Что в празднике твоём, Россия?

Марина Кривоносова
           При единении и малое растет, при раздоре и величайшее распадается.

                Саллюстий Гай Крисп

Уже несколько лет в разговорах с людьми встречаю разное отношение к празднику 4 ноября, например, «грустно немного, ни праздников нормальных, ни государства, ни его будущего» или: «очередной выходной», а вот ещё: «ну назвать днем национального единства, как-то язык не повернется», или вот это:  «дата 4 ноября далека и честно говоря, как красный день календаря, несуразна», а кто-то считает, что «им всего лишь подменили 7-ое ноября, выбрав ближайшую дату» и «праздник этот голимый официоз». Вот уж воистину то, что мы видим, зависит от того, куда мы смотрим.
 
       И захотелось мне защитить этот день и внести историческую ясность: 4 ноября как государственный праздник отмечался в России с 1649 по 1917 год. 1917 год отменил его, как несоответствующий революционному духу того времени. А ведь день этот праздник! И праздник уникальный, хотя бы потому, что это единственный пример в отечественной истории, когда спасение страны и государства стало делом рук самого народа, без участия власти. Да и не было её тогда. За кого воевать-то было? За царя? Так не было царя: Рюрики канули в лету, а новой династии ещё предстояло выйти на сцену истории. И пошли наши предки воевать не за власть, не за кусок послаще, а за землю русскую, объединившись сословиями, национальностями, городами. И полетели грошики, часто у кого-то и последние, в общую казну. Скинулись на борьбу и спасли страну. Понимали: на кону самостояние России.   

       Нелегким и небыстрым было освобождение Москвы. Проходило оно в три этапа. Началось это еще в 1611 году. Поляки, занявшие город, опасались волнений народных, а потому решили укрепить китайгородские башни тяжелыми пушками. Извозчики, нанятые поляками, заломили такую цену, что пошла ругань, а немецкие наемники, подумали, что начался бунт, и устроили москвичам резню и гнали их до самой Лубянки. Князь Пожарский, остановил немцев и так крепко остановил, что остатки наемников бежали и скрылись в Китай-городе. Под эти события воины Пожарского произвели зачистку Москвы: перебили и разогнали поляков, литовцев и казаков. Первый этап оказался удачным, но поляки еще держались в Кремле и Китай-городе.

       Второй этап начался 29 сентября 1612 г. Пожарский, минуя польского главнокомандующего полковника Николая Струся, отправил хорунжему Иосифу Будзиле и полковнику Эразму Стравинскому письмо с предложением о сдаче. Те нагло заявили, что у русских ничего не получится, поскольку они «мужеством подобны ослу и омерзели перед Богом». В ответ на их наглость Минин и Пожарский разбили войска польского короля и обоз с провиантом, на которые и надеялись кремлевские польские сидельцы. В Китай-городе и Кремле начался страшный голод, поляки убивали и пожирали друг друга. По воспоминаниям самого Иосифа Будзило, нападали с целью пожирания даже на полковника Струся. Тогда-то, 1 ноября, полковник и согласился на переговоры о капитуляции.

       Во время переговоров часть воинов Пожарского без приказа из-за оскорблений, нанесенных поляками, устремилась в Китай-город. Это было неожиданно. Поляки бежали в Кремль, побросав оружие. Зачистка Китай-города от поляков и «уничтожение их запасов вареного и квашеного человеческого мяса» продолжались до 4 ноября — праздника иконы Казанской Божьей Матери. Пожарский в тот день принес обет построить в Китай-городе Казанский собор. А дальше завершилась сдача поляков и была подписана ими капитуляция, а польские знамена полетели в  кремлевскую грязь 7 ноября. Повидала Москва знамён вражеских под ногами не только в июне 1945.

     Как видим, 7 ноября вполне праздничный день. Нет силы, равной силе человечьей, нет ничего в мире, что может устоять перед потоком общей воли. Шопенгауэр сказал, что «отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое».
 
