Такая музыка звучит у нас в судьбе!

Борис Турчинский
Сергей Остапенко:" Такая музыка звучит у нас в судьбе! “
                Борис Турчинский


Педагогам и соратникам посвящается


                С душой, открытой людям.


При упоминании фамилии «Остапенко» приходит на ум образ героя войны, парламентера, капитана Остапенко, храбро вышедшего на рисковую встречу с фашистами. Но у меня лично ассоциация есть своя, когда слышу эту фамилию.
Всю жизнь я горжусь дружбой с Остапенко другим, с Сергеем Николаевичем Остапенко. Тоже, своего рода «параламентером» - человеком, осуществляющим от имени высокого искусства связь между людьми и тем прекрасным, что их окружает, а потому – тоже посланцем мира, ведь мир спасет красота, как известно. С музыкой и с открытой душой всю свою жизнь он идет к нам, к людям.
Когда-то мы служили в Одесском военном округе. Служили музыке. Сергей потом добился высот и в военной карьере и в служении нашей музе.
Когда прочитываешь интервью Сергея Остапенко, его воспоминания о службе, мысли о творчестве, обращаешь внимание на то, что он постоянно упоминает много фамилий. Имена своих учителей, товарищей по учебе и работе, выдающихся личностей, с которыми встречался. Всех тех, кому он благодарен, а теперь уже и учеников своих, он помнит, знает, никогда не забывает. Поражаешься памяти этого человека!
Он так много говорит о других и при этом так мало – о себе! Сколько имен отличных музыкантов с его помощью навсегда останется в антологии музыки!


                Лица друзей

В 1994 году подполковник, военный дирижер Сергей Остапенко вышел в отставку. Стал работать музыкальным консультантом и начал заниматься педагогической деятельностью, взялся за преподавание в детской музыкальной школе.
.
Тогда же создал в московском концертном объединении «Садко» камерный оркестр и до настоящего времени является его художественным руководителем. Он организатор хорошо известного в России фестиваля детского и юношеского творчества «Дети и музыка». В августе 2000 года удостоен звания заслуженного артиста РФ, В 2005 году создал и возглавил Международный благотворительный фонд с тем же названием «Дети и музыка» и был избран его президентом. С этого же года начал работать в Московском колледже музыкально-театрального искусства. Преподаватель высшей квалификационной категории.
О нем и его работе пишут так: «Исполнение руководимыми Остапенко коллективами носит ярко выраженный эмоциональный характер, отличается широким объемом используемых методов и приемов обучения, и, как результат, выработкой своего осознанного взгляда и отношения к исполняемому материалу. “
Сух и высокопарен академичный язык. Но по сути все верно.
На протяжении многих лет ученики Остапенко занимают
призовые места, участвуя в различных конкурсах и фестивалях. Евгений
Наумов – лауреат второй премии конкурса имени Тимофея Докшицера в
!996 году, Константин Овчинников лауреат (третья премия) конкурса имени
М.Табакова в 2000 году и лауреат фестиваля «Новые имена»» 2001 года
Юрий Воробьев лауреат Второго конкурса имени М.Табакова и лауреат фестиваля «Новые имена».
Владимир Пинялов завоевал первую премию на Третьем конкурсе имени
М.Табакова в 2007 году и стал лауреатом фестиваля «Новые имена» 2005 года. Евгений Ременев также лауреат конкурса имени М.Табакова. Ученики Остапенко продолжают дальнейшее музыкальное образование, обучаясь в средних и высших музыкальных учебных заведениях.
За весь период творческой деятельности Сергея Остапенко коллективы, руководимые им, также и камерный оркестр «Садко», отличались высоким исполнительским профессионализмом.


                «Стань человеком состоявшимся»

Немного истории….Дед Сергея был начальником пожарной охраны города Киева. Огнеборец! Погиб в 1943-м году в боях под Сталинградом, как всегда борясь с огнем, на этот раз – со всемирным пожаром, который разожгли фашисты.
Родители познакомились в военном госпитале, где отец лежал после ранения, ему довелось быть водителем танка у самого прославленного генерала Рыбалко! Мама была медсестрой медсанбата, кстати, дошла со своим санитарным батальоном до Берлина! На фронте в медсанбате родители и познакомились.

                - Сергей Николаевич, ты из семьи заслуженной, но не музыкальной. Родителям выпало слышать в жизни не музыку, а канонаду. Кто же привил тебе любовь к изящным звукам?

