Океанская сага 2. Часть 3

Владимир Семёнов
                Глава третья
  - Прошу вас, мой господин!-  И старик вновь с поклоном указал мне на открытую дверь, откуда доносился шум разговоров, перемешанный со звяканьем дешёвой посуды.
   Я отрицательно покачал головой. Старик, понимающе и как-то страдальчески кивнув, вошёл внутрь. Следом за ним прошёл один мой инспектор, затем я  и ещё двое моих людей.
  Старик поискал взглядом свободное место и махнул шляпой в дальний полутёмный угол:
- Вон туда, месье, там нам будет удобно, никто не помашет!..    Шаркающей походкой он направился к дальнему столу. Мы четверо проследовали за ним. В углу оказался большой квадратный стол, протёртый наспех после убравшихся отсюда посетителей. Высоко под потолком чадящая масляная лампа, дающая неровный тусклый свет, была единственным источником света в этом углу. Трое моих спутников сели за соседний стол. По их лицам  нельзя было понять, что они уже держат пистолеты наготове.  Мы остались со стариком вдвоем.
   К нашему столу тут же подбежал услужливый гарсон, и я заказал две кружки простого эля. Старик с благодарностью кивнул мне. Я отхлебнул немого и наблюдал за своим неожиданным собеседником.
Дождавшись, пока он выдул добрую половину кружки и в блаженстве чмокал языком, я напомнил ему:
- Так ты хотел что-то, рассказать мне?! – Очевидно, в голосе моём послышалось раздражение, отчего глаза старика блеснули, он кивнул и начал свой рассказ:
- Месье, мне уже семьдесят восемь лет… я старый моряк и уже скоро мне предстоит отдать швартовы и отчалить на тот  свет… - Старик замолчал, взгляд его стал безучастен к происходящему. Я не торопил его.  Когда человеку, возможно со дня на день, предстоит свидание с Вечностью, то можно и не прерывать собеседника, а немного подождать….
   Старик вернулся в настоящее, дёрнул головой, взглянул на меня и суетливо продолжал:
- Месье, я не знаю, кто вы?.. Но благодаря своему, увы, тяжёлому жизненному опыту, я сазу же, понял, что вы человек совсем не простой!..- Не простой, месье, а важный!.. – И погрозил пальцем в потолок…
 - Я старый моряк, но к своим годам, я практически ничего не скопил…-  Глаза старика вновь подёрнулись пеленой. - Двое моих сыновей уже взрослые и они живут тем, что каждый день выходят в море на ловлю рыбы. Труд сей, сложен и опасен, месье, и мне хотелось бы, оставить им, хоть что-то…. Что, хоть немного облегчит им жизнь…. – старый моряк отхлебнул эля. – Но, прежде чем я расскажу вам, месье, я хотел бы, попросить вас, дать мне честное благородное слово!.. - И старик замолчал, с мольбой глядя в мои глаза.
 - Слово?! – я тогда был удивлён тем, какой оборот начинал принимать наш разговор. Но, всё же, взяв себя в руки, я решил не отказывать сразу, а попытаться выведать, что хочет от меня этот, в высшей степени странный, старый человек с причудами.
- Так, ты говоришь, что желаешь получить с меня слово, иначе говоря, общение, не правда ли?! – И я нагнулся чуть вперед, пристально вглядываясь  в глаза моряку.
   Старик судорожно сглотнул: - Не разглашайте мою тайну, месье! Она может навредить вам при огласке!..
  Представьте, дорогой Шуазель, каково было моё изумление! Признаюсь вам, я был обескуражен и смущён! Но тем сильнее захотел я обладать этой тайной. Не задумываясь, я дал слово дворянина этому бродяге.
   - Много лет назад будучи в совсем  далёких краях да, месье, я действительно был пиратом!.. Рассказывать будет долго, как я дошёл до столь неправедного ремесла. Да и неправильно, месье, отнимать время у такого важного господина как вы! Скажу только, что я родился и вырос в бедности. Мне с самого раннего детства было трудно добывать свой хлеб...
