Возвращение Абу-Лала Маари

Гарри Давман
«Абу-Лала Маари (Абу-ль-Ала Ахмед ибн Абдула ибн Сулейман ат-Танухи) жил более тысячи лет назад.
Абу-Лала Маари, великий поэт Востока, познав людей их фальшивые законы и порядки, был до глубины души оскорблен и собрав маленький караван, закрыв родной дом и раздав нищим все свое имущество и с караваном вместе ушел в бескрайнюю пустыню подальше от всех.
   Да пусть простят души великих писателей и поэтов чьи мысли и крылатые выражения я имел честь использовать в своем произведении.
Да простите и вы, мои дорогие мои читатели, если что не так…
Гарри ДАВМАН.»



 «В О З В Р А Щ Е Н И Е   А Б У -  Л А Л А   М А А Р И »

             

В рыжих песках жаркой пустыни
На горизонте, далеком холме,
Под палящими лучами солнца
Одинокая белая точка видна.
Седобородый древний Старец
Размышляя тихо  шептал;
 - Устал от постели я каменной,
Подушка моя тоже из камня,
Со змеями и скорпионами обедать устал
В жаркой пустыне и в диких степях.
Никто меня не обидел и не унижал,
О …! Устал  я от скитаний и страданий, 
В мир светлый хочу…
Звёзды здесь - мой путеводитель.
Предки наши  великие
Во сне мне посоветовали.
О…! Устал, устал, хочу я к вам…
К возврату будем мы шагать,
Вперёд, вперед, мой караван.
Хочу домой, в края родные,
Хочу я людям, в светлый мир.
И трезвонят бубенцы
Громче, громче на весь мир.
О…! Я устал…
Шагай без остановки караван, шагай вперёд.
С места встал старик,
Направил руки к небесам,
Последний раз в пустыне он молился;
- О, Боги, наших предков
Совет Ваш верный нужен нам
И к возвращению путь короткий, укажите
Уж слишком много страданий и лишений
О, Боги, с вашим разрешением
Мы принимаем Возвращение.
О, караван, по дорогой пройденной
Возвращаемся домой…
Говорил он и оправдывал 
Возвращение  своё
Великий поэт востока
Абу-Лала Маари!
Туча от пыли стояла в пустыне
И грохот разнесся на многие мили
От звона бубенцов и от стука копыт,
Будто караван Абу-Лала
Как боевой марш совершал.
Восемь ночей и семь дней,
Едва отдыхая и долго шагая
В глубокой тёмной ночью
Караван великого поэта,
Остановился  у ворот своих:
Уставшими, дрожащими руками
Замки ворот Он открывал,
Привязал и покормил верблюдов,
Вошёл он дом и благодарил творца
И пожелал предкам - вечного блага на небесах.
Пришли люди соседи к приходу поэта,
Всё принесли, и еду и вина:
Накрывая большой стол
Попировали до утра.