- В моей жизни были люди, которые определили мое будущее. Это народные артисты СССР Ольга Кусенко, Юрий Тимошенко и Лариса Остапенко. Они во многом повлияли на выбор пути в мир музыки. Родители хотели меня увидеть настоящим, состоявшимся человеком, не важно, в какой отрасли.


                Братцы мои музыкальные


                - Сергей, расскажи о себе, о своем пути в музыку.

- Я учился в обычной киевской школе. В нашем классе была Надя Надирадзе, мама которой была артисткой балета Киевского театра оперы и балета имени Т.Г.Шевченко. Помню, она поставила в нашем классе полонез из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин». И мы, мальчишки, танцевали на сцене оперного театра, как победители смотра детской художественной самодеятельности.
Мои друзья Виктор Литвинов и Виктор Гулак затем поступили в Киевское хореографическое училище. Виктор Литвинов окончил это учебное заведение, стал солистом балета Киевского театра оперы и балета, получил почетное звание Заслуженного артиста Украины. Он участвовал в различных конкурсах артистов балета, неоднократно завоевывал звание лауреата этих конкурсов, выступал на различных сценах мира.
Неоднократно танцевал с Майей Плисецкой в балете Родиона Щедрина «Кармен-сюита», исполняя партию Тореадора.
Виктор Литвинов затем был главным балетмейстером Киевского театра оперы и балета, а сейчас - он главный балетмейстер Киевского детского музыкального театра.

                - Но пришел, наконец, и твой звездный час? Расскажи и о себе!

Когда я учился в четвертом классе, руководитель хора нашей школы
доверила мне дирижировать песню И.Дунаевского «Летите,
голуби» на смотре детской хоровой художественной самодеятельности. Наверное, это был какой-то хитрый ее ход для того, чтобы привить мальчику чувство самостоятельности и уверенности в себе. И снова я выступал на сцене театра
оперы и балета, но уже в качестве дирижера сводного хора нашей школы.
В годы учебы в школе я стал посещать студию духового оркестра Дома
пионеров Ленинского района Киева. Руководителем оркестра был у нас
Леонид Сергеевич Сивохин. Там я познакомился с заслуженными
артистами Украины, солистом оркестра штаба Киевского военного округа
Сергеем Сивохиным и концертмейстером Семеном Бальдерманом, которые помогли мне выбрать инструмент. И это была – труба.

               - Заметим: музыканты это были военные! И это они посоветовали тебе поступить в музыкальную школу?

Да. Именно так. Многие ребята, посещавшие занятия в детском духовом оркестре, стали профессиональными музыкантами. Это Владимир Комаров, Игорь Журавлев, братья Александр, Еагений и Григорий Постой-Волгин, Михаил Радинский, Виталий Голубев, Виктор Лоос, Александр Старожук, Александр Ильенко и другие.
Я учился в детской музыкальной школе у превосходного преподавателя – Виктора Васильевича Шевцова, который окончил Киевскую государственную консерваторию имени П.И.Чайковского по классу трубы у профессора Вильгельма Марьяновича Яблонского. Виктор Васильевич Шевцов окончил Киевское музыкальное у Николая Владимировича Бердыева, который также окончил
киевскую консерваторию у Вильгельма Яблонского. Когда Шевцов по каким-то причинам не мог проводить уроки, его замещал Владимир Кожухарь, также ученик Яблонского – в настоящее время – главный дирижер Киевского театра оперы и балета. Очень жаль, что Виктор Васильевич Шевцов рано ушел из жизни


                Училище и педагоги

              -В 1963 году после окончания восьми классов ты поступил в Киевское музыкальное училище им.Р.М.Глиэра, в класс лауреата Всемирного фестиваля молодежи в Берлине, заслуженного артиста Украины, солиста оркестра киевского театра оперы и балета Николая Владимировича Бердыева.

- В то время Бердыев занимался концертной деятельностью, играл в оркестре театра оперы и балета и преподавал в киевском музыкальном училище.
В моем становлении, как оркестрового музыканта, и в дальнейшем дирижера оркестра, большую роль сыграли мои учителя в период занятий в киевском музыкальном училище. Это, в первую очередь, Николай Владимирович Бердыев, а также Исаак Маркович Кобец – ассистент Николая Владимировича, Жанна Андреевна Литвиненко, преподаватель по музыкальной литературе, Петр
Андрианович Поляков – композитор, дирижер и прекрасный педагог, друг
выдающегося украинского композитора Бориса Лятошинского. Преподаватель по дирижированию Алексей Григорьевич Зубенко, преподаватель по инструментовке и чтению партитур композитор Александр Канерштейн и преподаватель по теоретическим дисциплинам композитор Леонид Хейфец-Подельский.
Я думаю, что благодаря такому звездному составу моих преподавателей в музыкальном училище, из меня и вышел хороший музыкант, дирижер и аранжировщик. Мою дальнейшую судьбу помогли решить также начальники военно-оркестровой службы Киевского военного округа Э.Парсаданян и А.Ладановский, профессор Х. Хаханян и дирижер Ю. Мельничук.

