Тюря

Александр Матвеев Керлегеш
     Великий Пост… И сразу: что приготовить? Ладно, записывайте: 1 литр воды, 2 столовые ложки мелких ржаных сухарей, 1 головка репчатого лука, 2 столовые ложки мелко нарубленной зелени (можно засоленной из погреба), 1 столовая ложка растительного масла, соль по вкусу. Знаменитая тюря. Блюдо, как видим, не отличается особыми изысками. Но по её присутствию на столе в добрые старые времена можно было судить о статусе едока. Точнее – о его крайней бедности.

     У зажиточных крестьян и не бедствующих мещан, по словам моей бабушки Марфы Григорьевны, во время постов на столе были супы из фасоли, гороха, грибов, толчёнка с луком, каши. Купеческое и прочее мироедствующее сословие потчевалось крутонами из гречневой каши к постному борщу, голубцами с грибами, капустой с черносливами, отварным рисом с изюмом и курагой… Чтоб мне так постничать.

     В принципе при определенной фантазии, наличии овощей, злаков, фруктов, орехов, грибов, зелени, солений-варений я, пожалуй, не очень пострадал бы и от круглогодичного поста. Как-то я спросил прокопьевского священника храма Рождества Иоанна Предтечи отца Владимира (В.В. Чуряков), в чем тогда смысл телесного смирения?

     - Воздержание, активная духовная работа над собой – вот смысл поста, - пояснил отец Владимир. – Воздержание не только от количества и качества вкушаемой пищи. Это время скорби и покаяния, добродетели и исповеди. Физический пост неотделим от поста духовного. Иначе это будет курс диеты. Пост должен быть для всех органов чувств – зрения, слуха, осязания; следует воздерживаться от исполнения супружеского долга, от развлечений и удовольствий. И тогда дух твой обостряется. Он возвышается и властвует над плотью. А вот больным возможно послабление. По сути, болезнь – уже пост. Однако вкушение мяса в эти дни даже на смертном одре исключено. Во время поста следует обязательно читать утренние и вечерние «правила». И помнить надо, что без жизни в лоне церкви нет спасения.

     … Ну всё, сухари, кажется, готовы. Вода, лук, масло, зелень, соль – пробую. Слушай, а чего это литераторы упражняются в сарказме по поводу бедной крестьянской кухни? Не знаю, то ли я был голодным, то ли внушил себе чего, но тюря-то очень даже ничего. Попробуйте. Только от вашего корреспондента, спеца по тюрям, совет: сухари – исключительно ржаные, прокалённые до хруста, масло подсолнечное с запахом. Приятного аппетита.