Покупаю детство

Наталья Ле
Все началось с круглой жестяной коробки из-под датского печенья. Когда такое печенье появилось в продаже, я стала хранить свои украшения – бусы, браслеты, сережки, разные мелочи - только в этих красочных жестянках. Мне дарили очень красивые шкатулки, ларцы, специальные подставки для моих маленьких сокровищ. Теперь в этих шкатулках хранятся нитки, иголки, булавки, тесьма, открытки, даже духи. А бусы по-прежнему побрякивают в жестяной коробке из-под печенья. И я знаю, в чем тут секрет…

Когда я была маленькой, я была очень богатой девочкой – у меня было не две бабушки, как у всех, а целых три. Я очень их любила и обожала ходить к ним в гости. У каждой бабушки в доме были очень интересные вещицы, и, когда мы приезжали, я обязательно выпрашивала у них эти предметы. Мне нравилось держать их в руках, рассматривать, примерять.

У маминой мамы была крошечная квартирка, и интересных вещей было не так уж много. Больше всего я любила шкатулку, искусно сделанную из цветных открыток. На внутренней стороне крышечки была детская фотография моей мамы. Эту шкатулку своими руками сделал мой дед в начале 60-х годов. В шкатулке бабушка хранила пуговицы. Сколько удовольствия было в том, чтобы высыпать все пуговицы на стол, а потом собирать их обратно, сортируя по форме или цвету! Самые красивые пуговицы я откладывала напоследок, чтобы они лежали сверху. Теперь эта шкатулка – моя, и я тоже кладу в нее красивые пуговицы…

Когда бабушки не стало, мы почему-то не стали забирать из бабушкиной квартиры ничего, кроме фотографий. Но память бережно хранит особые, родные вещи. Пару лет назад я за сущие гроши купила вазу «берц» синего стекла. Потом – маленькую «бабушкину» стеклянную солонку, украшенную зеленой эмалью, с крошечной позолоченной ложечкой. Сегодня – новая удача: нашла чайный сервиз – точь-в-точь такой же, какой подарили моим родителям на свадьбу в 1974 году. У бабушки от него оставалось только несколько чашек, но теперь, в год сорокалетия свадьбы, он возвращается ко мне во всем своем желто-золотом великолепии. Найти бы еще плюшевый ковер «Похищение невесты», статуэтку гипсовых аистов в гнезде и ватного Деда Мороза…

У папиной мамы самой интересной вещью была пластмассовая ракета с глазком. Посмотришь в глазок, а там улыбается Валентина Терешкова. Как же я ее любила! Часами могла разглядывать. Сейчас стоит у меня эта ракета, но в нее совсем никто не заглядывает… И еще был очаровательный немецкий кофейный сервиз, трофейный! Весь белый, с рисунками из золотых роз и исчерна-зеленых листьев. Мне он нравился потому, что чашечки в нем были крошечные, будто кукольные. Вот было бы здорово, если бы мне разрешили поить кукол чаем из самой настоящей фарфоровой посуды! Когда-нибудь он тоже попадет в мой дом и займет в нем почетное место.

Третья бабушка была папиной тетей. Как я любила ездить к ней в гости! В доме бабушки было очень уютно, тепло, это был очень гостеприимный дом с непременными пирогами, чаем и даже молочными коктейлями! Мне нравились разноцветные полосатые накидки на креслах, которые бабушка сама связала толстым крючком; большой кудрявый белый кот с изумрудно-зелеными глазами, замечательное бра в виде уличного фонаря, на матовых боках которого были нарисованы черные силуэты Петропавловки и Банковского мостика; узкая длинная картина с выжиганием – обнаженная Ева с длинными черными волосами тянется за красным яблочком… В серванте стояло множество занятных фигурок – и маленький хохол с усами и чубом, в зеленых шароварах, и кораллы, и бело-синий фарфоровый дикобраз, и красивейшие эмалированные кофейные ложечки с видами Ленинграда, и соломенный гномик в красной шляпке, который на самом деле оказывался шкатулкой с крышечкой; и шитая золотом восточная туфелька, и рюмочки в виде рыбок. А еще у бабушки была замечательная книга - «Краткая энциклопедия домашнего хозяйства», которую я с ритуальной регулярностью пролистывала от корки до корки, потому что там были великолепные иллюстрации кошек, собак, аквариумных рыбок, елочных игрушек, детских карнавальных костюмов, причесок, платьев, цветов и еще многих милых женскому сердцу вещей. Несколько лет назад мне случайно попалась такая книга в магазине «Букинист», и я не помнила себя от счастья! И еще я нашла рюмочки в виде рыбок. Совсем не нужны были, но купила – уж очень хочется мне воссоздать в своем доме потрясающую культуру быта и теплую атмосферу той семьи…

…После «Энциклопедии», пирогов и чая, бабушка давала мне ту самую жестяную коробку. Она была белая, на крышке были нарисованы белозубый английский гусар в красном мундире и улыбчивая блондинка-леди в сиреневом платье с турнюром, в капоре, длинных перчатках и с крошечным зонтиком на длинной ручке. Уже только ради картинки стоило взять коробочку в руки! А внутри лежали разные бусы. Я, конечно же, надевала сразу все, хотя самыми любимыми были одни – из красных, синих, желтых, розовых и зеленых шариков, перемежавшихся черным бисером. Нацепив бусы, я выходила из спальни в зал, чтобы произвести фурор среди взрослых. И они честно восхищались моей нарядной элегантностью и тонким вкусом. С тех пор я и храню все свои бусы именно в жестяной коробке из-под датского печенья - наверное, в глубине души надеясь чудесным образом повторить тот фурор.