19 ж из книги Не расстанусь с Комсомолом...

Павел Краснощеков
19 ж из книги Не расстанусь с Комсомолом... П.Краснощеков

  В 1956 году я училась четвёртом классе хохлацкой начальной школы. Школа так называлась потому, что раньше в ней (ещё до революции) учились дети малоросской общины Быково.
   
  Летом началось переселение Быковых хуторов на новое место, но переселение шло тяжело, за всё лето было перевезено только 24 дома. Следующий год был более удачным, было переселено более половины Быково, но наша семья ещё оставалась на месте. Зима была удручающей, от улиц осталось по два – три дома, а на месте бывших некоторых домов остались бугры домов да ямы погребов.  Быково словно вымирало.
 
   Однажды в феврале была оттепель, два дня шёл дождь, а затем подул западный сильный ветер с морозом. Капли дождя замерзали на земле, на стенах домов, на ветках деревьев. Мы вышли из школы, и сильные порывы ветра сносили нас  со скользкой  дороги. Мы боялись угодить в открытые ямы брошенных погребов, из которых нам не выбраться. Нам на помощь пришла учительница Валентина Александровна Чумаченко, она жила недалеко от нас, на нашей улице Быковской. Мы ухватились за неё и паровозиком  с вагончиками дошли до своих домов.   
 
   Наступило лето 1958 года, подошла и наша очередь переселяться. Было жаль расставаться с нашим ериком с его мостиками, лесами со множеством грибов, желудей, ежевики, скороды. Не будет у нас больше песчаного берега, нашей косы, с такой потрясающей весенней рыбалкой на косе. А озеро Безживотное? Его, спасающего в особо голодные годы многих быковчан своим чаканом, тоже не будет? Это озеро было длинным и непомерно узким, как будто потеряло свой живот, поэтому и называлось Безживотным.

   Наши тополя на берегу к этому времени уже спилили, оставив только два пенька. Из них ещё долгое время вытекал сок, так плакали наши тополя, и мы вместе с ними плакали. Весь лес в округе был выпилен леспромхозом, то же случилось с садами, наша пойма была обезображена кострищами, хламом от разобранных домов, дворовых построек.

   Да что там природа окрестностей Быковых хуторов, вся левобережная Волжская пойма погибала, от Саратова до Сталинграда. А рыба? Мы её ловили руками, солили бочками, ели щучью, осетровую икру большими деревянными ложками, а сейчас? Я говорила об этом сослуживцам и ученикам – не верят! Говорят, что этого быть не может, ты просто выдумываешь, Нина Петровна, но это, же БЫЛО, БЫЛО!
           *           *        *

Продолжение в 20