День музея. В гостях у сказочной феи

Ирина Гринько
Каждую четверть школа проводит «День музея».
В этот раз 1 «В» класс идет в Екатерининский дворец. Ура! Детей ждала театрализованная интерактивная программа, в ходе которой сказочная фея познакомит  с «живописной», «янтарной», «деревянной» сказками. Ребята узнают секрет изобретения фарфора, вспомнят мифы Древней Греции, попробуют создать наборный паркет. В завершении дети побывают на балу и сами примут в нем участие.
Дети не совсем поняли  основную программу музея, они все пришли на бал.
Самой нарядной девочкой была Варя. Ее мама специально по этому случаю купила длинное до пола платье василькового цвета, накрутила голову локонами, сверху взгромоздила корону. Варя нанесла последние штрихи макияжа и встала, сложив по-царски руки и слегка наклонив голову, надменно наблюдая за одноклассниками. Образ маленькой принцессы готов!
Другие девочки тоже пришли в красивых платьях, но не могли скрыть своего восхищения:
- Варя, какая ты красивая! Какое шикарное платье! Принцесса! Принцесса!
Подбежала к ней и Аня. Это была единственная девочка в гамашах и бадлоне. Анина мама с утра до ночи работает, старший брат отводит и приводит в школу, но тот не очень «заморачивается» над образом девочки, одел первое попавшееся, в чем ходит на улицу сестра.
Аня взяла за подол Вариного платья, отвела руку немного в сторону и произнесла, любуясь:
-Какая ты красивая!
-Отойди, противная! Не трогай грязными руками! Мы с тобой не дружим, овца! – одергивая платье, вспылила Варя.
-Мы с тобой не дружим, - вторила ей свита.
Аня инстинктивно посмотрела на свои руки, про себя подумала: - Почему она думает, что они у меня грязные?- Но вслух ничего не произнесла. Улыбнулась и отошла в сторонку.
Варя не была красивой девочкой: большой курносый нос, редкие волосики, склонная к полноте фигура. А вот из Ани вырастит красавица: правильные черты лица, выразительные глаза и совершенно обвораживающая улыбка.
Вдруг набежали японцы, приехавшие на экскурсию в музей. Фотоаппараты защелкали наперебой, азиаты умилялись белыми «куколками».
Варя, подвинув своих подруг, вышла на первый план. Рядом с ней встал Эмиль, выпячивая грудь, на которой красовалась о-оогромная медаль за 4-место по футболу среди четырех дворовых команд.
-А давайте все сфотографируемся! – предложила одна из сопровождающих родительниц.
Дети выстроились вдоль стены, фотоаппараты опять  замигали вспышками.
-Ребята, разбейтесь по парам: мальчик становится с девочкой, нам уже пора на экскурсию, - громко объявила учительница.
-А мы танцевать будем? – смущенно спросила Настенька.
-Конечно, будем, но потом.
В классе мальчиков было больше, чем девочек, самые шустрые сразу схватили за руку близстоящую девочку.
Степушка выбрал Женечку, они оба занимались танцами, только в разных домах культуры, и мальчику показалось логичным, если они будут вместе танцевать, но девочка одернула руку со словами, что она хочет танцевать с Димой. Рядом стояла Милена, она сама протянула руку Степе. Дима же еще с детского сада дружил с Настей, и для него не существовало никакой другой девочки. Боясь остаться без пары, а может от растерянности, Женечка согласилась на предложение двоечника Темы. Варя выбрала самого нарядного – Колю, который на экскурсию  пришел в концертном фраке пианиста с бабочкой и был необычайно элегантен.
Учительница смотрела на эту сцену и невольно вспомнила слова песни:
«Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает,
Я за тобою следую тенью, я привыкаю к несовпаденью»…
Она перевела взгляд на мальчика, плачущего в углу: – Кирюша, что случилось?
Маленький росточком Кирюша посмотрел огромными черными бусинками, налитыми слезами, захлопал длиннющими ресницами, и блестящие капельки покатились по щекам:
-Мне не хватило девочки-иии…
-Хочешь, встань к паре - Милена и Степа, будете втроем.
Черноглазая стройная девочка протянула руку Кирюше, он охотно ее ухватил и заулыбался.
