Званый ужин

Лариса Маркиянова
                Чирикнул дверной звонок. Вот и первый гость. Как знать, быть может, и единственный в этот вечер. Пусть. Не суть важно. Если честно, то была уверена, что никто вообще не придет. Пригласила так, в душе будучи уверенной, что все приглашенные ответят твердым уверенным отказом, да еще безапелляционным, быть может, не без некоторого удивления: с чего бы это вдруг. Удивление было, это да. Удивились все приглашенные. Но что было удивительно для нее самой: приглашение было принято всеми. Странно это, господа. И все же думалось, что никто не придет к ней сегодня вечером. Так, из вежливости покивали головами, придем, мол, но сами и не подумают. Действительно,не близкие люди, не родственники и не друзья. Скорее, наоборот. И вот – звонок.
        Лариса пошла открывать дверь, мимоходом бросив очередной дежурный взгляд на стол. Стол накрыт шикарно, и в смысле сервировки, и в смысле содержания. Салат «оливье», салат с крабовыми палочками и шампиньонами. Пицца, собственноручно приготовленная ею, запеченная под майонезом курица, рыба в кляре. Пирожки слоеные – тоже ее произведение. Затейливые бутерброды с пластами семги, свёрнутыми в виде розочек. Фрукты. Конфеты. На кухне дожидаются очереди сочные бифштексы, в холодильнике – шикарный шоколадный торт. Как говорится, хозяйка в грязь лицом не ударила.
        За дверью стояла Ленка Королёва. Полтора года назад Ленка после окончания института пришла работать к ним бухгалтером. Лариса Ленку невзлюбила сразу за её нахрапистость и пробиваемость, граничащие с наглостью и хамством. Из тех девиц, кто прёт к своим целям, легко переступая через людей и принципы. Была еще одна весомая причина, по которой Лариса Ленку не переносила.
       - Привет! – поднимает в приветствии правую руку Ленка, - Гостей принимаете?
       - Принимаем, - улыбается Лариса, распахивая перед гостьей дверь, - входи.
       - Уж войду, раз пришла, - впархивает Ленка, обдавая хозяйку облаком бьющих в ноздри пряных духов. С ходу вешает сумку и пакет на крючок, скидывает туфли, небрежно отшвыривая их ногой под вешалку. Быстрым движением поправляет волосы и уверенно проходит в зал, как будто не в первый раз пришла.
       - Нормальненько, - констатирует она, вкладывая в это слово все увиденное, - хорошо живешь, подруга. – Ленка, конечно, бесстыдно врет. Врет не в том смысле, что ей не нравится обстановка или накрытый стол, а в том, что они с Ленкой никогда не были и не будут подругами, уж слишком разные, - Стол на пять персон. Кто остальные трое? Я их знаю?
       - Одну знаешь, двоих нет. Одна – это Галина Яковлевна из планового отдела. Максимова. Ну, такая, всегда в форме. С прической, одевается хорошо. Ну, я с ней еще пару недель назад ругалась на весь этаж. А, вспомнила. А двое – с одной мы учились в институте вместе, Кирой зовут, а другой – Валерий Анатольевич, сосед мой бывший по коммуналке. Уж не знаю, все ли придут, не уверена. Не придут – не придут. Без них посидим.
       - Ясно! – плюхнулась на диван Ленка и тут же вскочила, - О! Забыла! Айн момент! – и она ускакала в прихожую, вернулась тут же с большой коробкой дорогих конфет, - Презент хозяйке. Честно говоря, не поняла причину приглашения, но в любом случае не удобно было идти с пустыми руками. Держи! – передает она Ларисе коробку.
       - Спасибо, - сдержано говорит Лариса, принимая «презент», - А без повода пригласить нельзя? Просто так. Все же знакомые, работаем в одном учреждении, живем в одном городе.
       - Ну, если из таких соображений, то приглашать надо было бы всех встречных и поперечных, - ухмыляется гостья, беззастенчиво разглядывая мебель, дорогие обои, шторы на окне, словно визуально проверяет их качество, - Я девушка откровенная, временами грубая и даже вульгарная, правду-матку могу в глаза резать. Меня мало кто любит, если вообще кто-то любит. А у тебя, подруга, и вовсе есть повод, мягко говоря, мне не симпатизировать: на новогоднем корпоративе я к твоему хахалю Димке на твоих глазах клеилась, отбила его, а потом и бросила. Оказался не мой тип мужика. Я зачем явилась:  просто интересно было узнать, зачем ты меня к себе пригласила, глаза будешь мне выцарапывать или морду бить. Но теперь вижу: нет, бить меня здесь не будут, скорее, травить. – Она кивает на стол и весело смотрит на Ларису своими наглыми желтыми глазами. Лариса улыбается ей в ответ. Ответить она не успевает, раздается очередной звонок.
