военными, информационными аспектами.

Угроза стратегическим геополитическим интересам России - главная причина для вмешательства России. Каким Россия желает видеть соседнюю Украину? Дружественное украинское государство, как минимум, не вовлечённого ни в какие военные блоки и военные союзы враждебные России, но лучше имеющее с Россией военный союз и входящее в различные таможенные, экономические и другие интеграционные соглашения на постсоветском пространстве. И, конечно, уважающее русский язык и культуру, не заигрывающее с фашистскими недобитками и не пытающееся оправдывать их преступления.

Если же ситуация, как сейчас, развивается в обратном направлении, т.е. есть риск создания враждебного нам государства, в котором русские преследуются, а бандеровцы получают власть. Если стоит угроза вступления Украины в НАТО и потери нами севастопольской базы, Россия не может не вмешаться.

Очевидно, что те мелкие тактические выгоды, которые могла бы получить Россия, не вмешиваясь в украинские дела, в долгосрочной перспективе не сопоставимы со стратегическими потерями, которые могут привести её (при определённом стечении обстоятельств) к политическому и экономическому кризису. Примеры двух чеченских войн, абхазского и югоосетинского конфликтов, дают нам реальное подтверждением этому. Конечно, жаль, что Россия потеряла слишком много времени, слишком поздно серьёзно озаботилась своими интересами на Украине. Если хотя бы часть денег, потраченных на Олимпиаду, была вложена в создание пророссийских структур на Украине, в информационную политику, то, возможно, прямого вмешательства можно было избежать.

Рассмотрим теперь отдельные сценарии вмешательства, которые уже даёт нам история послевоенных десятилетий. Большинство их можно типологизировать следующим образом:

По поводам вмешательства:

1.Объявление власти захватчиков нелегитимной.

2.Развязывание захватчиками террора и беззакония, правовой хаос.

3.Нарушение новыми правителями прав национальных и религиозных меньшинств страны, акты геноцида.

4.Официальное просьба о введения войск со стороны признаваемых властей другого государства.

5.Угроза дестабилизации международной обстановки, вследствие вступления во враждебный военный блок и (или) вмешательства другой или других враждебных иностранных держав, угрожающих национальным интересам.

Таким образом, поводов для вмешательства у России на сегодняшний день тоже достаточно. Их, по крайней мере, куда больше чем у США, когда они вмешивались в событии в Югославии, Ираке, Афганистане. Имеется нелегитимный режим, имеется угроза русскому и русскоязычному населению, имеются факты террора со стороны «майданщиков» и т.д.

Очевидно, что сегодня Россия скована целым рядом факторов, которые не позволяют ей использовать все имеющиеся ресурсы для установления дружественного режима на Украине. Но есть факторы, которые ей и способствуют. Попробуем обозначить самые главные факторы, способствующие и препятствующие российскому вмешательству.

Факторы, способствующие российскому вмешательству:

1.Наличие региона (Крым), который полностью поддерживает российскую власть, экспансию и готов стать частью России.

2.Наличие регионов на Юге и Востоке, где преобладает русское и русскоязычное население.

3.Наличие крупной военной базы в Крыму с соответствующей инфраструктурой.

4.Экстремистские русофобские действия и высказывания «майдановцев» и «новой власти».

5.Политическая неопределённость и сомнительная легитимность «новой власти».

6.Симпатии абсолютного большинства населения России, поддерживающих русских братьев на Украине.

7.Переход многих украинских силовиков на стороны правительства Крыма.

8.Слабость украинской армии и флота.

9.Экономическая слабость «новой власти» в Киеве и экономическая зависимость её от России.

10.Усталость столичного населения Украины от «майдана».

11.Опыт проведения подобных операций в Южной Осетии и Абхазии.


Факторы, препятствующие российскому вмешательству:

1.Поддержка «новой власти» Украины со стороны Запада.

2.Поддержка «новой власти» в Киеве со стороны большинства населения Западной Украины.

3.Дерусификация русских жителей Украины и насаждение на Украине на протяжении десятилетий "образа врага" в отношении России.

4.Возможные политические, дипломатические и экономические санкции против России со стороны Запада.

5.Сохраняющиеся иллюзии в отношении «майдана» у части украинского населения.

6.Отсутствие сильных, хорошо организованных пророссийских общественных организаций на большинстве территорий Украине.

7.Насаждение антироссийской истерии в украинских СМИ.

8.Наличие тысяч хорошо подготовленных боевиков-националистов из западноукраинских регионов.

9.Дискредитация себя режимом Януковича, который рассматривался многими украинцами до последнего времени как пророссийский политик (поэтому косвенно дискредитировал и Россию).

10.Отсутствие чёткой и продуманной стратегии России на постсоветском пространстве.

Вывод, на мой взгляд, заключается в том, что в случае вмешательства факторы способствующие вмешательству достаточно сильны. И вот здесь важно учитывать и форму вмешательства.