И вдруг, откуда ни возьмись, появилась фея. Да, да! Она пришла из сказки, окутанная цветочным ароматом, ее пышное платье было сшито из нежно-розовых лепестков роз, на ногах - хрустальные башмачки, а в руках – настоящая волшебная палочка. Фея взмахнула, перед  детьми открылась волшебная дверь, и они оказались в великолепном дворце с золотыми анфиладами парадных залов, и в самом необыкновенном - похожем на сказочный  домик из леденцов или драгоценную шкатулку - Янтарной комнате.
Будто окаменевшие лучи солнца пылают и излучают свет стены,  отделанные от пола до фриза янтарной мозаикой - уникальное творение рук человеческих. Панно с необыкновенной красоты орнаментами в виде вензелей, картин, гербов, цветочных гирлянд выполнено из кусочков солнечного камня различных оттенков —  белый, бледно-желтый, перламутровый, молочный, медно-желтый, медовый, желтовато-коричневый, дымчатый,  голубоватый,  золотистый, лимонный, зеленый... Окраска и прозрачность, обусловленная пустотами и зависящая от того, как рассеивается свет, проходящий через тот или иной кусочек, придает янтарю причудливые узоры, напоминающие то языки пламени, то кучевые облака, а то необыкновенный природный ландшафт.
Фея интересно рассказывала, что арабы считали янтарь упавшей с небес затвердевшей росой. Согласно же греческой мифологии  янтарь произошел из слез Гелиад, сестер Фаэтона, они оплакивали смерть брата.  Боги, сжалившись, превратили Гелиад в тополя, а слезы девушек стали янтарными каплями. В этой легенде есть доля правды, янтарь – это слезы деревьев, вернее застывшая смола хвойных ископаемых, а наличие натуральных включений (инклюзов), доказывает природу его происхождения. Букашка в кусочке янтаря - нерукотворная эмблема времени, связывающая прошлое и будущее, малость и величие,  мгновение и вечность...
В Янтарной комнате холодное сверкание зеркал в интерьере контрастирует и усиливает огонь янтаря, все  удивительно подобрано и выдержано в единой теплой красочной гамме:  белые с золотом подзеркальники, золотистые пилястры, лепной потолок, плафон, наборный, чудесного рисунка паркет.
Подержавшись за янтарные камешки и, как будто, зарядившись от них энергией, в светлом настроении ребята перешли в  Белую Парадную столовую. В центре зала сервирован огромный овальный стол для торжественного обеда с императрицей. Изящный сервиз, масленки-обманки в виде цветка, персика, лимона, груши, граната и артишока, дополняющие оформление нарядного стола, изготовлены на знаменитой Мейсенской фарфоровой мануфактуре во второй половине XVIII века.
Стол накрыт согласно традиции того времени  скатертями со сложными драпировками, украшен цветочными гирляндами и фарфоровой композицией, которая изображает беседку, напоминающую «Большой каприз» в Царскосельском парке. Это изделие, выполненное так же во второй половине   XVIII века, но уже  на Императорском фарфоровом заводе.
Белые стены,  натюрморты, резные золоченые консоли и стулья, декоративные вазы-ароматницы «буль-де-неж», живописный плафон  -  придают интерьеру особую нарядность.
Фея познакомила первоклассников с особенностями создания фарфора, они попробовали класть паркет из кусочков разных деревьев и, соответственно, отличающиеся по цвету.
Далее дети перешли в танцевальный зал, где их встретила фрейлина. Вдруг заиграла музыка, и дети закружились парами под звуки «Венского вальса» И. Штрауса.
Учитель наблюдала со стороны за каждым ребенком – такие они были все потешные: старались вторить движениям фрейлины, слушали музыку и, казалось, что они перенеслись на машине времени в ту эпоху, но в тоже время – смеялись и шутили между собой, как обычные современные девочки и мальчики.
Пройдет время, дети вырастут, у каждого будет своя, несравнимая ни с кем другим,  жизнь - своя сказка,  сложенная из разных жизненных оттенков и обстоятельств. Но это будет все потом… А сейчас, как пение птиц, как журчание ручейка, как шелест листьев -звучит музыка, связывая далекое-далекое прошлое, настоящее и незаметно подступающее будущее…