    Я тут же догадался, что старый пират желает поведать мне сказку о несметных пиратских сокровищах, зарытых где-то на далёких островах в океане. Сейчас, наверняка попросит, чтобы я купил у него грязную, затёртую карту с указанием тех мест. Запросит столько, чтобы хватило детям в наследство. А стану упираться, так цена снизится до той, чтобы хватило на недельную выпивку! - И де Тотт весело рассмеялся.
  Шуазель неопределённо пожал плечам:
  - Боюсь, что в этом случае, вы правы, мой дорогой барон! - Притворно зевнул, прикрыв рот рукой. – Боюсь, что через пару-тройку фраз, уже обречённо пойму, с каким делом вы ко мне пожаловали. И вынужден буду до самого утра усмирять ваш, поистине, юношеский пыл, в отчаянной попытке доказать вам, что старый обманщик подсунул вам, а  точнее продал вам, простую подделку! Никаких сокровищ на самом деле не существует!.. – По лицу графа пробежала тень разочарования.
Однако, де Тотт вновь широко улыбнувшись, покачал головой:
  - Спешу разочаровать вас, мой друг, ибо воистину, жизнь гораздо фантастичнее и невероятнее, нежели в авантюрных романах! Жизнь, граф, порою преподносит такие удивительные сюрпризы, что весь наш рассудок отказывается воспринимать происшедшее, как явь и относит его на счет чьих-то добрых или же, злых шуток!..- И Франсуа де Тотт потянулся в кресле.- Ну, так я продолжаю, мой друг! 
   …Ветеран пиратских походов замолчал, отхлебнув эля. – Внезапно голос его обрёл твердость, какая видно звучала в нём давным-давно во времена абордажных схваток.
  - Однажды, мы стояли у берегов Индии… Я не стану уточнять, месье, где именно…. На судне в ту ночь бодрствовала только вахта, в том числе и я…  Ночью, к борту нашего славного «Ветра» подошла шлюпка. В ней был всего один человек, который потребовал, чтобы его провели к капитану…. Вы представляете месье, не попросил,  потребовал!! – На мгновение на лице старика отразился страх.
 – Я уже тогда почуял неладное!.. Никогда и никто не осмеливался требовать от нас чего-либо и разговаривать с нами таким тоном! Перед нами склонялись испанские и португальские офицеры! Мы с надменным презрением взирали на слуг султана, которые завалили всю нашу палубу златом-серебром, шелками и огромными кубками с изумрудами и рубинами! Превосходный выкуп за его младшую дочь! - Старик замолчал, видимо проверяя, какое впечатление произвели его слова на меня. 
  Я выдержал паузу и его горделивый горящий взгляд.
  Ветеран кивнул и продолжил свою исповедь:
 - Так вот, месье, тот человек сразу показался мне странным и необычным! Я был на палубе, когда он потребовал от наших вахтенных – здоровяка боцмана Луи и ещё двух крепких парней, чтобы они провели его к нашему капитану!….- старик посмотрел куда-то поверх меня:
 - Да, да, да, он так и сказал: «Проведите меня к вашему Шарлю! У меня к нему важное дело!»
Пират опустил взор на меня:
- Нет, месье, это не было угрожающим голосом, о нет! Тут всё было просто! – И старый пират впервые за всё время нашей беседы улыбнулся!   – Я бы, даже сказал миролюбиво!.. А они…- Он перегнулся через стол и начал тыкать куда-то в сторону пальцем,-  они – могучий, коренастый Луи, который сваливал быка одним ударом, а сам больше походил на медведя, и двое наших здоровяков, тут же, согласились!!! Тихо, спокойно и как-то обыденно…. Правда, они вели его под конвоем. Они  прошли мимо меня, и я увидел их лица в свете фонаря, под которым мы с ребятами играл в каты…. Понимаете, месье, они шли с такой уверенностью, будто исполняли приказ!..  - Вернулся на совё место и допил остатки эля.
