Валерий Чкалов

Александр Зинковский
Данная моя статья (исторический очерк) была опубликована в газете "Вузовский Вестник", №4 (196), 16–28 февраля 2014 г., с.11. Она публикуется здесь - на сайте proza.ru с разрешения художника Аиды Лисенковой-Ханемайер вместе с  портретом Валерия Чкалова ее работы. 


Трудно найти у нас в России человека, который не слышал бы имени  Валерия Чкалова! Ведь, это имя, еще с 30-х  годов гремело на весь Советский Союз.  В его честь называли города, населенные пункты, школы и корабли! О нем созданы кинофильмы, картины, книги, памятники»! Имя Чкалова  носят 1778  проспектов, улиц и переулков в России, а также ряд улиц за рубежом!

В этом году исполняется  110 лет со дня рождения этого выдающегося летчика – испытателя. Будущий герой Советского Союза  Валерий Чкалов родился 2-го февраля 1904 г. в селе Василёво Нижегородской губернии, которое впоследствии было переименовано в Чкаловск. В этом селе пошёл он в начальную школу, затем — в училище. А в 12-летнем возрасте отец его, мастер-котельщик,  отправляет сына на учебу в ремесленное училище в г. Череповец.
 
Не задалось это ученичество, и вернувшийся  домой Чкалов  трудится какое-то  время на подработках. В 1919 г. он впервые в жизни видит самолеты,  вступает в ряды Красной Армии и становится  учеником слесаря аэропланов 4-го авиационного полка. В 1921 г. его отправляют в Егорьевскую авиационную школу. Там Чкалов получает свои первые летные навыки.

А всего через  два года  талант Валерия Чкалова, как  будущего летчика – аса, уже настолько очевиден, что командование направляет его в более продвинутую Борисоглебскую школу летчиков. В октябре того же 1922 г.,  за успехи в  летной подготовке, Чкалова переводят в Авиационную школу высшего пилотажа в Москву. В мае 1924 г.  Чкалов блестяще оканчивает Авиационную школу, и его распределяют в 1-ю Ленинградскую авиационно-истребительную эскадрилью имени   Нестерова.
 
Во  время службы в Ленинграде Валерий Чкалов довольно быстро становится «человеком – легендой». Ведь, с одной стороны, он проявляет себя как бесстрашный воздушный ас, способный к выполнению любых, даже самых опасных заданий командования. С другой стороны, он получает взыскания и отстраняется от полетов, как воздушный лихач. По слухам, Чкалов как-то раз на спор даже пролетел под одним из ленинградских мостов. В конце концов, проблемы Чкалова с дисциплиной закончились тогда для него трибуналом и приговором к году лишения свободы за драку в пьяном виде и другие проступки. Однако этот срок был снижен ему до полугода.

В 1927 г. вернувшийся в строй Валерий Чкалов женится на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. А в марте 1928 г. его направляют  в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью, где он снова «лихачествует» и устраивает серьезную аварию. Военный трибунал опять приговаривает его к году лишения свободы, а также к увольнению из Красной Армии. Однако через месяц реальное наказание, все-таки, заменяется Чкалову на условное.

Находясь с 1929 г. в запасе, Валерий Чкалов возвращается к жене и сыну в Ленинград, где некоторое время работает в Осоавиахиме летчиком-инструктором. В 1930-м году его восстанавливают в воинском звании и берут на работу в НИИ РККА в Москву. Там он  выполняет более 800 испытательных полетов на 30 новых типах созданных отечественными авиаконструкторами самолетов. В  1932 г. Валерий Чкалов на бомбардировщике-гиганте возглавляет авиационный парад с пролетом над Красной площадью.

С января 1933 г. его снова переводят в запас, и Чкалов становится летчиком–испытателем  Московского Авиазавода №39. Работая там,  он с 1933 по 1935 гг. «обкатывает» - новейшие советские истребители «И-15», «И-16»; истребители танков «ВИТ-1», «ВИТ-2»; тяжелые бомбардировщики «ТБ-1», ТБ-3», а также большое число новых моделей самолетов, разрабатывает  новые фигуры высшего пилотажа. За  все эти достижения он был удостоен высшей правительственной награды – Ордена Ленина.

