Лида третий месяц жила в интернате и училась в сельской школе. Семья её:отчим, мама, сёстры находились на острове, в двадцати километрах от села. Девочка никак не могла привыкнуть к самостоятельной жизни. Но другого варианта не было, это была ближайшая школа от дома.
Сейчас она вспоминала те годы учёбы, когда , будучи пятиклассницей,вместе с другими ребятами ходила в школу за семь километров. Семь туда, семь обратно.Но зато к вечеру она была дома среди своих близких.
- Устала, внученька? - спрашивала бабушка, гладя Лиду по головке, когда она возвращалась домой.
- Нет,- отвечала Лида, шмыгая красным от холода носом, забираясь на большую русскую печь.Та дорога ей даже нравилась, когда не было дождя, светило солнышко и пели птицы в лесу.
А зимой, ранним утром, ещё не совсем проснувшиеся дети брели молча сквозь метель по глубокому снегу, страшась встречи с волками. После войны расплодилось их множество в лесах. Были случаи, когда голодные звери нападали на человека... Сейчас она старалась об этом не думать. И так было совсем грустно.
Сердце девочки сжималось от тоски по родному дому.
Камин ребята ещё не затопили.Печку они топили сами,как впрочем, сами готовили себе и еду. В доме было холодно, а в животе урчало... Уже почти неделю Лида жила на одной картошке. Котомки с продуктами обычно привозил дядя Веня на лошади, а ребятишки уходили вперёд пешком. Но в последний раз Лидиного мешка не оказалось в санях. Какая -то корова, выпущенная на время уборки, подошла к телеге, учуяла хлеб , зажевала мешок и съела содержимое. Когда ребята садились есть, Лида старалась уйти , чтобы не видеть, как те пьют молоко, едят хлеб или домашние пироги. Почему -то никто не хотел угостить её хотя бы черствой горбушкой.
Стояло раннее зимнее утро. Рассвет ещё только приближался. Было слышно, как в печной трубе гудит ветер. Всю ночь шёл снег. Девочки все спали. В соседней комнате мирно похрапывали мальчишки.
И Лида решилась...Она тихонько поднялась с кровати , быстро оделась , вышла на улицу, плотно прикрыв за собой входную дверь.
Дорога домой ей была хорошо знакома. Правда, сейчас её замело, и она едва просматривалась в темноте. Девочка быстро и уверенно стала удаляться по ней от деревянного дома, который называли интернатом, боясь, что её кто -нибудь остановит. Сначала шла быстро, но чем дальше она уходила, тем медленнее и неувереннее становились её шаги. Наметённый за ночь снег мешал передвижению. Ноги то и дело проваливались в сугробы. Так брела она длительное время...
Вот издали показались огни в домах близлежащей деревушки. Девочка знала, что дорога к дому огибала озеро.
- А что, если рискнуть и пойти к дому через озеро, - подумала она. - Так будет быстрее.
Прошло меньше года, как их многочисленная семья вынуждена была переехать жить на остров. Отчиму предложили там работу и жильё. Семья не имела своего угла, и родители решились на переезд. Младшие ещё не учились в школе, и только Лиде приходилось жить вдали от родных.
Девочка прошла вдоль деревенской улицы , вышла на берег озера. Сердце её громко застучало, там на горизонте тёмным пятном вырисовывался остров. Больше не раздумывая, она спустилась с берега вниз и ступила на крепкий озёрный лёд, местами прозрачный, а кое - где с большими снежными заносами. Идти было нелегко. Валенки то скользили по льду, то проваливались в снег. Девочка уже устала, хотелось есть и уж очень замёрзла.
На открытой местности холодный ветер не щадил, он забирался всюду под верхнюю одежду. Шла она уже полдня.
В тех местах зимой рано темнело. Лида торопилась до темноты добраться на остров. Но бездорожье ещё больше отнимало силы ребёнка.Она осторожно ступала по льду, в заносах падала в снег и отчаянно ползла вперёд. Уже слезы градом катились по её щекам, но она продолжала приближаться к заветной цели....
К двери дома добралась в темноте... Постучала.... Когда мать открыла дверь, девочка без сил, со слезами упала ей на руки. Долгих двадцать километров позади... Отогрели, накормили, обласкали беглянку.....
Ранним утром следующего дня отчим запряг лошадь, усадил Лиду в сани, заботливо укрыв тулупом, и повёз беглянку в школу продолжать обучение.