3 Марта и Миндовг

Тамара Нестерович
Прошло несколько дней  и князь Миндовг начал беспокоится. Уже пора было явиться посланцу от Лютавита с печальным известием, что погибли племянники и  родной дядя  новогрудского князя. Конечно он справит поминальную тризну по усопшим и воздаст им все почести. Но тихо. Нет ни гонцов, ни новостей. Самому что ли верного холопа послать разузнать что там и как? Но не успел князь до конца додумать эту мысль, как дверь тихонько заскрипела и в горницу вошёл…Лютавит.

 Хотел Миндовг обрадоваться нечаянному гостю, но присмотревшись к  облику пришедшего понял, что тот привёз дурные вести.
-Беда, князь.—дрожащим голосом сказал Лютавит.
-Садись, сказывай, что приключилось.
-Сбежали твой дядька Выкант вместе с племяниками  Товцвилом и Едивилом…
-Куда сбежали?—теряя терпение, начал злиться Миндовг.
-  К Даниле Галичскому…
-Что?—заорал князь не своим голосом.—Вы что меня без ножа зарезать хотите!—и он рванул со стола вышитую скатерть, сбросив на пол чеканную посуду из серебра.— Смерти моей хотите?—кричал он, наступая на пятившегося Лютавита.


Потом внезапно успокоился и сказал. - Говори.
-Всё уже было готово, чтобы в ближайшем бою объявить о смерти твоих родичей, князь. Но тут в дело вмешалась измена. Один из моих холопов перебежал к Выканту и выдал наш план. Выкант, не мешкая, вместе с племянниками  и свитой, и забрав изменника –холопа, ускакал к Даниле.
-Так. Значит мятежа  нам избежать не удастся. А тут ещё такой сильный князь, как  Данила Романович против меня будет. Раньше союзниками были, воевали вместе против Конрада… А сейчас.  Конечно, ведь князь Данила женат на сестре этого смутьяна Товцвилла. Как  всё плохо складывается. А тут ещё крестоносцы налетят. Как же не воспользоваться такой удачей и не отобрать у меня под шумок часть моих исконных земель.  Они давно уже на них зарятся. Обложили, как матёрого волка обложили, со всех сторон. Что же делать?


-А что… если бы князю договориться с рыцарями?
-Молчал бы лучше. Да и как с ними, с псами договоришься.
-А что если напрямую с папой Римским. К нему гонца послать. Так мол и так –хочу примкнуть к вере христианской.—хитро прижмурясь заметил Лютавит.
-Так я уже и так христианин. Когда в Новогородке княжить стал—крестился. Вот и крест есть.—и князь вынул показать богатый золотой шестиконечный  крест.
-Э, князь. Ты— такой христианин, что для католиков—хуже язычника. Ты с Зибертом—духовником княгини Марты потолкуй. Он тебе всё подробно расскажет. Да и так он монах не простой.
-Хорошо.—призадумавшись, ответил князь.—А теперь ступай, да поклич Войшелка. Мне с ним поговорить нужно.   
Продолжение:http://proza.ru/2014/03/17/1317