По методам вмешательства:

1.Ввод войск, кратковременная оккупация, установления дружественного режима, вывод войск с заключением военного союза и создание военной базы (или баз).

2.Ввод войск, долговременная оккупация, установления дружественного режима, заключение военного союза и создание военной базы (или баз).

3.Военная, политическая, финансовая, информационная поддержка дружественных повстанцев без военного вторжения с перспективой их победы и заключения военного союза.

На сегодня (день, когда пишется данная статья - 04.03.2014) выбрана, на мой взгляд, одна из самых удачных из возможных стратегий вмешательства, учитывающая абхазский и юго-осетинский вариант 2008 года.

1.Установление (без крупного вторжения войск РФ) дружественного режима в Крыму как базы всех пророссийских сил на Украине и примера для других регионов.

2.Переподчинения всех силовых структур Крыма правительству в Симферополе.

3.Проведение референдума и объявление Крыма государственным образованием (можно пока и не государством), имеющим собственную внешнюю политику.

4.Создание сильных пророссийских сил самообороны Крыма при военной поддержке российской армии и блокирование границ полуострова.

Дальнейшие действия России будут во многом определяться ситуацией. Крым захватить в силу его стратегической особенностей у новой власти Киева не получится. Побережье контролируется Черноморским флотом России и новыми ВМС Крыма. Аэродромы уже захвачены. Сухопутная полоска, отделяющая полуостров от новороссийских территорий Украины, уже перекрыта кордонами и, возможно, будет ещё усилена российскими войсками. Экономическое удушение Крыма также проблематично, хотя и газ, и другие ресурсы Крым получает через перешеек, но восток Украины вряд ли так легко позволит поставить Крым на колени. Да и газ-то ведь российский. В принципе, наладить поставки топлива через Керченский пролив вполне возможно. Необходимо будет вскоре выпускать и крымские деньги или вводить российский рубль. Особое внимание следует уделить крымским татарам, не допустив там подъёма антирусских настроений.

Киев в ближайшее время вряд ли рискнёт начать вторжение в Крым. А если решится, то успехом оно не увенчается. Более вероятна попытка силовым путём подчинить другие части Юго-Востока Украины. И здесь дело будет зависеть от уровня самоорганизации русскоязычных регионов Украины. Они должны сами, как и Крым, обратиться к России. И в конце концов, своим сопротивлением доказать своё право на помощь. Россия должна помочь вооружённым силам Юго-Востока деньгами, оружием, но пока избегать прямого вмешательства. Хотя ситуация быстро развивается и может быстро измениться.

Западные СМИ сегодня мучительно ищут картинки военных действий российской армии на Украине. Им надо запугать своего обывателя русским медведем, а показывать пока страшные картинки не получается. Значит надо быть готовыми к провокациям. Скоро бесчинства майдановцев будут выдавать за беспредел пророссийских структур Крыма и Юго-Востока Украины и русских солдат. Вспомним, как это было в Югославии, когда зверства албанцев «на голубом глазу» выдавали за бесчинства сербов.

Запад не решится предпринять военные действия против России, и воевать за Украину не станет. Тем более, что Россия является важным партнёром США по Сирии и Ирану. Вместе с тем, предпринять серьёзные меры против России экономического и дипломатического характера, а также расширить различные дискриминационные списки Магницкого против российских чиновников, предприятий, банков. Горячие головы американских ястребов предлагают принять немедленно Украину и Грузию в НАТО, но пока вероятность таких решений мала.

Полная оккупация Украины на сегодняшний день для России несёт слишком большие негативные риски и последствия. Она просто бессмысленна и создаст риск осложнения отношений между русскими и украинцами. На это Россия не пойдёт. Большие потери армии в западных регионах, террористические акты, серьёзные экономические санкции Запада, необходимость вкладывать огромные деньги в украинскую экономику, решать колоссальные социально-экономические проблемы неизбежно сделают это непопулярным. Всё это приведёт к падению курса рубля и резкому ухудшению уровня жизни граждан России, ухудшит общеполитическую ситуацию в стране, её внешнеполитическое реноме. Но ограниченное вмешательство (прежде всего, в Крыму) представляется необходимым и приемлемым с точки зрения рисков. Оно вполне приемлемо также с исторической и моральной точек зрения, и такое решение будет поддержано абсолютным большинством населения. Варианты этого вмешательства уже обозначены Россией и проходят пока вполне разумно и осторожно.

04.03.2014, Омск

----------------------------------------------------
Первая публикация:

Сизов, С. Г. Геополитические интересы России на Украине: оценка рисков и перспектив вмешательства / С. Г. Сизов // Внешнеполитические интересы России: история и современность: сб. матер. Всерос. науч. конф, приуроч. к 100-летию начала первой ми- ровой войны. Самара 30 марта 2014 г. / отв. ред. А. Н. Сквозников - Самара: Самарская гуманит. акад., 2014. ; С. 149-155 (224 с.) – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21506324, свободный после авторизации. – Загл. с экрана. ISBN978-5-98996-139-9