По следам французских королей. Часть 3

Шестакова Евгения
Франция. Париж.

По стопам королей Мориса Дрюона.

Часть 2

Посещения тюремных помещений королевского дворца Консьержи оставляет не самые приятные впечатления, задерживаться здесь не хочется, я отправляюсь в еще один шедевр средневековья, расположенный на острове Сите, в королевскую часовню Сен-Шапель, которая известна на весь мир своими потрясающими витражами. Стены часовни – это огромные витражи!

Самое главное правило туристов – витражи нужно смотреть в яркую, солнечную погоду. У меня не получилось выполнить это условие – прогноз погоды обещал дожди в Париже в течении ближайших пяти дней.

Сен-Шапель «соседствует» с дворцом Консьержи.  Именно здесь  король Филип-Август принимает короля Ричарда Львиное Сердце. И именно в летописях этого короля впервые упоминается название «консьерже», человек получал жалование за охрану замка и он следил в нем за порядком. На месте Сент-Шапель первоначально была небольшая часовня Святого Николая.

Французы говорят, что базилика Сент-Шапель известна на весь мир. Только ли знает об это мир?:) Шутка

Начало и середина 13-го века, время короля Людовика IX, который позже стал Людовиком Святым, время строительства Сент-Шапели, здесь хранились реликвии Страстей Господних. Сент-Шапель построили всего за 6 лет, что в те далекие годы было просто рекордным.

Архитектура церкви вызывает не меньше восхищения, чем два этажа внутри.. Витражи, и сама церковь сильно пострадали во время Революции. Затем была почти 30 летняя реставрация, и сейчас зданию вернули убранство 13 века. А витражи последовательно реставрировали с 1918 года, реставрационные работы продолжаются и в наши дни, чему мы были свидетелями.

Во времена Людовика Святого в Париже проживало около 200000 человек. Франция в те далекие времена была очень богатым и влиятельным королевством. Людовик Святой, который был невероятно набожным, покупает у короля Бодуэна II терновый венец Христа за поистине баснословную сумму – 135 000 ливров. Затем был куплен и фрагмент креста, на котором распяли Иисуса.

С 1248 года каждую пятницу устраивали торжественную церемонию выноса Креста Господня. Реликвии были выставлены в Сент-Шапель в длинной серебряной раке с позолоченной медью. Длина этой раки – 2, 7 метра. И стоила она почти 100 000 ливров. Великая Рака и многие другие хранилища для реликвий были расплавлены во время Революции. Я удивляюсь, как не сожгли терновый венец, а отдали его епископу Парижа, сейчас он хранится в Сокровищнице Нотр дама. Но я его там не увидела. Хотела провела в сокровищнице больше часа.  Сейчас терновый венец выставляется в Страстную Пятницу и каждую пятницу во время поста.

Меня очень удивило то, что часть витражей верхней церкви так до сих пор и не идентифицированы. Никто не знает, что за святые на них изображены.

Вообще, Сент-Шапель – это готический вариант каролингских (была такая королевская династия) дворцовых церквей. Сейчас известен еще одна такая церковь, построенная около 800 года. Она находится в Экс-ля-Шапель, в Германии. Когда-то в ней молился Карл Великий.

Верхний этаж капеллы находился на одном уровне с королевскими покоями, здесь молилась знать. Нижний этаж был для прислуги. Шпиль церкви высотой 33 метров. В 13 веке его высота была сравнима с высотой многих готических соборов. Печально, что верхняя капелла, разграбленная во время Революции, так и не вернула себе предметы обстановки. Первоначально орган был установлен еще в 14 веке, затем его заменили в конце 15-го века.  Потом меняли еще несколько раз, один из органов даже занимал всю ширину церкви.

Шпиль капеллы меняли несколько раз, тот, что мы видим сегодня, был установлен в середине 19-го века. И он пятый по счету. О самой первой модели вообще ничего не известно.  Почти все наружные скульптуры, украшающие фасад добавлены в разные времена, и во время революции они все были сколоты, поэтому то, что мы видим сейчас – это мастерски воссозданные фигуры святых, ангелов и королей в середине 19-го века.