                - В своем рассказе ты называешь много имен. Разумеется, память переполняют чувства признательности и благодарности! Раз уж так повелось у тебя, продолжай, пожалуйста, никого не забудь!

На моем курсе занимались такие замечательные музыканты, как Валерий Павлов, Владимир Штепа, Иван Дорошенко (в дальнейшем создатель и директор Киевского муниципального театра оперы и балета для детей и юношества), Владимир Колобродов – ныне директор Национального симфонического оркестра
Украины. Вячеслав Басов, солист Национального симфонического оркестра
Украины, Евгений Виксаман, Владимир Правдивец и многие другие.
Еще в музыкальной школе я участвовал в различных конкурсах трубачей. Моими соперниками и друзьями были Валерий Пасвалюк, Владимир Штепа, Андрей Гандзий, Петр Веденяпин, Федор Рыгин, Владимир Олейников, Александр Чуприна, Михаил Радинский, Эдуард Калантырский, Григорий Постой, Александр Ильенко и другие.
Занимаясь в музыкальном училище, я в разное время работал в
оркестрах Киевского ТЮЗа, театра имени Ивана Франко, в сценическом
оркестре театра оперы и балета и прошёл по конкурсу в симфонический оркестр оперного театра. Приходилось иногда подрабатывать и в ресторанах, и в цирке, и в эстрадной группе «Граймо». Так что, опыт у меня большой и самый разнообразный.


Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского.

                - Мало кто из нас, музыкантов, избежал « воспитонской» участи. Многие в юности были воспитанниками военных оркестров.

  - В 1965-66 годах и я тоже был воспитанником военного оркестра училища связи (дирижер А.Г.Зубенко) и оркестра штаба Киевского округа (начальник оркестра Э.О.Маркус). Желание стать дирижером имелось большее, чем быть оркестрантом и в 1967 году после окончания музыкального училища с
отличием, я поступил в Московскую государственную консерваторию на военно-дирижерский факультет.
.
Я до сих пор задаюсь вопросом: Кто и Что повлияло на мое решение
поступать на военно-дирижерский факультет?
Наверное, окружавшие меня военные музыканты и дирижеры. И я ни
в коем случае не жалею, что я связал свою судьбу с военной музыкой! «...Такая музыка звучит у нас в судьбе...», - как поется в песне о военном полковом оркестре.
Мне повезло учиться у замечательных преподавателей. По дирижированию – у А.П. Долинского, Х.М. Хаханяна, Б.А. Диева и В.А. Жарова. По инструментовке - у Л.Ф.Дунаева и Д.А.Браславского. По классу трубы – у П.А.Волоцкого и К.Я.Серастанова.
Большую поддержку я ощущал от композитора и дирижера П.А.Полякова, который в свое время познакомил меня с Борисом Лятошинским. По совету Петра Андриановича Полякова моей дипломной работой по инструментовке и дирижированию была поэма «Воссоединение» Бориса Лятошинского, которую я исполнял с оркестром Бронетанковой Академии (начальник оркестра Гектор Восгенович Канаян).



                Выдающийся курс

- У нас был очень сильный курс. Пять человек окончили факультет с отличием. Со мной учились выдающиеся в будущем военные музыканты: от генерал-лейтенанта Виктора Афанасьева - (впоследствии он занимал пост начальника военно-оркестровой службы вооруженных сил России), до генерал-лейтенанта, композитора Валерия Халилова, который занимает сейчас пост начальника военно-оркестровой службы вооруженных сил России.
Мои однокашники: Геннадий Афонин был начальником военно-музыкального училища, сейчас он доцент Университета культуры по классу трубы, Михаил Берсан был начальником военно-оркестровой службы Белорусского военного округа, сейчас – профессор Академии музыки республики Беларусь.
Вячеслав Полушин был начальником кафедры дирижирования на факультете. Сейчас ведет класс оркестра в детской музыкальной школе и преподает на факультете военного института.
Владимир Емельянов преподаватель инструментовки на нашем факультете. Владимир Еждик – создатель духового филармонического оркестра в Ростове-на-Дону. Ныне этот оркестр носит его имя.
Валерий Ермошкин – заслуженный деятель искусств Российской Федерации, главный дирижер Северского музыкального театра в Красноярске, Владимир Лясота – ныне профессор Одесской консерватории, Владимр Южаков – бывший начальник оркестра бронетанковой академии, заслуженный артист Российской Федерации.
В общем, о нашем курсе можно написать отдельную статью, а еще лучше – книгу! Просто выдающийся курс!
Необычна и профессиональна была атмосфера и самого факультета! Организовывались встречи с музыкантами мировой известности, дирижерами и преподавателями, такими знаменитостями, как Ю.Саульский, В.Людвиковский, Л.Утесов, Э.Рознер, Б.Ривчун и многие другие.


