По следам французских королей. Часть 1

Шестакова Евгения
Франция. Париж.

Часть моей жизни, как и многих кому уже не тридцать, но еще далеко не сорок, прошла в стране под звучным названием СССР. Такой страны давно уже нет, но мы то остались и наши воспоминания тоже. А еще остались детские мечты…

Детство у меня было очень хорошим, насыщенным, интересным, но, наблюдая сейчас за тем, как растет мой сын-подросток, я понимаю, что если бы мне предложили «перезаписать» мое детство, то я бы выбрала сегодняшние времена. Я, по доброму, завидую нашим детям, они растут в интересное время, и дело совсем не в том, что у них есть компьютеры, айфоны, айпады, сноуборды и многое другое. А у нас этого не было.

Я им искренне завидую по двум причинам – современные дети имеют возможность путешествовать, и познавать реальный мир, не с экрана телевизора и передачи – Вокруг Света, которую по выходным устраивались смотреть всей семьей.
Я недавно посчитала, что мой ребенок с марта прошлого года по март этого года побывал в четырнадцати странах. Потом добавились еще Штаты, сейчас – Англия. Пределом наших мечтаний был Крым и Черное море.

Вторая причина моей зависти это книги. Я знаю, что современные дети читают не так много, как мы, но, заходя сейчас в книжный магазин, особенно в отдел книг для подростков я поражаюсь – Сколько же сейчас печатают всего интересного, и как это все красиво оформлено.  У моей бабушки была очень хорошая библиотека, но именно   произведения  Александра Дюма и Мориса Дрююона поразили моей воображение, и я еще тогда поняла, что я должна побывать в Париже.

А впервые, увидев в Крыму замок Ласточкино гнездо, я поняла, что замки и их архитектура станут моей большой любовью. Именно поэтому, мне кажется, целую жизнь спустя, я отправилась в долину реку Лаура, во Францию, чтобы увидеть воочию те места, где жили герои моих любимых книг.

После первого посещения Парижа с тур группой, я еще раз перечитала серию «Проклятые короли» Дрюона, и этой весной я целенаправленно отправилась по местам «боевой» славы.

Середина весны в этом году в Париже выдалась настолько холодной, ветреной и дождливой, что мне пришлось покупать шарф, шапку и даже теплые перчатки. Плюс пять за бортом, но это не помешало мне исходить пешком весь исторический центр Парижа вдоль и поперек.

По Парижу хорошо гулять по заранее намеченному маршруту, с путеводителем в руках, никакого дискомфорта от отсутствия гида, или незнания французского языка я не испытывала.  Везде в отелях на ресепшине лежат карты, на которых обозначены основные достопримечательности.

Все основные достопримечательности в Париже расположены довольно компактно, уже, знакомая с географией города, зная его «злачные» и даже порой опасные районы,  отель я выбрала по принципу минимальной удаленности от оперного театра Гранд Опера. Это место центр сбора туристических групп. Не бойтесь парижских двухзвездочных отелей, от трех звезд эти отели обычно отличаются только наличием в номере маленьких холодильников. Впервые оказавшись в Париже в трех звездах, я была шокирована размером номера и убогостью, царившей вокруг. Пообщавшись с «парижанами» на форумах в интернете, я поняла, что маленький размер комнат  нужно просто воспринимать, как данность. Бывали даже случаи, когда в 4 звездном отеле, который стоит 600 евро за ночь, наши туристы оказывались в точно такой же убогой комнатенке.

В Париже в отель приходишь только спать и все. С чистой белья и комнаты в тех же 2 звездах все нормально. Поэтому эти же 600 евро в сутки лучше потратить на покупки. И еще – находясь в Париже, лучше не пересчитывать евро в тенге. Потому что от цен начинают шевелиться волосы даже там, где их нет. Ну стоит небольшая тарелка спагетти 20 евро, для меня в Париже это 20 евро, а не 8000 тенге в Алма-Ате.

Когда евро перешагнул отметку 400 тенге, стало как-то грустно.

