Честь и нечисть

Владимир Калуцкий
"Кто ноне не подлец?"
Константин Победоносцев


Как известно, каждый вечер мы отдаем Богу душу на хранение, а утру Он решает -возвращать ли её хозяину. В моем случае до недавних пор вопросов не было. Но вчера Господь поглядел на мою несчастную и робкую суть и спросил:
-Ты то сама хочешь возвращаться в тело своего неудачника? Может - хватит мыкаться туда-сюда и пора уж приставать к вечному берегу?
Моя душа потупила глаза и спросила:
-Это Ты насчёт ада или рая?
-Ну да, -ответил Саваоф. - Но чтобы ты не укоряла меня в несправедливости - поговори со своими ангелами и чертями. И сама решай насчет своего места в вечности.
И точно. Вдруг оказалась душа будто в некоем зале сельхозтехникума, при пыльных бархатных кулисах, высокой трибуне и графине со святой водой. Председательствует душа в президиуме странного собрания, а слева и справа от неё за длинным столом на сцене сидят архангелы, херувимы и престолы.
В зале напротив , по правую сторону чинно сидят ангелы. Справа - тихо бубонят копытами черти. Все те , кто ведут меня по длинной и беспутной жизни.
Ведущий, архангел Михаил, постукивает тыльной стороной карандаша по тонюсенькой папке моего личного дела и грозно хмурит брови в зал :
-Попрошу чертей не курить, тут вам не кабак. Слово предоставляется ангелу
Счастья. Милости прошу.
Прошумели в тишине маленькие крылья,ласковый воздух тронул мою лысину. Первый оратор оказался за трибуной:
- Что сказать уважаемому собранию? Обсуждаемая нами душа никогда не была склонна к спокойной и благополучной жизни. Если её хозяину доставался рубль - он никогда не мог умножить его. Если ему подворачивалось выгодное дело - он не умел им воспользоваться. Несмотря на мои потуги наставить его, он никогда не собирал, а только расточал. По моему - душа эта не достойна рая.
Архангел поблагодарил оратора и вызвал нового - ангела Мщения. Тот с орлиным клёкотом  отпил из стакана и широко махнул мощным крылом в мою сторону. Дунуло северным ветром:
- Его всегда били, пусть и не кулаками. О него вытирали ноги, но он никогда, ни единым словом не выказывал возмущения. Мне очень трудно с ним, ибо человек, не желающий помочь себе сам, вряд ли достоин помощи ангела. Если такие хлюпики наводнят землю - человечество погибнет. Мой приговор однозначен: ад.
-Спасибо! - поблагодарил ведущий и пригласил следующего оратора.
На трибуну взлетел ангел Любви.
- Уже в силу моей специализации, - защебетал он, - я вообще противник ада. Будь моя воля - я разместил бы в раю всех , пусть даже и бесконечно грешных, преступников. Но здесь мы речь ведем не обо всех, а об одной, отдельно взятой , душе. И спросим её: любит ли её хозяин хоть кого-нибудь на Земле? Пусть даже не людей - пусть былинку, облачко, бабочку? И я со всей ответственностью заявляю: нет, не любит. В прошлом у него маячит вереница обманутых женщин. Случалось, он братьев наших меньших бил по голове. Скажу больше: он Бога не любит!
Ангел тоже отхлебнул из стакана и безнадежно махнул плохо сросшимся крылом:
- Он даже самого себя не любит! И я наступаю на горло собственной песне. Я заявляю - не наш человек эта обсуждаемая душа. Нам, ангелам, с ним очень плохо, и пусть его пример будет другим наука. Моё слово: ад.
Архангелы за столом президиума перешептались друг с другом, и даже побегали вокруг стола, шушукаясь у меня за спиной. А потом Михаил всех успокоил. Он опять постукал карандашом по делу и пригласил :
- Дадим слово левому сектору. Кто там первый?... Да выбрось ты сигару, черт побери!
Кривляясь и вертя хвостом, а еще гася о заскорузлое копыто огонёк сигары, на сцену поднялся Фернагий. Он плеснул воды из стакана на волосатую грудь, растер влагу :
-Коллеги! - начал он, и от голоса его повеяло подвалом: - мы тут у себя во фракции посоветовались и решили ограничиться одним выступлением. Моим. И я выражу общее мнение, если скажу: обсуждаемая нами душа нас, чертей, устраивает на все сто! Нет того порока, которому она не подвержена. Да нам и усилий прилагать не надо - он и пьяница, и болтун, и смутьян, и тайный эротоман. Совершенно положительный, с нашей точки зрения , тип. К сему  камню не надо прилагать резца - истукан уже родился готовым негодяем. Нам остаётся лишь не подпускать к нему ангелов - и теперь, как говорится, что выросло - то выросло.
Архангел внимательно поглядел на Фернагия и спросил :
-Ну? Так ты тоже предлагаешь ад?
Фернагий пошарил в кармане галифе, потрархтел полупустой коробкой спичек. Из-за уха извлек окурок сигары и долго прижигал его, пуская дым то из носа, то из ушей. Окончательно прикурил, почмокал толстенными губами:
-Звыняйте дядьку... Так мы о чем?
Он тяжело глянул на меня и продолжил:
-Не, на ад он не тянет. Ад надо заслужить. Да если б вы знали, каких трудов стоит заполучить к нам христианскую душу ! Такую, чтобы и счастливой была, и постоять за себя умела, и любила бы, хотя бы даже только себя. А этот...
Черт еще раз брезгливо оглядел меня:
-Фи..! Этому место только в раю. Мало чести заарканить того, кто не сопротивляется.
И черт вертляво вернулся на место, растянув за собой по залу сизое марево турецкого дурмана.
Архангелы опять забегали, зашептались, а потом Михаил раскрыл мое личное дело. И на лицевую страницу тиснул крупную лиловую печать с единственным словом "Уплочено".
... И я проснулся. Комната, штора, веселый солнечный луч сквозь щель занавеси.
Пригрезится же.
Хотя...
Впереди у меня целый день. Конечно - времени в обрез, чтобы угодить ангелам и накрутить хвоста чертям. Но не так уж и мало. А для начала - проветрить помещение. Чёрт его знает - откуда у меня, некурящего, под потолком облако едкого табачного дыма.