 - А приказать им мог только наш капитан! Отважный капитан Шарль! – Пират сжал кулаки и стукнул пустой кружкой о стол. Успокоился и глубоко вздохнул.
– Мне не было никакого дела до того…. Мало ли, кто приходит к капитану? Может быть, это кто-то из его особо доверенных людей с берега, с которыми он ведёт свои дела и о которых всей команде знать не обязательно…. Тогда я так и подумал. А на утро разыгрался тропический шторм, и нам всем нашлась работа. А потом произошло нечто странное,  мой добрый господин…. Шторм ослаб, и мы с ребятами спустились в кубрик отдыхать. К нам вошёл боцман, мельком глянул на нас, а затем потребовал какую-нибудь безделушку для капитана. Медная, оловянная, свинцовая всё равно… Сюда её, и по быстрому!... А за несколько лет до того, мы промышляли вдоль берегов Южной Америки. Там, как водиться, у многих из нас на берегу были женщины!.. А как без них?!.. Была и у меня одна…. в порту…. а впрочем, это неважно…. Так вот к чему это я?!..  Ах да!.. Незадолго до нашего восточного похода, я купил ей в поту дешёвый оловянный браслет с цветными стёклышками вместо драгоценных камней. Красивая была вещица!… Так она, моя любезная, вышибла меня в ту же ночь вместе с подарком! После весёлой попойки с друзьями я приполз к ней и хотел подарить этот браслет. Вышибла меня, и цацку выкинула вдогонку!.. – Старик затрясся в беззвучном смехе. – Ну, я браслет подобрал, вещица, все-таки нарядная, ещё пригодится! Да и побрёл до корабля. А через несколько дней мы снялись с якоря и ушли …. С тех пор она у меня и хранилась… вещица то…..
   Старый пират как-то странно потёр грудь рукой. Мне показалось, что ему плохо и его беспокоит старая рана, но он сказал, что с ним всё в порядке. Я жестом позвал гарсона и заказал старику ещё одну кружку эля. Он просиял, поёрзал на скамье и продолжил свой рассказ:
- Тогда-то я и вспомнил про браслетку! Мне она без надобности, а вот капитану, глядишь, угожу! Славный он человек. Хоть и моложе меня, а я всегда к нему с почтением! Отдал я вещицу Луи, а он унёс её капитану….
  Я выжидал повисшее молчание, пока старый выпивоха смаковал принесённое пиво. Молчание затягивалось и старика пришлось поторопить. Тот извинился:
  - Прошу прощения, месье, но просто потом…. потом случилось такое…. В общем, капитан вернул мне мою побрякушку…. Ближе к вечеру того же дня…. Тихо так подошёл ко мне, сам…. И протягивает мне браслет… почти такой же, как мой, а сам так весело, широко улыбается! Вещица такого же, размера, с такими же, цветными стёклышками, под изумруды, сапфиры и рубины.… Но только из чистого золота!!!.. Я страшно удивился, и говорю:
-Капитан Шарль, это же не моё, месье!!!..
 А он мне так и говорит:
 - «Твоё, Пьер, твоё!.. Бери! Это теперь твоё золото!..» - И как-то странно посмотрел на меня. А ещё приложил палец к губам и отрицательно покачал головой. Я не дурак, мой господин, я понял, что капитан желает моего молчания на этот счёт!.. Ну, я и молчал все эти годы!.. Вот тут-то и начинается самое интересное! Это я и должен вам поведать!..
   В глазах старика появился страх, смешанный с восхищением.
- Поверьте, месье, браслет был из чистого золота!..  Ни как не из олова!…  Вы понимаете, мой господин, к чему я клоню?..