Итак, в Париже забываем про курс евро и.. начинаем экономить. По счастью, сильно экономить в Париже мне ни разу не приходилось, денег хватало и на стейки, и на мидии, и на вкусное вино с десертами, но есть несколько способов экономично пообедать или поужинать. Чаще всего возле ресторанчиков на доске мелом написаны меню из 2-3 комплексных обедов. Выбираем один из них, в который входят закуска, основное блюдо и даже десерт. Суп тоже может идти в качестве закуски, меня это вначале удивляло, потом я привыкла. Основное блюдо – паста, курица, рыба, мясо. Порции нормальные для взрослого человека. Чаще всего в такой ужин  входит и бокал вина.

На обед бывает более скоромное меню, вы можете выбрать из сочетания – закуска+ основное блюдо, либо основное блюдо + десерт. Еще дешевле пообедать можно дежурным блюдом, по-французски оно называется plat du jour, но так как я французского не знаю вообще, то для себя быстрый обед я назвала «Тарелка еды». И речь идет не о фаст фуде, который в Париже достаточно не дешев. В первый день  пообедав и поужинав в Макдональдсе, мы с ребенком посчитали и поняли, что за эту же сумму мы можем спокойно 2 раза поесть в недорогом ресторанчике нормальной еды.

Дежурная тарелка еды в обед есть практически везде. Вам принесут хлеб и бокал вина – стоимость 10-12 евро. Но, что самое интересное – это вкусно. Например, большой кусман красной рыбы и вкуснейшее домашнее картофельное пюре. Это очень удобный выход для туристов, когда есть всего час на обед между экскурсиями.

Еще один хороший  способ сэкономить в ресторане – это  не заказывать минеральную воду из меню. Маленькая бутылка стоит 4-5 евро. В Париже воду можно пить из-под крана, что Парижане и делают. Проверено на себе – никаких проблем с животом. А вот в Португалии воду из под крана пить нельзя. Иначе вам не только гарантирована веселая ночь, но и веселый следующий день и, может быть, еще одна ночь. Особенно ужасная вода в «святом» португальском городке Фатима. Если вы останетесь со мной на Орде, я вам обязательно про этот город расскажу страшилок.))

Что делают хитрые французы – они заказывают графин воды «караф до», а на сэкономленные деньги берут десерт.
Мне нравится в Париже, там даже в скоромной забегаловке можно взять хорошее вино, производимое в определенном Шато по бокалам или в кувшинчике. Слово «пуше», что означает тот самый кувшинчик вина, я выучила еще в первый день. И очень удивилась, когда заказав тот самый кувшинчик белого вина, получила превосходный Савиньон блан.

Обедают в Париже обычно с 12:30 до 14:00. Случалось так, что после 14-30 мне предлагали пообедать только по обычному меню. Обед, не сильно отличавшийся от комплексного, мог выйти дороже на 8-10 евро. Вечером рестораны начинают заполняться ближе  к семи вечера. И поесть ближе к 11 вечера так же вряд ли удастся.

Но, учитывая 4-х часовую разницу во времени, таких проблем я никогда не испытывала. Я ужинала с 7 до 8 и отправлялась спать. На нормальный ужин с вином, фуагра, салатом и основным блюдом я тратила 25-35 евро. Для многих туристов – это дорого. Но, я в Париже не так часто, а кормят там вкусно.
Отсутствие вечерней еды не так критично в Париже, где достаточно много китайских и прочих азиатских забегаловок, а вот где-то в маленьких городах можно остаться голодными.

Но, по сравнению со Швейцарией, в Париже все хорошо. Оказавшись в выходные дни в каком-нибудь небольшом швейцарском городе можно реально остаться голодными – магазины не работают в воскресенье, рестораны могут работать только в обед. Единственный выход – дорого поужинать в ресторане отеля. Мы тоже через это проходили, и это совсем не сказки.


Итак, возвращаемся в Париж.

В Париже у меня ребенок ел только одно – огромные стейки. Я дико удивлялась, куда в хрупкого и маленького подростка влезает столько мяса??? Чтобы получить вкусный кусок мяса, с небольшим количеством крови, и не пережаренный до состояния подошвы нужно запомнить всего 1 фразу - бьен кюи. Мы пару раз заказывали мясо средней прожарки и получали практически сырой кусок.
Еще в Париже мне очень понравился  Тар-тар.  Это сырое мелко рубленое мясо с желтком и самыми разными приправами. Честно сказать – это блюдо меня научили есть в Берлине. Сначала оно меня шокировало – на завтрак мне друзья предложили бутерброд, на который намазали сырой фарш, перемешанный с яйцом и черным перцем.