                «Я в Одесском служу, Приграничном!

                - Помнишь, песня такая была про наш Одесский военный округ: «Я в Одесском служу, Приграничном, ну, а это – великая честь!»

- После окончания факультета в июне 1971 года, я был направлен для
прохождения службы в войсковую часть 44208 Одесского военного округа.
Часть располагалась, что называется, в степях Украины, в ста километрах от Одессы, недалеко от поселка Рауховка Березовского района области. И,
что знаменательно, именно об этих местах было написано в пьесе
А.Корнейчука «В степях Украины», о двух соревнующихся председателях
колхозов Часныке и Галушке (колхозах «Посмитного» и «Ведуты»), которые
находились в этом районе.
В пьесе, а затем и в фильме-спектакле, играла моя родственница по бабушкиной линии Ольга Яковлевна Кусенко. Вот судьба! Она там играла, а меня в эти края направили служить!
Правда, там я прослужил всего лишь год, организовал оркестр. Вот тогда я и познакомился с этими местами, колхозами, в которых
были замечательные самодеятельные оркестры. Представляете – кладезь музыкальных кадров в… селе!
Пришлось приглашать в оркестр самых лучших самодеятельных музыкантов из близлежащих сел. Пробивать для них жилье в военном городке, просить в военном округе молодое пополнение из тех, кто призывался на срочную военную службу и имел среднее музыкальное образование. А одаренных солдат,
которые хотели профессионально посвятить себя службе в армии, готовить для поступления на военно-дирижерские факультеты. И такой был один очень талантливый у меня солдат, из приглашенных мною в оркестр войсковой части
44208. Из него вышел большой толк! Сегодня он в звании подполковника возглавляет оркестр космодрома «Плисецк». Это Александр Чикин.
Много я занимался в части самодеятельностью подразделений, организовал хор , и на конкурсе самодеятельности округа мы заняли второе место. В дальнейшем оркестр хорошо проявил себя в различных окружных мероприятиях и мне было предложено в октябре 1972 года занять должность военного дирижера оркестра штаба Одесского военного округа.


                Оркестр штаба Одесского военного округа.

               -В оркестр штаба ты пришел служить в октябре 1972 года. Знаю, что это был для тебя непростой период.

- Начальник оркестра майор Алексей Степанович Банокин уходил на повышение – начальником службы Северной группы советских войск, в Польше. И мне, лейтенанту, пришлось принять очень известный и прославленный тогда в Вооруженных силах СССР коллектив со своими устоями, с традициями и спецификой. Только лишь в январе 1973 года из Группы советских войск в Германии был переведен и назначен начальником оркестра майор Владимир Сергеевич Стоянов.
За годы службы в оркестре со мной служили будущие заслуженные артисты Украины Станислав Петрович Волынов, Анатолий Федорович Уманец и заслуженный артист России Валерий Александрович Богданов. С оркестром выступали солисты оперных театров Одессы, Киева, Кишинева и Москвы, прославленный трубач, народный артист РФ Тимофей Докщицер. Оркестр
гастролировал в Румынии, Болгарии, Молдавии. Были поездки по
Южному берегу Крыма и по западным областям Украины. Мы выступали
на всех концертных площадках Одессы. Были частые выступления
по городскому телевидению, а также по телевидению украинскому, молдавскому и даже Центральному!

                - Помню, оркестр украшал своей музыкой всевозможные общественно-политические и праздничные мероприятия, принимал участие в различных музыкальных фестивалях.