 Мне пришлось признаться, что  не совсем. Тогда пират снова перегнулся через стол, поближе ко мне:
- В ту ночь на корабле гостил сам… дьявол!!! – Старик съежился от страха и мелко задрожал. Торопливо, осеняя себя крестным знамением, он страстно зашептал мне в лицо: – Сам дьявол воплоти, явился к нам в ту ночь!.. И это он превратил браслет в золотой!.. 
  Его напряжение и страх были столь сильны, что на какой-то момент передались и мне.  Но старик вовремя, к счастью, отодвинулся от меня и сел на место. Выпил ещё и продолжал уже более спокойным голосом:
– И это всё ещё цветочки, месье!.. А вот дальше…. А дальше, наш капитан заключил сделку с самим дьяволом!.. Дьявол закабалил нашего капитана!.. Шарль продал ему свою бессмертную душу!..
 Мне не терпелось узнать продолжение, и я поторопил хмельного старика: 
- Так, в чём же, заключался контракт с дьяволом?! – Признаюсь, что мне становилось смешно наблюдать за рассказчиком. Очевидно, в моих словах прозвучала изрядная доля иронии, отчего старик встрепенулся, а затем с каким-то лёгким презрением посмотрел на меня:
- Вы не верите мне, месье… ладно… я понимаю, что в такое поверить непросто!.. Но что вы скажете на то, что капитан впоследствии стал на свою долю добычи покупать себе свинцовые и оловянные рудники?!… Это уже потом, много лет спустя, когда мы вернулись в Атлантику…. К берегам Южной Америки. В Новом Свете полно свинца и олова, и наш капитан решил распустить команду, а сам осел и занялся добычей и торговлей. Он сделал всё по честному, как и полагается у членов берегового братства: выдал каждому, причитающуюся ему долю, и объявил, что выходит из дела, став владельцем рудников. Что отныне, его лихая морская карьера завершена, и он займётся мирным делом. А кто пожелает, может последовать его примеру и войти в дело вместе с Шарлем. Остальным же, кто не пожелал расстаться с рисковой жизнью, капитан Шарль подарил «Ветер» и отпустил восвояси. Они могли вновь отправляться в море, искать счастье в новых похождениях. Секрет наших пиратских успехов заключался в том, что мы не таскали добычу с собой! Мы всегда были легки и маневренны! Шутя, уходили от преследователей всех мастей! Наш общий тайник мы устроили на одном необитаемом острове, у берегов Венесуэлы….
 … Наш старый, добрый  «Ветер»…. Больше я с ним не встречался…. И как сложились судьбы оставшихся на нём, я не знаю…. Я решил быть при капитане и  пробыл с ним в Новом Свете целых десять лет. Шарль действительно, посвятил себя добыче свинца и олова, они же, так нужны для армии и флота!.. Торговали мы и в Новом Свете, и в Европу регулярно уходили целые караваны кораблей, гружёных рудой. Уходили через океан…. Но не всё добытое шло в торговлю…. – И мой собеседник замолчал. Мне вновь пришлось  потребовать у него продолжения.
- Да, месье,  на трёх далёких рудниках в горах добывали руду, свозили её на мулах в порты, там грузили на корабли… Но в том-то всё и дело, что было ещё несколько рудников, с которых сырьё уходило в неизвестном направлении!.. Дьявол руководил нашим капитаном! Это он вершил свои чёрные дела!.. – В глазах старика вновь блеснул страх.
- Это он, проклятый Виатор, заколдовывал руду!.. – Старик смотрел мне в глаза полусумасшедшим взглядом. – Виатор, накладывал страшные заклятья, и тогда свинец и олово превращались в золото!.. - Пират беззвучно захихикал, сверкая безумным взглядом….
  …Признаюсь, Рене, что мне стало немого не по себе от такого смеха. В тот момент мне показалось, что мой визави на самом деле уже сошёл с ума или совсем пьян. Тут он снова взял себя  в руки и продолжал: – Но я-то помню, куда исчезала руда!.. Её отвозили в потайные безлюдные места, куда после приезжал Виатор и колдовал, колдовал, колдовал….
                Конец четвёртой части.