С дикой опаской я откусила малюсенький кусочек и… поняла, что ничего вкуснее такого бутерброда я никогда не ела. Домой я увезла целую сумку сырых мясных колбасок (замороженных) и вся моя семья оценила этот деликатес. Но, здесь есть одно большое но – в Париже, и в Берлине есть такое мясо можно без опаски, очень строгий ветеринарный и прочий контроль. В Алма-Ате есть сырой говяжий или свиной фарш я никогда не буду. Страшно. И еще такую же вкусняшку подают в Австрии. Я была готова забрать добавку у всех, кто брезговал таким мясцом.

Что касается знаменитой закуски из печени гусей - фуагра, я ее просто обожаю, большой кусок в моем любимом парижском Гиппопотамусе стоит 7 евро. И я не могу заставить себя не заказывать фуагра в холодном виде.

В некоторых местах фуагра подают со сладким джемом или вареньем, но я не понимаю такую экзотику. Фугра с поджаренным тостом и свежемолотым черным перцем  и крупинками морской соли – это просто сказка какая-то, да еще под бокальчик розового вина…

Я люблю Париж еще и за то, что там на каждом углу можно вкусно покушать – фуагра и вино….

Более пристально про цены. Чем хорош Париж, выбор есть под любой кошелек. Пару раз мы с ребенком не плохо ужинали в китайских забегаловках – порция салата, жареная лапша и 6 огромных креветок. За все счет – 9 евро на двоих. Красота! Специально я туда бы не пошла, уставшие после экскурсий мы случайно нашли такие китайские столовки возле нашего отеля почти напротив знаменитого кабаре Мулен Руж.

Обед  в кафешках по предложенному меню может обойтись в 10-12 евро на человека. Ужин уже 15-19 евро.  Если вы попадете в обеденное время  в хорошую погоду в район Гран Опера, то увидите, что все ступеньки Оперного театра заняты людьми, которые жуют огромные багеты с тонкими пластинками ветчины или сыра внутри. 5 евро и ты сыт.  За 2 евро можно взять напиток. Хлеб я почти не ем, поэтому такой обед не для меня. Еще в супермаркетах продается большой выбор разных свежих бутербродов.

Если вы хотите нормально поужинать по меню, выбрать себе блюда, то расклад таков – салаты от 6 до 14 евро (за 12 евро я как-то получила реальный ТАЗИК Цезаря, осилила с трудом только половину), протертые супы есть по 5-6 евро, вторые блюда 14-20 и даже 25 евро (если большой стейк). Мороженное, десерты -  5-8 евро.

Для меня любимой у меня был бюджет на еду примерно 50 евро в день. Чаще всего я в него укладывалась, но если хотелось чего-то вкусненького и  дорого – я себе не отказывала. Ведь,  в конце концов, есть кредитка и любимый муж в Алма-Ате. Если кончились деньги – голодной я не останусь.

Кстати про кредитки, столкнулась в кафе возле Лувра – счет был менее 10 евро за кофе и десерт – попросили расплатиться наличными. Кредитку не взяли. В некоторых кафе лимит составляет 10-15 евро. Если счет выше – кредитную карту брали всегда.

Для очень экономных туристов в Париже есть сеть столовых – Flanche. Обслуживаешь себя сам. Мы ели в таких в Цюрихе (Швейцария) не скажу, что там очень уж дешево, но в 10 евро можно уложиться.

И еще – не берите в Париж купюры по 500 евро. В большинстве баров и ресторанов висит знак- перечеркнутая пятисотка. Вам просто не дадут с нее сдачу. Так же такая вывеска меня очень удивила на крупной заправке, недалеко от аэропорта в немецком городе Франкфурте. Казалось бы – крупный город, крупный аэропорт, куча прокатных машин, которые заправляются на этой заправке. Ан нет – сдачи нет. Это же Европа – все платят карточками…