20-22 июля 1936 г. состоялся беспосадочный перелет экипажа Валерия Чкалова на самолете АНТ-25 по маршруту Москва — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — Петропавловск-Камчатский протяженностью 9375 км, который в сложнейших метеоусловиях продолжался 56 часов и закончился 22 июля в Охотском море  на острове Удд (остров Чкалов). За рекордный перелет весь экипаж АНТ-25 был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением Ордена Ленина, а популярность Валерия Чкалова у нас в стране стала необычайно высока. Поговаривали, что он стал «личным другом» Сталина.

Через год, 19-22 июля 1937 г., Чкалов снова на самолете АНТ-25 и с тем же самым экипажем (А. Беляков и Г. Байдуков) совершает еще один уникальный перелет по трассе Москва – Северный Полюс – Ванкувер (Штат Вашингтон, США). Причем, полет этот проходил в гораздо более суровых условиях, чем предыдущий, но команде Чкалова удалось  за 63 часа преодолеть 8504 км и благополучно приземлиться на территории США. Это был триумф отечественного самолетостроения и мастерства наших пилотов.

Экипаж АНТ-25 был тождественно принят президентом США Франклином Рузвельтом. Газеты печатали портреты героев-летчиков на первых полосах. Их с почестями возили по стране, устраивали банкеты, брали автографы. Теперь уже и во всем Мире имя Чкалова вызывало общее ликование. Его популярность в те годы можно сравнить только с популярностью Юрия Гагарина.
 
По возвращении домой  Валерий Чкалов и его экипаж были награждены Орденами Красного Знамени. Популярность Чкалова продолжала расти, и в конце 1937 г. Сталин лично предложил ему возглавить НКВ. Получив дипломатичный отказ, «вождь всех народов» остался очень недоволен этим решением Чкалова.
 
В начале декабря 1938 г. Валерий Чкалов собирался провести испытания нового истребителя И-180, однако эта модель имела много недоделок и дефектов. Подготовка велась поспешно, ведь, эту модель cобирались протестировать до Нового года. Из-за ажиотажа Чкалов решился на летные испытания. 15 декабря он поднял самолет над заводским аэродромом и сделал пару  удачных разворотов в черте Москвы. Однако при заходе самолета на посадку двигатель неожиданно заглох, а впереди по курсу оказались строения и столбы электропередачи, в один из которых его самолет врезался крылом. В результате авиакатастрофы, Чкалов получил смертельное ранение и через пару часов скончался в больнице.
 
Неожиданная смерть  Валерия Чкалова породила массу предположений и догадок об истинной причине этого события: начиная с халатности авиаконструкторов и до покушения злопамятного НКВД на жизнь опального «сталинского сокола».
Вот так, на вершине славы оборвалась жизнь нашего замечательного Героя,  летчика-испытателя Валерия Чкалова, которому исполнилось только 34 года.

Зато, в памяти народа он навсегда остался молодым, веселым, с озорной искоркой в глазах и знаменитой «чкаловской» улыбкой. Именно так он и выглядит на портрете, написанном в этом году кистью известного московского художника – портретиста – Аиды Лисенковой-Ханемайер. Данный  портрет она приурочила к очередному Юбилею  Валерия Чкалова. В памятный день 4 февраля 2014 года в Доме офицеров 154 отдельного комендантского Преображенского полка  в Москве состоялся торжественный вечер, посвященный 110-летию со дня рождения знаменитого летчика-испытателя, Героя Советского Союза Валерия Чкалова. Вечер организовала его семья совместно с внучкой  Героя Советского Союза Михаила Водопьянова,  при активном участии Клуба Героев города Москвы и Московской во главе с Героем Советского Союза Николаем Антошкиным. В торжественном мероприятии также принимали участие  Клуб Героев города Жуковского, союз «АВИАТРИСА», летчики-испытатели.
 
Портрет легендарного летчика художник совместно с  Клубом  Героев города Москвы и Московской торжественно подписали  в дар музею города Чкаловск, Нижегородской  области.

Рисунок - коллаж автора. 


На снимках: портрет В. Чкалова кисти Аиды (х.м 50х40 см.), презентация портрета Валерия Чкалова в Доме офицеров (художник Аида – в центре, в окружении героев-ахтубинцев ГЛИЦ им. В. Чкалова).