Нижняя часовня, куда раньше люди попадали прямо с паперти, высотой всего метров 6, и производит впечатление какой-то крипты. Но все равно – даже там красиво и как-то таинственно…Часовня состоит из центрального нефа шириной 6 метров, и двух узких боковых. Эта часовня очень сильно пострадала от наводнения 1690 года, после которого сильно подняли уровень пола, поставили на возвышение надгробные плиты и алтарь, сняли с окон витражи. А во времена Революции здесь просто был склад.

Статуя, которая сегодня украшает простенок – это так же 19 век, но когда-то давно, здесь стояла статуя, которая считалась чудотворной. Росписи этой церкви не столько восстановленные, так как не осталось никаких документов, где бы это все упоминалось, росписи новые, 19-го века. Нижнюю церковь просто взяли и расписали по-новому.  И все равно, находясь в ней, ты понимаешь, что она и раньше была безумно красивая.. 14 век.. Сколько бы я не бродила по древним церквям и монастырям, меня не покидает восхищение, когда понимаешь – КАК давно это все строили и создавали первоначальные витражи…Стены и потолок расписаны так, что кажется – они обтянуты шелком. Еще пару слов про витражи нижней церкви. Во время реставрации в 1849 году на одной из стен была найдена фреска Благовещение. Предполагается, что это фреска 13-го века.

Когда я поднялась по узкой винтовой лестнице на 2 этаж часовни, то поняла, что внизу, оказывается, было безлюдно. Наверху все забито людьми, фотографировать нормально вообще не получалось, тебя все время кто-то пихает, толкает.. Вот бы побродить по этой церкви в полном одиночестве…

В Верхней церкви чувствуется (даже не смотря на толпы народа), какая-то невесомость, невероятная прозрачность и объем. Там легко дышится, там просторно и невероятно красиво. 33 на 10 метров, никаких боковых нефов, однообъемник (сказали бы современные любители автозвука). Заканчивается церковь семигранным алтарем.

Поражает даже не это, поражает то, что в церкви НЕТ СТЕН! С права и с лева от нас застекленные поверхности. Огромные витражи. Разделенные опорами из каменной кладки, которые поддерживают свод.

Гений архитектора заключался в том, чтобы освободить как можно больше внутреннего пространства, и все опорные элементы «вынести» наружу капеллы. Часть металлических предметов, обеспечивающих стабильность всей конструкции спрятано под крышей. А высота сводов 20, 5 метров.

В 17 веке было сделано подробное описание скульптур и икон верхней капеллы,  были сделаны рисунки и гравюры, и только благодаря этому, реставратором удалось восстановить древний облик капеллы.

Скульптуры Апостолов считают шедеврами готики, их авторы неизвестны. Высота маленьких скульптур 1, 6 метров, и установлены они в 13 веке. Но и сейчас мы видим копии 19-го века, изувеченные революционерами оригиналы хранятся в одном из музеев в Париже.

Три больших Апостола, как я поняла, подлинные, работа 13-го века, а три других – 19 век.

На многих обломкам скульптур сохранилась оригинальная раскраска, поэтому реставраторам удалось восстановить и цветовую гамму святых. Все древние росписи капеллы были полностью обновлены и восстановлены в 1842 году. Цвет оживлялся с помощью горячего воска, позолота дорисовывалась.  В  верхней капелле стены тоже кажутся  оббитыми тканью.

Не всех мучеников, изображенных в медальонах удалось идентифицировать.
Несомненно, главная привлекательность Сент-Шапели – это ее витражи. 15 больших витражей 13 –го века, и западный витраж-розетка, были заменены в 15 веке.
Я очень хочу вернуться в это место в яркий, солнечный день, и насладиться непередаваемой, бесконечной игрой красок..
Сейчас две трети панно виражей сохранились с 15-го века, и являются настоящей сокровищницей искусства витражей.