-Да, таких известных и популярных тогда, как «Дунайская весна», «Крымские зори», «Белая акация» Многие музыканты после службы в оркестре стали известными в Украине, Молдавии, в России. Это Василий Гойя, Василий
Мустя (ректор Академии музыки Молдовы, народный артист Молдовы), Петр
Грушовенко (ныне солист Киевского оперного театра), Николай
Баланко (преподаватель Киевской государственной консерватории), Иван Оленчик – заслуженный артист России, и многие другие.
В оркестре штаба Одесского военного округа я прослужил до октября 1980 года. В Одессе родились мои дети – дочь Ирина и сын Александр, крестник
Александра Яковлевича Салика, моего друга и наставника.
После моего отъезда в Москву, Александр Яковлевич возглавил
военно-оркестровую службу Одесского округа. Оркестр штаба при нем займет первое место на последнем конкурсе военных оркестров СССР в 1980 году.
Позже Салик получил звание полковника и также стал народным артистом Украины. Годы, проведенные в Одессе, и сейчас в моем сердце. Одесса – моя любовь на всю жизнь!

       - Ты знаешь, и моя тоже!

        - Сергей, я знаю, что тебе довелось быть начальником оркестра старейшей военно-инженерной академии России!

С 1980 года по 1985 год я служил в Московском военно-музыкальном
училище. Вместе со мной в то время работали в училище А.В.Поляков, Г.А Афонин, И.Г Зубарев и еще многие офицеры-выпускники нашего военно-дирижерского факультета разных лет. Начальниками училища были В.И Детистов и К.И Романченко.
Оригинальна судьба моего воспитанника Дмитрия Кадеева. После
окончания факультета он служил, так же, как и я когда-то, в Рауховке, затем в
оркестре штаба Одесского округа, а позже в Москве на военно-дирижерском
факультете. По сути, он повторил мой путь!
Девять лет, с 1985-го по 1994 год я был руководителем оркестра старейшей российской академии – военно-инженерной академии имени В.В.Куйбышева. Под моим руководством коллектив три раза занимал призовые места на военных музыкальных конкурсах . Оркестр много выступал на различных площадках Москвы. С нами выступали известные солисты-инструменталисты и вокалисты: народная артистка СССР Нинель Ткаченко, с которой я был знаком еще по Одессе, народный артист СССР Александр Ворошило, заслуженные артисты России Эдуард Лобковский и Владислав Кононов, заслуженный артист России Иван Оленчик и многие другие.

                Муза без погон.

           - В 1994 году ты вышел в отставку в звании подполковника. И как сложилась твоя творческая судьба дальше?

- С 1994 по 2000 год я работал в оркестре академии в качестве консультанта и начал заниматься педагогической деятельностью, работая преподавателем в детской музыкальной школе. В августе 2000 года удостоен звания заслуженного
артиста России.
В 2000 году я создал в московском концертном объединении «Садко» камерный оркестр и по сей день являюсь его художественным руководителем.

- В музыкальных кругах всем хорошо известно, что ты являешься организатором фестиваля детского и юношеского творчества «Дети и музыка». Просто поражаешься твоей активности!

- Приятно, что на протяжении многих лет мои ученики занимают
призовые места, участвуя в различных конкурсах и фестивалях. Выступаем с концертными программами в Москве и области, за рубежом.
На протяжении последних семи лет у нас прошел ряд благотворительных концертов в детских домах, в военных госпиталях и в госпитале для ветеранов, а в городе Североморске - для моряков-подводников.
Традиционными стали выступления оркестра в Оперном доме музея-заповедника "Царицыно": концерты старинной музыки, вечера русского романса, музыкальные фестивали "Осень в Царицыно".

             -Есть и международные проекты?