   ******************

Опираясь на посох, Абу-Лала Маари
вышел из дома к рассвету 
Он многих он встречал,
Говорил, рассуждал…
Спорил и что то доказывал…
В конце дня разочарован и уставший,
Старые ноги, за собою влача,
Опираясь на сгорбленный посох
Решил он вернуться домой,
Медленно шел и вслух  размышлял:
- О человек! О существо!
сотворен был Творцом С добротой  и любовью,
И откуда в нас столько
Злость и презрение к другим,
«Один норовит пощечину дать,
Другой готов ему руку лизать».
О…! Что это…? Что я вижу?
Скинули красный, чёрный одели,
Всех загнали в мрачные дни,
А жизнь не приняла добрую форму.
О…! что это…? Что я вижу?
Все так же, как и раньше,
Осталось все по-прежнему,
Кроме денег и золота,
Иные ценности не существуют.
На улицах толпа гудит,
Не от вина хмельная…
Раньше на лицах была улыбка
Хоть и поддельная,
И та исчезла, наверное, совсем:
Кошмар, страдание и стон,
Пощёчина и кулаком и словом.
Бешеной стаей волки вокруг
Стадо ягнят окружают.
Просят с мольбою в глазах отпустить
Нет у волков сострадания...
Кругом хожу, плачу, смеюсь,
От смеха – в сердце боль,
От боли -  плакать я хочу,
Над плачем своим, смеяться хочу.
Один готов стать:
 Жертвенником Творца,
А, другой готов:
Выполнить волю Творца.
Есть ли люди, не познавшие
Боль и горе в жизни?
Так почему причиняем,
Боль и горе другим…
О…! Что, что… Что я вижу?
Все так же, как и раньше,
Будь халифом или рабом,
Все равно конец один…
В жаркую летную пору
Абу-Лала прилечь захотел…
Тихо в постели он тёплой лежал
Долго смотрел он в точку одну,
Не было жизни во взгляде его,
Будто он ждал кару небесную...
И услышал он в этот миг,
Громогласно и странно,
Пробирающий душу,
Голос дошел до него.
- Встань, Абу, и смотри,
Ты увидишь, тебе гости пришли,
Ты увидишь их, Великих,
Восхваляющих вечность любви,
И бессмертие по делам…
Каждый из них пришел с эпохи своей
Со своими героями
У каждого свои страдания,
Боль и раны душевные,
Каждый из них не видел покоя,
И не нашел  место себе,
Опередив время своей же эпохе;
Светлыми и нежными лицами
И с лаврами небесными
И как будто скользя,
Призраки душ великих
Окружили Абу-Лала Маари,
Все говорили с ним не спеша,
Рассказывали, чуть-чуть шутили.
Вышел вперед  мужчина в летах
еще не старый - красавец
В одеждах старомодных,
-Быть или не быть, не в этом вопрос:
Важно, что б ты идиотом был,
И хорошо ползать умел,
Мудрец во всем сомневается,
А, идиоту, понятно все,
Не проблема, что он идиот,
Важно, что он умеет:
ползать он хорошо умеет,
И, избегать столкновений,
Добро во зло, или зло
К доброму превратит,
Это сейчас вопрос жизни,
Быть или не быть не в этом вопрос.
 -Вышел в перед черноокий и грустный
По возрасту средних лет:
-В один миг моей «колокольни»
Будто вес мир услышал,
Прошел тот миг,
Висят мои «колокола»
Под слоем пыли;
Плесень ржа все как одно
Разрушают «колокола» и стены «колокольни»:
Верю, вновь настанет миг
Услышат звон колоколов!
Услышат и на небесах…
Вышел вперед,  в ветхом сером пальто
Поет один, свой век не доживший:
-И я тоже, и я также, не  по воле Творца
Но с надеждой нахожусь я в небесах,
Верю, что настанет миг,
Мои «Толпы Сумасшедших»
Закинут звезды в небеса
Оповестят колокола на вес мир
Под яркий звездный блеск
Шматок, кусочек, луч свободы…
-Вышел в перед еще поет;
-А, я, тогда был влюблен во вселенную,
Его вечный цикл круговорота:
«Хотел увидеть начало всего, и конец всего,
И снова начало всего конца»;
И начало и конец
Мы в себе должны искать,
Стоит ли фальшивить, врать
И скрывать их глубоко их в наших душах
Мучить себя и других…
-Вышел вперед другой поет,
Не смотрел он ни на кого,
Не обращаясь ни к кому,
Взглядом он кого-то искал,
И, наконец, сказал:
«-Скажи ка, сын мой…?
Ты чувствуешь, поясницей реку Аракс…?
-Скажи ка, сын мой…
Ты  чувствуешь груз горы библейской…
А если нет, то ты знай!
Настанет день!
И встанет кто-нибудь
Без племени, без роду…
И скажет:
-И река наша, и гора…
Даже страна библейская…
Слушай сынок…! слушай…!»
-Поет, другой, ничего не говорил
С усами и с бородкой
И мудрыми глазами,
Желание было:
«Стонать и вопли пускать»
Какими рыдание и стон …?
Словно сам он, стон своего народа…

 ********************

 - Еще многие придут
Слов Мастера и мыслей великих
Скажут словами разными,
Но смысл их будет один
Свой облик от этого мир не изменит!
со злом Они биться будут,
Потребуют справедливость,
Свой облик от этого мир не изменит!
«Хоть в моря пучину отдайся
На дряхлой и старой ладье
И не имей ни жены и ни семьи, ни друга…»
Свой облик от этого мир не изменит!
«Выпьешь вина, или постись»
Свой облик от этого мир не изменит!
Ни звезды, не колокола,
Даже звуки пленительные,
Свой облик от этого мир не изменит!
-Абу! Тебе так-же как  нам,
Дано было возвышаться,               
И оттуда с высоты
на жизнь смотреть
Чтобы слова правды,
Правильно уметь сказать …
И все вместе скажут Прав…Прав…
Прав, Великий Мастер,
Но не изменят облик мира…!

     ******************************

 -С последними усилиями
Абу-Лала Маари присел на ложе своем
Уставшие руки свои
Протянул к небесам
Разочарован от о всего…
Крикнул он, как позволяли силы…
-Если это конец жизни
То это есть начало смерти
С каждого конца к началу…!
Лети душа… душа моя…!
Лети душа… Лети-лети …!
Лети все выше…!
Лети душа… все выше, выше…!
Лети душа…!
Лети к солнцу…!
«К вечному солнцу»…!

              ********************          
Гарри ДАВМАН
1997г.               
----------------------------------------------------