       За дверью стоит Валерий Анатольевич, мужичок слегка за пятьдесят, лысоватый, не по возрасту подтянутый и свежий. Вежливо улыбается Ларисе, говорит: «Добрый вечер», протягивает ей букетик желтых хризантем.
       - Добрый вечер, Валерий Анатольевич, - улыбается Лариса, - давненько не виделись, проходите.
       Через полчаса все в сборе. Удивительно, но факт: пришли все приглашенные. Галина Яковлевна как всегда при тщательной прическе – волосок к волоску, и как только она умудряется сохранять её всегда в таком идеальном состоянии, то ли каждый день изводит по флакону лака, то ли это вообще у нее парик. Кира тоже намарафетилась, но взгляд настороженный, как будто ждет какого-нибудь подвоха, только не озвучила свои подозрения, как Ленка. Что и не удивительно, ведь с тех пор, как отучились, они с Ларисой больше никак не контактировали, а когда учились, то постоянно были «на ножах». Валерий Анатольевич тоже несколько напряжен, но прикрывается вежливой улыбкой, ухаживая за дамами, как единственный присутствующий мужчина.
              Одна Лариса спокойна, раскрепощена, улыбчива, мила и гостеприимна. Ведь она-то точно знает, что никакого подвоха нет. Ну, или почти нет. Она включает легкую неназойливую музыку, исключительно как фон. Она приветлива и предупредительна к своим гостям, как и положено хозяйке.
      Открыто вино. Разлито по фужерам. Хозяйка встает, окидывает взглядом своих гостей. Все ждут её слов. И она говорит: «Мои дорогие гости. Я очень рада, что вы все сегодня пришли ко мне. Я, правда, рада. Совершенно искренне. Я ждала вас. Очень. Я готовилась к вашему приходу. И я очень надеюсь, что вам здесь будет уютно, хорошо. И огромное спасибо, что вы все пришли. Быть может, некоторые удивились моему несколько неожиданному приглашению в гости и не совсем понимают, почему я пригласила именно вас, незнакомых или мало знакомых друг другу людей. Но ведь это и неважно. Ведь все мы так или иначе связаны друг с другом невидимыми нитями в этом мире. И совсем не надо искать причин и повода для того, чтобы ходить друг к другу в гости. Я пью за ваше здоровье».
       Выпили. Закусили. Постепенно, атмосфера за столом становится все раскованнее, теплее. Хозяйка щедро подкладывает своим гостям угощения, подливает напитки. Все едят с аппетитом. Только сама хозяйка почти не ест, так, листик салата пожует, веточкой петрушки закусит, водички минеральной чуть глотнет. Раскрасневшиеся гости, теряя бдительность, начинают говорить на разные общие темы, смеяться, шутить. Валерий Анатольевич с юмором рассказывает присутствующим как в бытность, будучи с Ларисой соседями по коммуналке, еще до того, как разъехались по отдельным квартирам, они «слегка воевали». Сейчас в его пересказе все выглядит как милые забавности, хотя Лариса прекрасно помнит то время, когда они враждовали не на жизнь, а на смерть по многочисленным поводам и причинам, случающимся в скученном и тесном коммунальном общежитии. Валерий Анатольевич сейчас выглядит так благодушно, так легко и остроумно шутит, хотя Лариса прекрасно помнит каким он может быть противным и гадким, и даже мстительным. А сейчас  сидит – просто душка, так и хочется чмокнуть его в розовую, гладко выбритую щеку. Все присутствующие дамы, кажется, попали под его очарование. Все улыбаются ему. Особенно Галина Яковлевна. Вон как раскраснелась, аж глазки сверкают. И кто скажет, глядя на неё, что характер у нее – ой-ёй! - палец в рот не клади, откусит, проглотит и не заметит. Прямо скажем: говнистый характер, вреднющий до ужаса. У них с Ларисой случилось несколько стычек, так кричали друг на друга, что из соседних отделов сбегались, разнимали – отбивали, валерьянкой отпаивали: валерьянка – Ларисе, отбивали её же от разъяренной Галины Яковлевны. А сейчас Галина Яковлевна – сама деликатность и образчик вежливости. Милашка - очаровашка. Вот и теперь улыбается Ларисе, говорит ей комплименты, как хозяйке дома: «Ах, Ларочка! Какой прелестный салатик. С вас непременно рецептик. Хочу доченьку побаловать таким же». «Ларочка» ответно улыбается: «Всенепременно, Галина Яковлевна».
          Незаметно пролетает еще около часа. Первоначальный холодок и некоторое отчуждение чужих людей прошло окончательно. Воцарила атмосфера глубочайшей взаимной симпатии и душевной открытости. И Кира на этой волне откровенности признается всем, что все студенческое время она отчаянно завидовала Ларисе в том, что ей так легко дается учеба, а вот ей, Кире, учеба давалась с трудом. Отсюда и та глупая неприязнь и даже мелкие пакости, которая Кира делала Ларисе. Лариса молча улыбается в ответ, а в голове всплывают воспоминания о «мелких пакостях»: подкинутой шпаргалке, которую обнаружил преподаватель, и, как следствие, проваленный экзамен по экономике; имеющая большой резонанс сплетня о якобы её романе с женатым преподавателем математики; облитое тушью и тем окончательно испорченное дорогое выпускное платье. «Прости меня, Лара. Это все мой завистливый характер. Сама мучаюсь потом угрызениями совести», - кается Кира.