-Разумеется. Совместные международные театрально-музыкальные постановки в "Deutcshеschule" при посольстве Германии. Кроме этого, цикл концертов «Народная филармония» в Северном Чертанове, участие во Втором открытом московском конкурсе кларнетистов, в праздничных концертах ряда детских музыкальных школ.
Оркестр выступает в абонементных концертах Московской государственной
академической филармонии «Путешествие в страну музыки», «Музыка на
все времена», «Семейство Штраусов». В качестве солистов выступили
с нашим оркестром выдающиеся музыканты нашего времени - народный артист России, лауреат Государственной премии России, профессор консерватории, "Золотая флейта России" Александр Корнеев, народный артист России,
лауреат международных конкурсов, профессор Алексей Наседкин, а также лауреат международных конкурсов, солист оркестра "Виртуозы Москвы" Алексей Лунгин.
В июле 2001года с оркестром выступал профессор из Южной Кореи Джо Джанг Хви – флейта.
В октябре 2001года прошёл творческий вечер композитора Вячеслава Ветрова, в котором приняли участие народный артист Советского Союза Борис Штоколов, народная артистка России Валентина Толкунова, заслуженная артистка России Галина Ненашева, народный артист России Эдуард Лабковский и другие. По итогам городского конкурса на лучшую песню о Москве, песня "Московский говорок" композитора В.Ветрова на стихи В.Семернина в сопровождении нашего оркестра заняла третье место.
С ноября 2003 года по май 2004-го проходил Третий фестиваль детского
творчества "Дети и Музыка", моё детище, который за два последних года получил
самые высокие оценки ведущих педагогов России и других стран. Он всегда ждёт всех желающих, талантливых детей для участия в творческом конкурсе.
Фестиваль расширяет свои границы и приглашает юных музыкантов
из Австрии, Испании, Украины, Белоруссии. Проведено 8 конкурсных концертов по семи номинациям: вокал, народные, духовые, струнные инструменты, фортепиано, юные художники.


                Отчитываясь творчески

    -Как много достиг ты за эти годы в организации и проведении детского фестиваля!!! Расскажи нам, пожалуйста, «отчитайся» по годам!

- Январь-май 2005 года – время проведения нашего Четвёртого фестиваля.
Лауреаты фестиваля получили в качестве призов дипломы, ценные подарки.
Лучшим исполнителям вручено самое дорогое, что только может порадовать сердце музыканта – инструменты: флейта, скрипка и кларнет.
22 февраля 2006 года, к Дню защитника Отечества, состоялся
Пятый открытый московский фестиваль. Конкурсные концерты проходили в
марте, в дни школьных каникул. Заявки на участие в конкурсе прислали
более трехсот юных музыкантов и художников Москвы и области, республики Чувашия, Татарии, Мари-Эл, Украины, Белоруси, Германии, Тюмени, Вологды, Кисловодска – такова обширная география нашего фестиваля. Наградой лауреатам была поездка по Дунаю и выступления с оркестрами разных стран.
Шестой фестиваль начал свою работу в январе 2007 года и был посвящён
году ребёнка. Конкурсная программа в этот раз была сложнее, как
отметили члены жюри. Порадовали слушателей конкурсанты из Германии.
Немецкой стороной было предложено провести выездной тур фестиваля в
Германии.
2 февраля 2008 года на торжественном открытии Седьмого фестиваля организаторам этого творческого конкурса, был вручён Российским императорским обществом орден Николая II Второй степени.


          - Как происходит отбор талантливых ребят для участия в фестивалях?

- Юные музыканты-участники фестиваля проходят первый отборочный тур по аудио-видео записям. На втором туре исполняют конкурсную программу с оркестром "Садко".
Наряду с известными оригинальными произведениями с оркестром, в процессе работы оркеструются и получают новое звучание многие сочинения для юных музыкантов. Тем самым во многом расширятся не только педагогический
репертуар детских музыкальных школ, но и репертуар музыкантов профессионалов.
Для участников фестиваля создаётся уникальная возможность почувствовать себя солистами оркестра, они получают незабываемое общение с ведущими деятелями искусств.
2 декабря 2010 года состоялось торжественное открытие Х фестиваля
«Дети и музыка» в Атриуме Хлебного дома музея-заповедника «Царицыно».

     - Как я понимаю, вся организация и проведение фестивалей полностью лежит на тебе?

- Это моя «сладкая каторга», мой любимый труд, мое вдохновение! И сегодня я полностью поглощен фестивалем очередным, следующим, фестивалем 2012 года!
-Сергей Николаевич, что бы ты хотел пожелать с высоты своего музыкального опыта читателям журнала «Оркестр»? Ведь журнал читают музыканты, дирижеры, любители духовой музыки не только в России, но и во всем мире. И опытные, и совсем молодые. Есть у тебя такое пожелание, чтобы одно для всех и сразу!

- Я человек в прошлом военный, поэтому скажу по-военному коротко и четко: служите музыке! Служите, коллеги самоотверженно и честно! Она наш командир, а мы все ее рядовые!

Так пожелаем же заслуженному артисту России, президенту Международного благотворительного фонда «Дети и музыка», дирижеру, педагогу и просто замечательному человеку Сергею Николаевичу Остапенко
не оглядываться на возраст, нести музыку детям и взрослым, достигать новых вершин и продолжать лучшие традиции своего творческого окружения, которое он помнит и чтит с удивительным трепетом!