Читателям любого возраста

Серафима Лаптева
У нас в гостях писатель и журналист СЕРАФИМА ЛАПТЕВА

- «День рождения». Маленькая, умещающаяся на ладони книжка. Яркий, динамичный узор обложки. Пересекаются лучи разноцветных прожекторов, высвечивая названия станций и полустанков, мимо которых стремительно проносится детство и ранняя юность девочки Лены: «Новое платье», «Печка на колесах», «Незнакомый человек», «Старый саквояж»... Мы знакомимся с главной героиней повести в день ее рождения, ей исполнилось десять лет, а расстанемся, когда Лене будет уже тринадцать.
И мой первый  вопрос, Серафима. Ваша новая книга написана по личным воспоминаниям?
- Да. И я почти уверена, что это вообще последняя повесть, написанная по личным  воспоминаниям о военном детстве той, Второй мировой войны.   Сегодня такие книги пишутся уже по рассказам родителей, дедушек, бабушек, по архивам и документам тех лет.  Время летит…
- Читателям какого возраста адресована  книга?
- Любого возраста. Ведь каждый из этих маленьких рассказов меняет свой смысл  в зависимости от того, кто читает.
- Что значит «меняет смысл»? Нельзя ли  подробнее?
- Откроем, к примеру, короткий сюжет «Тарелка супа». Вместе с юными читателями мы узнаем, что мама Лены и Гены работает на военном объекте, куда вход посторонним воспрещен. На воротах стоит часовой с винтовкой. В обеденный перерыв всем работницам полагается по тарелке супа. И голодные дети ловко обманывают бдительность часового, пролезают на животах под ограду, подбегают  к столу, сколоченному из досок во дворе, под открытым небом, и быстро съедают вкусный теплый густой суп. Сидящие вокруг стола женщины ласково улыбаются: вот какие  умные да храбрые ребята, просто герои!
А теперь посмотрим на это событие глазами взрослого читателя. Вот часовой делает вид, что он не видит детей, спрятавшихся за деревом. «Утратив бдительность», он начинает внимательно смотреть в другую сторону. Все, кроме мамы, уже едят суп, а она тревожно оглядывается и ждет. А вот и они – Гена и Лена! Дети быстро съедают мамин суп и весело убегают, не зная, что добавки супа  не  полагалось… Сидящие вокруг стола женщины грустно улыбаются
- И в других рассказах такая же многослойность? Свет и тени в зависимости от угла зрения, от возраста читателя?
- Да, совершенно верно. Дети остаются детьми. Они играют в «Четыре стороны света»,  в «Пирожные и котлеты», находят «Старый саквояж», проводят секретную военную операцию «Белая черешня»… Игры как игры, только все они окрашены и опалены  огненными красками войны. Поэтому так быстро уходит детство.  Поэтому на языке взрослых читателей эти игры называются по-другому: беспризорность, бездомность, голод,  война…
- «Что такое буржуйка?», «Почему подушки кладут на голову, а не под голову?», «Что такое хлебные карточки и тетрадь из газеты?» Скажите, мы можем дать ваш телефон тем любознательным читателям, у которых возникают похожие вопросы?
- Конечно, буду рада всем вопросам и мнениям, особенно звонкам из школ и библиотек.
+(612) 9387 2839
- И последний вопрос. «Рисунок 1946 года» написано под портретом героини повести девочки Лены. А кто художник? Не помните?
- В войну и после войны  дети, пионеры и комсомольцы, приходили в  госпитали, помогали ухаживать за ранеными, читали им газеты и книги, писали письма под  диктовку, выступали с концертами  художественной самодеятельности. Так Лена познакомилась, и подружились с Виктором Хлыбовым, летчиком, потерявшим на войне правую руку. Он лежал в госпитале, ожидая, когда ему сделают протез. До войны Виктор учился в художественном училище и мечтал стать художником. Родом он был из Кировской области, известной своими искусными мастерами-живописцами. Виктор научился рисовать левой рукой и подарил Лене блокнот со своими карандашными рисунками. Там, на страницах блокнота, шли воздушные бои, летали «каруселью» самолеты со звездами и со свастикой. Прорезали воздух пулеметные очереди. Объятый пламенем круто падал  самолет со звездами – это погиб друг Виктора – Саша. Портреты Саши были крупные и мелкие. И везде он был очень, по-русски, красив, с широкой улыбкой, смелым взглядом, кудрявым чубом, выбивавшимся из-под шлема.  Саша был незаживающей памятью о войне. Но однажды Виктор отвлекся от военной темы и попросил Лену немного посидеть спокойно…
- Не этот ли портрет  висит сегодня в вашей гостиной?
- Может быть…  Ведь так давно все это было…
 - Спасибо, Серафима, за эту встречу, за вечер воспоминаний, за вашу новую книгу.

С Серафимой Лаптевой беседовал издатель газеты «Горизонт» Семен Пинчук.