         - Характер и у меня – тот еще. Оторви и брось, - признается Лена, - А почему? У меня отец был алкоголиком, от того и умер. А мать вся работой и заботой задавлена. Вот я и решила: так жить не буду, по трупам пойду, если надо, но буду на коне. Я ведь потому твоего Димку и увела на новогоднем вечере. Показалось: нормальный парень. Хотелось себе захапать. Оказалось: дерьмо. Так что ты о нем, Лариска, не плачь, а лучше спасибо мне скажи. Хотя, признаю: поступила как гадина. А недавно случайно попала на лекцию психолога. Вот там и услышала, что как мы к людям и миру, так и в ответ то же самое получаем. Агрессия рождает агрессию и наоборот. А хрен его знает. Может, так оно и есть. Подумаю об этом на досуге. А пока записалась на восточные танцы и йогу. Чтобы открыть в себе женские чакры. Надо сказать, восток – дело тонкое. Танцы и йога идут со скрипом. Но я же упёртая. Открою эти самые чакры, будь они неладны. Стану женственнее, добрее, лучше.
          - Непременно откроешь, Лена! – уверяет Лариса, - Я уже заметила в тебе перемены, - уверенно врет она, - а за Диму и впрямь спасибо.
          - Мне бы тоже не помешали эти самые... Чакры, кажется? – задумывается Галина Яковлевна, - А то все время держишь себя в жестких рамках. Как солдат вермахта. Все время на страже. Напряжение внутри растет, растет. И раз – однажды выстреливает.
          - А зачем в рамках? – удивляется Валерий Анатольевич.
          Галина Яковлевна вздыхает глубоко и горько. На секунду замешкивается и все же открывается: «Муж меня бросил два года назад. Подруга близкая увела. Такой удар от некогда самых близких и дорогих сердцу людей. Я теперь никому не верю. Кажется, что вокруг одни предатели». Она рыдает так отчаянно, что все теряются. Первым берет себя в руки Валерий Анатольевич. Он осторожно гладит Галину Яковлевну по плечу, утешает: «Не плачьте, милая. Все образуется. У вас дети есть? Дочь? Так это же прекрасно! Вот кто самый близкий и преданный человек, и он, в смысле, она, дочь ваша, с вами рядом и уж она никогда не нанесет удар в спину. Вы это цените. А про тех забудьте. Бог им судья. Жизнь все расставит по своим местам. Вы будете еще счастливы. Вы такая симпатичная, эффектная дама. Поверьте мне, как мужчине. В жизни еще не то бывает. Вот я когда жил в коммуналке, то тоже переживал не лучший период в своей жизни. Перед этим с женой развелся, квартиру бывшей семье оставил, сам в коммуналку ушел, на работе сократили. Злой был на всех, на весь мир, как чёрт. Вон Лариса помнит, каким я был тогда. Чуть что – как спичка вспыхивал. А потом ничего, жизнь постепенно выровнялась. Опять женился, на хорошей женщине. Живем душа в душу. С детьми от первого брака общаюсь и даже с бывшей женой теперь в нормальных отношениях. Новую работу нашел, лучше прежней. И у вас все будет хорошо, поверьте».

        Все ушли. Лариса убрала со стола, перемыла посуду. С ногами забирается в кресло. Несколько минут расслабленно сидит с прикрытыми глазами. Потом набирает номер телефона.
        - Приветик, Наташ. Знаешь, а я сегодня решила последовать твоему совету. Причем, буквально. Какому? Ну как же, ты все время мне талдычишь: отдай ужин врагу, отдай ужин врагу. Вот я и решила собрать сегодня на ужин всех своих врагов. И накормить их до отвала. Чтоб обожрались мне на радость, им во вред. ...Что, что... Все враги пришли. Все обожрались. Я – ни-ни. За весь вечер один бокал легкого вина, а потом только петрушкой и минералкой угощалась. В общем, беспощадно и коварно отомстила им всем за все свои несчастья. Только, знаешь, вдруг дошло, что они вроде как и не врагами оказались. Нормальные люди, просто не без проблем в жизни, оттого и вредничали. Ну да кто у нас без греха. Найдется кому и в меня кинуть камень, в смысле, на ужин пригласить. Короче, позвала всех сегодняшних своих гостей в субботу на завтрак. Омлет, овсянка, салат из свежих овощей, клюквенный морс. Надо компенсировать нанесенный вред. И вот вопрос: а кому теперь ужин отдавать?