Народный утопизм

Лариса Бау
Раз в год на зимних каникулах методист адских школ Асмодей проводил семинары для учителей. Съезжались со всей страны - угрюмые северные пожилые черти со стажем, расхристанная молодежь из казацких сел, степенные столичные с полированными рогами, надменные петербуржцы - пенсне, аккуратные бородки.
Большая аудитория забита, всем стульев не хватило, на ступеньках сидят, поджав хвосты.
На доске написана тема занятия - НАРОДНЫЙ УТОПИЗМ.

- В педагогике важен элемент тайны, восхищения, красоты, чтобы увлечь ученика - вещал Асмодей, разбирая методологию поставленной задачи.
Ничто так не способствует вдохновению, как классическая литература.
Кто сразу приходит на помощь учителю? Пушкин! Вот ведь на все руки мастер был. И райского, и нашего!

Асмодей напялил очки, взял толстый том 47-го года издания и открыл острым ногтем рыжую закладку.
Черти вытянули шеи и приготовились записывать.

- К примеру, возьмем известное стихотворение в драматической форме "СЦЕНА ИЗ ФАУСТА".
Внезапно он отложил книгу и предался теоретическим рассуждениям.
- Зло, как известно, не является вещью в себе, оно следствие, милосердие, снисхождение, порой единственно верный выход из определенного состояния души человека, то есть будущего клиента ваших учеников. Состояние это вызвано несовершенным течением жизни, за которое, как вы знаете, не мы ответственны - Асмодей горько усмехнулся и ткнул пальцем в небо. Нам ИХ не исправить. Ученику нужно объяснить это мучительное состояние, озвучить, кратко, ясно, весомо.
Посмотрите, как делает это великий Пушкин - три слова!
"Мне скучно, бес." - говорит Фауст.
Держите паузу после цитирования. Ученик должен почувствовать бездну отчаяния Фауста. Он не сопляк праздный, которому надоело плевать с балкона и девок задирать! Умудренному опытом солидному ученому человеку, которому есть чем заняться в жизни, скучно. Он старик, он все познал и перепробовал: и любовь, и науки, и чтение, и созерцание. А теперь ему скучно!
Ученик должен чувствовать уважение к личности клиента. Тогда он проникнется ответственностью к своей миссии утешающего.
Надо настроить ученика психологически, подтолкнуть к поиску выхода. Сначала - научить невинного чертенка помочь клиенту свести психологическое состояние к знакомому, к уже нестрашному и давно пройденому - к наказанию.

"...Как над Виргилием дремал,
А розги ум твой возбуждали?"

Наказание - это по божественной части, в это углубиться предложите ученикам на экскурсии в райские кущи. Сейчас не отвлекайтесь. Отметьте только бессмысленность временных телесных наказаний и переходите быстро к естественному в человеке.
Читаем дальше:

"Как хитро в деве простодушной
Я грезы сердца возмущал! —
Любви невольной, бескорыстной
Невинно предалась она..."

Асмодей увлекся, опять перескочил на философию чистого разума.
- Хитрость! Вот генетическая ошибка, вот оно, выскользнувшее из-под божественного замысла дрожащим слизняком! Инструмент независимого прогресса и недоверчивого выживания! Но тоже - не разливайтесь на философическую тему, - одернул себя лектор. - Приоткрыли дверку в теорию, оставьте на домашнее задание, не забывайте о цели.
Смотрите:

"Там, на груди ее прелестной
Покоя томную главу,
Я счастлив был..."

Так на некоторое время можно оттянуть роковое решение, поиграть любовно, пусть клиент поноет немного. Знаю, знаю, трудно научить юного непоседу терпению, наблюдению за человеческим. Учите выжидать, когда благо надоест.

"На жертву прихоти моей
Гляжу, упившись наслажденьем,
С неодолимым отвращеньем"

Вот оно, занудство райского! Пресыщение счастьем!
Асмодей напрягся, как хищник, наконец учуявший добычу.
Теперь внимательно! Ключевой момент - Парадоксами бить! Отвращением! Безнадежным отвращением!

"Так безрасчетный дуралей,
Вотще решась на злое дело,
Зарезав нищего в лесу,
Бранит ободранное тело"

А? Как сказал! Как сказал поэт! Как повернул - от девы к нищему!
Фауст в гневе: "Сокройся, адское творенье! Беги от взора моего!"
И тут клиент готов, он твой, душа его тебе мгновенно открылась, ждет избавления! Он чист, готов к греху!
Приворись покорным, подведи осторожно к возможности, к действию.

"Изволь. Задай лишь мне задачу:
Без дела, знаешь, от тебя
Не смею отлучаться я —
Я даром времени не трачу"

Невинно оглядываешь пространство.
Асмодей закружил вокруг кафедры, лицо его приняло мечтательное выражение, он облизнулся и протянул руку к окну.

-" Что там белеет? говори.
- Корабль испанский трехмачтовый,"

Вот! Держишь небольшую паузу, потом начинаешь небрежно:

"На нем мерзавцев сотни три,
Две обезьяны, бочки злата,
Да груз богатый шоколата,
Да модная болезнь:..."

Описываешь негативно, но легко, иронично, как бы невзначай.
Ты заманил! - Асмодей победительно тряс кулаком. - Ты повернул его к добру - еще бы, там "мерзавцев сотни три"! Клиент почувствует себя кем?
Черти зашушукались: рыцарем, опричником, чекистом, вохром... Деревенские стушевались, столичные как всегда тянули руки - Михаилом!
- Правильно, архангелом Михаилом! Кому же из человеков не хочется быть архангелом Михаилом? Всем! Пуще всех других архангелов!
- Ну смотрите - загибал когтистые пальцы Асмодей, - Гавриилом? Ну это мало найдется желающих, скопцом при красавице выступать.
Селафилом - скууучно, ходит бубнит, глаз не подымает, да и не знает его никто!
Рафаилом - это почетно, но приятного мало в телесных язвах ковыряться.
А Михаил - это да! Блестящий, Мечом Разящий! Вжих! - Асмодей увлекся, заискрил глазами!
- Ну так вернемся к тексту. Что говорит Фауст?

" Всё утопить."

Вот! Наконец! Клиент решился, он сказал свое заветное слово. Утопить. Почувствовал себя Наказателем Зла!
За дело! Ученики готовы, руками чешут, хвостами машут, копытами бьют!
Ай-да Пушкин! Ай-да Наше все! Как вдохновил!
Дальше - чисто техника, практическая часть - умело распределить: старшим - корабль раскачивать, средним - матросов скидывать, младшим - по носам щелкать. Хохотать, булькать, волну гнать!
Урок готов.