       Но саднят душу мою слова, приведённые в качестве цитаты в начале статьи, «грустно немного, ни праздников нормальных, ни государства, ни его будущего». Печально. Вполне понятное настроение. А разве оно может быть иным, если с экрана на всю огромную страну звучат слова Ксюши Собчак: «Россия – страна генетического отребья». После «Дома-1 и -2» наша молодёжь (и не только) с космической скоростью превращается, действительно, в отребье. Эта девочка знает, о чём говорит. О расчеловечивании. Чтоб человека убить, его надо расчеловечить. Вот и стараются,  расчеловечивают.

       У Булата Окуджавы есть замечательные строки:
   
Вселенский опыт говорит, что погибают царства
Не оттого, что труден быт или страшны мытарства.
А погибают от того и тем больней, тем дольше,
Что люди царства своего не уважают больше.

       Предвижу возражения на предмет уважения к своему царству. Сложно с этим разобраться. Пушкин оставил нам интересную мысль по этому поводу: «Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног - но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство ...». Устроены мы так, видимо, что ли? И презираем, и ненавидим, и насмехаемся, и страдаем, и в драку лезем, если кто-то скажет нам, что твоя страна д…о. Так и живём как дети матери-алкоголички, страдающие от неё и болезненно её жалеющие и любящие. Она, ведь, всё равно мать одна единственная, другой нет. не об этом ли написал своё бессмертное Максимилиан Волошин:

Доконает голод или злоба,
Но судьбы не изберу иной:
Умирать, так умирать с тобой –
И с тобой, как Лазарь, встать из гроба».

       Прошлое предопределяет будущее, будущее повторяет прошлое. «Единство российского народа "расползается" с каждым днем», - считает вице-спикер Госдумы, первый заместитель председателя ЦК КПРФ Иван Мельников. Почти четыреста лет назад народное ополчение вернуло единство великому государству. Сегодня стоит задача та же самая. За последние десятилетия мы сами себя срубили. Страна переживает цивилизационный кризис, выход из которого можно найти только в области духа. Нынешнее общество потребления распалось на множество индивидуальных сознаний. Гламурные подонки постоянно вколачивают нам мысль: «позаботься о себе». Весь образ их жизни, тиражируемый телеэкраном, убеждает «живи для себя». А из этого следует, что семья – это не счастье, а обуза. Хотя всегда было так: вне семьи истинно морального человека воспитать невозможно. Но здоровая ткань человеческих отношений сегодня усиленно разрушается. Не здесь ли нам выступить в единстве и согласии?

     В погоне за прибылью нас кормят генетически модифицированными продуктами, обрекая наших детей на болезни и бесплодие. Творить человека – значит спасать человека. Не здесь ли нам выступить в единстве и согласии?

     Власть должна быть напружиненной и всегда готовой нас защитить от гибели. Воистину, «всё в свете  пустяки: богатство, честь и слава. Где нет согласия, там смертная отрава». Жизнь нам не раз показывала, как зло рядится в одежды добра. Сегодня происходит культурная катастрофа в масштабах огромной страны. В популярной передаче нам с регулярной периодичностью внедряют мысль о том, что все мы живём в Рашке. А разве можно любить какую-то Рашку? Разве захочется её защищать? Под ернические смешки и хихиканья нас зомбируют, надеясь, что прохихикаем страну: Рашка, она и есть всего лишь Рашка. Не здесь ли нам выступить в единстве и согласии?  Ведь, кому-то очень хочется, чтобы мы забыли о том, что живём в стране, у которой красивое имя «Россия», у которой богатейшая тысячелетняя история.

     Во все времена и всем, хотели они того, или нет, но приходилось считаться с тем, что Россия есть и будет. А «какой будет Россия, такой будет мир. И, к сожалению, это понимают лучше, чем мы те, кто нас не любит. А если душа защищена религией, культурой, историей, то ей ничего не страшно. Россию пытаются изменить. Изменить её нельзя, а изуродовать и погубить можно, чтоб не дать нам сосредоточиться на самих себе». В самые трудные для нашей Родины времена именно единение и согласие народа позволило одолеть смуту, поразить врага и открыть путь к благополучию своей страны.

     Именно стабильность и согласие в обществе по многим проблемам – ключ к их решению. Давайте жить с ощущением гражданского самостояния, с понимаем, что мы единый народ по имени «россияне», у которого одна общая историческая судьба и одно общее будущее. Хочется думать, счастливое.

     «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке".