Мир страстей

Леонид Рохлин
                Л.И.Рохлин
               
МИР ИСКРЕННИХ СТРАСТЕЙ

Страсти будоражат нас с момента рождения. По словам сведущих и в утробном состоянии мы плачем, смеёмся и стараемся рассказать маме, что творится в нашем сознании. И даже со смертью страсти о нас не прерываются. Ведь дети и внуки помнят ушедшего. Переживают, рассказывают, вспоминают...

Мир животных столь же опутан страстями, как и наш. Вот только молодой лев в своём прайде или старшая дочь в семействе горилл вряд-ли подумают о дедушке и не всплакнут, если что-то напомнит им о шалостях и похождениях деда. И уж тем более не смогут они рассказать что-либо своим детям и внукам. Не дано им такое! Может это и к лучшему. Кто знает...

А вот нам дано. Используя эту возможность и имея перед собой представительную и преданную аудиторию в виде семерых внуков и внучек и двух правнуков, разного цвета кожи и вероисповедания, которые вскоре вступят в жизнь взрослых людей, где любимым занятием служит создание сложнейшей паутины страстей, нередко на пустом месте, чаще не искренних, я и решил рассказать им о искренних страстях бытующих в мире животных. Как пример. Как назидание.   

1. Настоящий полковник.

Я про маленькую жирненькую рыбку. На Балтике её называют колюшкой. На Камчатке нежно хахальча. Ума не приложу, откуда такое прозвище. Холодного копчения рыбка бесподобна к пиву. Бочковому естественно. Но вот когда вы узнаете перипетии жизни мужского сословия этой вкусной рыбки, то призадумаетесь прежде чем отправить её в рот.

Чувствуете как нежно и ласково звучат имена. Колюшка! Хахальча!
А ведь рыбка сия неимоверно колючая. Со всех сторон. Перед спинным плавником располагаются три жестких колючки, а брюшные плавники превращены в мощные шипы. Все они в поднятом положении замыкаются особой защёлкой и представляют собой грозное оружие.

К тому же вместо чешуи бока покрыты костными пластинками, напоминающими латы средневековых рыцарей.
Увы! Это не спасает её. И большие рыбы и большие птицы, а уж о людях и говорить не приходится, все пользуют жирную рыбку.
Маленькая она, до 13 см. в длину. Но очень вкусная, повторяю.

Ещё С.П.Крашенниников, великий наш природовед, отмечал, что на пенжинском море бывает она в таком множестве, что временем заваливает ею берега четверти на две (от автора – 35 см.)  и добавлял – камчадалы ловят её саками в устьях небольших рек и высушив на рогожах, берегут всю зиму для лучшего корму собакам. Уха от неё вкусом как курячья похлёбка, и казаки и камчадалы для того разваривают оную в ухе, как ершей в России…

Стайные рыбки. С осени и до весны резвятся себе беззаботно, как малые дети. Не различишь - кто самка, кто самец. Сплошные игры, забавы и непритязательность друг к другу. Нет тебе в стаи никакой иерархии, все равны перед Богом. Но вот в конце апреля настроение колюшки меняется.

Те из них, которые самцы, начинают резко выделятся. Я-бы сказал надуваться от мнимого величия. От тщеславного благородства. Наряжаются в красочные мундиры. Грудь и брюшко становятся ярко-красными, спина – изумрудно-зелёной. Представьте себе такого красавчика. Ну кто устоит? Настоящий полковник. И внешне, но более поведением. Возникает отважность, воинственность и драчливость.

Начинаются бои, которые продолжаются до смертельного исхода соперника. Это брачные состязания во всей красе и силе. И вот здесь выявляется главная особенность рыбки, потому и привлекшей к себе столь пристальное внимание учёных. Состязательные бои происходят не для выбора невест, как было-бы для нас привычно. А для завоевания участка ...под строительства гнезда. Своего дома! Своего государства!

Божий инстинкт, иначе не назовёшь, впервые проявившийся с рыб. Отработанный впоследствии в среде высших животных и достигший сознательного, нередко смертельного совершенства в стаях Homo sapiens.
Диспозиция военных действий происходит на тихой отмели между стеблями растений, где постоянно и не быстро течёт вода. Полковник острым взглядом охватывает стратегическую территорию военных действий, намечает границы боя, тактику и решительно бросается в наступление.

Цель – изгнать всеми возможными силами и методами с намеченной территории соперников. Если он чувствует, что с наскока не может одолеть врага, то моментально решается вопрос о достойном отступлении и завоевания другой территории. Иногда идёт перегруппировка сил с целью более продуманного наступления в старом театре военных действий. Если возобладает последнее, то бой принимает кровавое развитие.

Наконец, территория завоёвана. Полковник не даёт себе отдыха. Он внимательно её обследует и намечает точку размещения ... цитадели. Только тогда он может позволить передохнуть и привести себя в порядок. А заодно и «подумать» об архитектуре, технологии возведения и материалах для строительства цитадели. При этом, как настоящий полковник, он не забывает и об охране государственных границ. Тьма забот! И ни единой «мысли» о жене. Лишь о семье, о потомстве, для которого всё и делается.Это единственная цель его существования.

Но бывает, что враг вновь нападает. И тогда полковник грудью встаёт на защиту границ. В буквальном смысле слова. Самец встаёт на голову и начинает бешено дёргаться. Но враг не отступает. Тогда хозяин приходит в неистовство. Хватает ртом песок и мелкие камешки и яростно отплясывая всё в той же позе вниз головой, швыряет их в противника. Если уж и на этот раз враг не отступает, то в ход идут две большие брюшные иглы-кинжалы. Истекая кровью, враг отступает.

А время идёт. Полковник чувствует, что где-то рядом в зарослях бродят, изнывая от любовных желаний, плотоядные подруги. Они ведь могут встретить и другого... полковника. И он с яростью начинает строительство цитадели. Ртом, как экскаватором, роет котлован. Затем сносит туда травы и крупные водоросли. Травы на пол, а водоросли располагает вертикально. Это стены и потолок. Но не просто укладывает одно на другое, а выделяет слизь и прочно склеивает всё сооружение.

Отплывает в сторону и осматривает дом. Оценивает и крепость и красоту. Нет, сам себе «говорит» полковник, не хватает изящества. И тогда он влезает вовнутрь дома и начинает... штукатурить изнутри. Той-же слизью, наносимой боками на стены и потолок. Дом готов. Это полый шар, диаметром до 10-12 см. с двумя отверстиями. Для придания устойчивости на пол укладываются камешки и весь дом прикрепляется той-же слизью к крепкому стеблю. Всё! Следует генеральный осмотр цитадели. Полковник доволен собой. 

Только теперь он прихорашивается. В дополнении к боевому наряду низ головы становится алым, а в глазах возникает синеватый блеск. Трепеща от возбуждения полковник отправляется на променад...
Выбор огромен. Дело в том, что в стае всегда в два раза больше самок. Так было угодно Творцу, сотворивших полковников не только мужественными, но и весьма сильными необузданными мужчинами.

Гулянье самцов-полковников происходит, как и положено, в парке культуры и отдыха. Ровное песчаное дно реки с редкой галькой и перламутровыми сидениями – ракушками, заросшее густыми вечнозелёными кустами тростника.
В них-то и шмыгают стайки самок. Группы подружек.
Вот наш полковник заприметил одну стайку. Пригляделся не спеша, оценил стать, то есть размеры и формы подружек, а также расцветку чешуи. Видимо приглянулись самочки нашему полковнику и он, приосанившись, пустился в обольщение.

Нам с вами легче. У нас, людей, есть речь, насыщенная словами. Хотя-бы двумя. Чаще всего. Есть ещё и мимика лица, есть выражение глаз. Мы можем создать образ влюблённого и без слов. Он будет понятен партнёрше. Творец неслыханно обогатил нас. Уверен, что от любви к своему совершенному созданию. А сотни миллионов  лет тому назад Он только экспериментировал, мечтая о совершенстве...

Так вот наш маленький полковник пускается в танцы. Он исполняет сложные пируэты. То встаёт на хвост, то на голову, то вертится словно бочонок, то резво плывёт на спине или на брюхе. А то налетает на растерявшихся женщин с раскрытым ртом, словно в улыбке скаля зубы. Он неистово старается привлечь к себе их внимание. И вот ведь странности. Проходит некоторое время и женщины, оценив красоту и мужскую силу полковника, согласовав между собой  интенсивность своих страстей и физических возможностей, оставляют полковнику единственную. Остальные без боя исчезают.
 
Выбранная самка послушно и покорно плывёт в дом полковника. У входа хозяин вежливо приглашает её войти. Но дом оказывается мал. Голова и хвост невесты торчат из дверей. Ей поначалу неудобно и невеста нервно шевелит плавниками. Но тут полковник нежно приникает губами к ... основанию её хвоста. Щекочет. Самка замирает в истоме и не выдержав любовных ласк, начинает метать икру. За несколько секунд она откладывает 50-100 икринок. Невысокая плодовитость для рыб.

А дальше... Ну что дальше. Любви конец! Как настоящий полковник самец немедленно выгоняет партнёршу из дома. Втискивается туда сам и заботливо оплодотворяет икринки. Выплывает и осмотревшись по сторонам, отправляется... Куда-бы вы думали?  Конечно, вновь в парк культуры и отдыха. Как говорят ихтиологи у самца колюшки нерест порционный – до десяти актов за сезон. В переводе на русский язык означает, что за короткий брачный сезон полковник до десяти раз посещает тот самый парк и каждый раз возвращается... с дамой сердца. И каждый раз, после короткого и чувственного акта, грубо выписывает даму из сердца и выталкивает из дворца.

Не торопитесь ругать нашего полковника. В его поступке есть глубокий символический смысл, если проследить за дальнейшими действиями. Полковник не доверяет дамам воспитание детей. Всё возлагает на себя. И готовится к воспитанию ещё до появления детей. Он знает, что детям нужен тщательный уход. Во первых меняет «платье». Одевается в обычный светло-зелёный наряд. Затем ремонтирует цитадель. Немного разбирает крышу, чтобы лучше вентилировать поступление кислорода к икре.

Постоянно меняет воду на свежую, аэрирует её (старается шевелением увеличить приток кислорода), убирает не оплодотворённые и погибшие икринки и бдительно охраняет гнездо от врагов. Тяжелая работа. Попробуйте помахать руками, то бишь плавниками, над сотней младенцев в течении трёх-пяти суток.
Но и это ещё не всё. Приходит время и дети выклёвываются из оболочек.

Я вспоминаю как мне доверяли двух внуков на два-три часа. К окончании этого времени я был совершенно невменяем – всё болело и безысходная злость на себя мутила разум. А тут сотня детей. Сотня! И наш полковник без всякой помощи, один на сотню повторяю, в течении м е с я ц а бдительно следит за ними, не даёт даже выйти из дома. А если наиболее шустрые выбегают, то тут же ловит и возвращает. Но самых  отпетых бандитов, видимо в моменты наивысшего нервного потрясения, папаша... съедает. Он не спит и не ест. Худеет вдвое.

Проходит месяц. И вдруг наступает момент, когда полковник теряет всякий интерес к детям. Просыпается вновь великий инстинкт к вольной холостяцкой жизни. Он всё бросает, детей и дом, присоединяется к косяку взрослых мужиков. Таких же, как он. Исполнивших священный долг перед Богом. И вольная жизнь в безбрежном океане, солёный ветер и никаких забот.

Сколько-же можно такое выдержать? Оказывается три сезона. Не более. Полковники умирают в... одиночестве. Гордые и независимые. Ни дети, ни тем более подруги не всплакнут по умершему. Я считаю, что памятник им надо ставить. А то всё царям, полководцам, да деятелям культуры. Это Мужчина! И по моральным и по физическим возможностям. Достойный подражания. Настоящий полковник. Отец, да и только.


НАСИЛЬНИКИ.

Животный мир полон насилия. Но не от прихоти злой, а только продолжения рода ради. Кажется странным такое положение. Ведь неразумные они, по сути своей. А насилие кажется является прерогативой разума. Причины  явления  неизвестны. Как-то кощунственно связывать насилие с волей Творца. Скорее с проявлением дьявольской силы. Ну это уж совсем на уровне мифологий. Хотя как гипотеза может иметь место.

Возможно насилие есть исключение из правил. Со временем ставшее своеобразной и необходимой закономерностью. Всё возможно! Насилие, в человеческом понимании, проявляется в двух формах.
- как необходимость добычи пищи и здесь как нельзя лучше сказал великий баснописец ...ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.
- как сексуальное домогательство.

С первой формой всё ясно и понятно. Хочется! И от этого никуда и никому не деться. Вторая форма насилия необычайно многолика. Наряду с добропорядочным оттенком в виде галантного ухаживания, танцев, преподношения подарков, устных и письменных обязательств по воспитанию будущего потомства, в природе много казалось бы жестокого сексуального насилия. Кровавого, нередко кончающегося поеданием самца или самки...

Факты такого «любовного» поведения необходимо объяснить. В первую очередь юристам для ссылки в соответствующих судебных процессах. Как прецедент, служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода.  Хотя-бы и из жизни животных. Ну и конечно необходимо знать юношам и девушкам, вступающим во взрослую жизнь. Авось поможет противодействию.

Есть авторитетное мнение, что чувство “любви” в среде животных «...начинается  у самки только тогда, когда она убеждается, что самец физически сильнее её и может подчинить своему господству, грозно требуя удовлетворения своей более пылкой чувственности...». Слова мудрого Чезаре Ломброзо.

Чувственность – главный симптом любви и насилия (антилюбви). Не забывайте, что этот поведенческий признак впервые опробован Творцом среди низших животных весьма задолго до появления отряда приматов. И вообще класса млекопитающих. Кто из вас занимался певчими птицами хорошо знает, что кенарь в ярости нередко разбивает носиком собственные яйца, если канарейка, занятая высиживанием, не отвечает на любовные ласки партнёра.

А как омерзительно, с человечьей точки зрения, поведение молодого льва только что ставшего лидером в прайде (семье). Если в момент полового зова у его избранницы львицы есть дети, сосущие молоко, то он хладнокровно убивает львят. Они мешают любви. И львица покоряется. А какие свирепые кровавые драки, вплоть до убийства, устраивают самки императорских пингвинов в погоне за выбранным самцом. Таких примеров много.

Мир страстей самцов всегда острее нежели у самок. Женщины это хорошо понимают и побаиваются в душе доводить “самца” до предела чувственности. 
Почему это так. И было-ли такое предопределено Творцом. Когда это возникло?
Видимо с того момента как Он отверг бесполый способ размножения. Это произошло примерно 1,2 млрд лет назад. В божественной лаборатории, размещённой на континенте Лемурия, задолго до появления приматов были продуманы и внедрены новые законы - биологического и «духовного» взаимоотношения мужского и женского полов. Общие для животного мира.

Главным образом биологические отношения. При половом варианте размножения дети имеют признаки и свойства обоих родителей в случайных сочетаниях. А раз появляется выбор случайностей, то вы понимаете, что имеет место и повышенная вероятность появления детей с лучшими свойствами от каждого родителя. В этом случае возникает потомство с большим запасом «прочности» и активной способностью противостоять разным инженерным и природным катаклизмам.

Творец в первую очередь думал о потомстве, то есть о будущем мира. Видимо, да простит Он меня, лишь в последнюю очередь постарался разобраться с возникшим при долгом сожительстве самки и самца (мужчины и женщины) комплексе «духовных» взаимоотношений. Насколько это получилось трудно судить. Но то что при этом автоматически проявляется душевное противоборство, которое порождает мир глубочайших и разнообразных страстей, не подлежит сомнению.

Люди нередко трагически воспринимают «духовные» законы Творца. А ведь они просты и конкретны.
Первое и основное. Надо помнить, что разделение животного мира на две подсистемы, мужскую и женскую, создано не для... наслаждений. Как может ошибочно показаться некоторым представителям мира искусств - художникам, композиторам, поэтам. Испытываемые страсти необходимы лишь для поиска и соединения оптимальной в биологическом плане пары индивидов. Этим Творец твёрдо указал на единственную форму успешной жизни живого, её эволюции.

Второе. Развитие живого – это образно говоря двухполосная дорога. Слева – оперативная полоса, на которой скорость эволюции выше. Справа – консервативная полоса с меньшей скоростью движения. Возможен при движении переход слева на право и наоборот. Женскому полу предназначено, в общем и целом, двигаться по консервативной полосе. Цель движения – надёжное сохранение плода и передача генетической информации от поколения к поколению. Женщина оберегает плод, поит его и кормит, наделяет физическим здоровьем, устойчивостью к разного рода стрессам и болезням.

Мужской пол движется преимущественно по оперативной полосе. Его роль - поиск и освоение новой информации во внешней среде, приобретение новых признаков и наделение ими потомства. В связи с этим у мужчин естественно выше скорости движения и маневрирования, выражающееся в агрессивности, любознательности и энергичном поисковом поведении. Агрессивность! Иначе не вырвешься вперёд по полосе движения, не увидишь первым «новенькое». Это всем хорошо известно. Естественно, что при большей скорости и выше изнашиваемость.

Третье. Вам, конечно, понятно, что способность к размножению в основном ограничена возможностью женщины. Её физическими данными, в том числе возрастом. Следовательно, думая в первую очередь о потомстве, Творец внедрил в наше сознание ( животным в виде инстинкта) безкомпромиссную идею «дефицитности» женщины. Её абсолютную ценность. И одновременно создал избыточность, то есть меньшую ценность, мужчин. Зато тем мужчинам (самцам), которые больше нравятся женщинам (самкам), а им нравятся наиболее активные и агрессивные, посчастливится не только пережить острые ощущения, но и передать свои гены потомству. В том числе и всё «новенькое»...

Вот именно с внедрением третьего закона и произошел сбой. По моему мнению. Далеко не все животные «согласились» с третьим законом. Да и в среде Homo Sapiens тоже. Тут возможно подсуетился дьявол. Во всяком случае многие самцы отвергли идею «дефицитности» самок (женщин). Зов любви замутил божественные инстинкты и уважение к кодексу моральных ценностей. Им было не до возраста, красоты и формо-размеров партнёрши. Им важно было немедленное удовлетворение чувственности. Отсюда и насилие...

И, наконец, четвёртый закон.
В период полового зова у мужчин (самцов) нередко возникает ... страх. Невольно. Именно это чувство рождает галантность в душах обычных нормальных самцов. Этим они прикрывают страх ожидания, всплеска чувственности. В душах слабых  или болезненно агрессивных самцов страх тоже рождает насилие.

Женщинам, как правило, не ведомо чувство страха в любовных отношениях.
Они осуществляют (инстинктивно или разумно) волю Творца - половой отбор. Это их крест! И тут нет места для страхов. Главное  выбрать крепкого отца своих детей. Откровенно или подспудно. Не влияет внешняя среда - условия обитания, климат и пища. Им не до страха. Они выполняют ... работу. Они слепо следуют заповеди Творца. Для плодотворного выполнения “работы” самки (женщины) часто имитируют чувственность. Это нормально и необходимо для придания уверенности самцу (мужчине).

Ну вот! Теперь нам известны основные биологические и духовные законы взаимоотношения мужского и женского пола. Можно перейти к рассказу о формах и степени эмоционального поведения в процессе половых отношений. Естественно в животном мире. В человеческом не берусь. Это не выполнимо.
Начнём, естественно, с форм насилия. Оно более привлекает ...   

Ну кто из нас, российских людей, не знает... клопов. Отъявленные бандиты.
И видом и запахом. Сколько сил и новаторских идей не придумали люди, чтобы избавится от их пристального к нам внимания. Ничего не помогает. Умнейшие твари. Помнится в современной гостинице города Улан Батор мне пришлось с неделю жить с женой и двумя маленькими сыновьями. Клопы доводили нас до безумия.

Наконец, мы поставили кровати в центр комнаты, ножки кроватей утопили в банках с водой и не гасили свет. Я видел, как стройные отряды клопов (это были только самцы, теперь мне это известно) ползли по потолку, находили точку с наивысшей концентрацией  нашего запаха и по приказу предводителя разом парашютировали на нас.....Эта «мудрость» врагов достойна уважения.

Так вот, самцы у клопов невероятно жестоки к самкам. Это явление учёные вежливо называют - травматическое спаривание. Наступает брачная пора. Самцы возбуждаются и начинают гоняться за самками. Догнал и не глядя, не оценивая её физические данные, самец набрасывается, мгновенно вкалывает копулятивный орган в любую часть тела самки. Очень торопится. Через минуту другую бежит дальше, зорко всматриваясь в пространство. Где-бы ещё схватить «красавицу». Итак до пяти-шести копуляций.

Его половой орган просто-напросто шприц, который легко прокалывает хитиновое покрытие самки. Мужские клетки (гаметы) начинают путешествовать по внутренним полостям самки, пока не встретятся с яйцеклеткой. Ну не бандит-ли? Зачем Творцу понадобились эти твари. Непонятно!
Травматическое спаривание, попросту насилие, вещь весьма среди животных распространённая. И трагическая.

Стрекозы! Кто из нас не восхищался стремительностью, изяществом, ловкостью и расцветкой этих насекомых. В жаркий летний день на берегу заросшего пруда мелькают парочки стрекоз. Вот в зарослях тростника пронёсся самец, преследующий самку. Вот неподалеку другой, встретив подругу в желто-чёрном наряде, стремительно нагоняет её и в момент встречи вдвоём они взмывают ввысь, испаряясь в безоблачном небе. Романтика! Ан нет! Отношения стрекоз полны жестоких сцен сексуального насилия

Самцы выслеживают самок, подлетают и без всяких прелюдий буквально набрасываются. Самки пытаются избежать столь хамского отношения. Взмывают вверх, падают вертикально вниз, ныряют в воду или ...просто отбиваются. Нередко побеждают и их ответная атака заканчивается гибелью нахала. Чаще, конечно, сдаются на милость победителя. И тогда происходит спаривание, механизм которого не имеет аналогов в мире насекомых.

Переверните на спинку самца. На самом конце брюшка заметите желтенькие семенники. Там зарождается  и хранится сперма. Чуть выше по брюшку, прямо за ножками, увидите копулятор и у основания его ...мешочек для накапливания спермы в брачный период. Вы, конечно, понимаете, что это прообраз мужских яичек. Впервые Творец вводит в обиход этот чисто мужской орган. Это произошло чуть более 300 миллионов лет назад. С той поры шло его постоянное опробование, пока наконец удостоверившись в полной эффективности, он не был внедрён для млекопитающих.

Вернёмся к стрекозам. Наступает брачный период. К этому времени, благодаря общему возбуждению, сперма из семенников перетекает в мешочек и частично непосредственно в копулятор. Последний кончается иголкой. И вот начинается период хаотичного  и повсеместного спаривания. Как в бою двух воздушных армад. Самец ловит самку ...и копулирует. Через час ловит другой ту же самку и тоже старается копулировать.

Идут повсеместные воздушные бои. Беспощадное ежедневное насилие происходит при помощи особых клешнеобразных анальных придатков, которыми самец схватывает самку за специальные чувствительные участки, пластины. На мгновение в воздухе образуется своего рода тандем. В эти секунды иголкой самец выковыривает из лона самки оплодотворённое семя предыдущего любовника, прежде чем вспрыснуть своё собственное. Судите сами, какая отчаянная борьба за отцовство. Возможно и хулиганство.

И уж совсем трагедийный вариант разработан Творцом для маленьких коловраток, живущих в речной воде. Назвали их так потому, что на голове у них есть коловращательный аппарат, способный ресничками создавать течение воды в виде воронки. Это своего рода пропеллер, с помощью которого можно «летать» в толще воды над дном. Так и летают себе безобидные коловратки, собирая со дна пищевые частицы.

Но вот наступает брачный период. Самцы собираются мужской компанией и устраивают торжественные проводы. Прощание! В буквальном смысле слова. Ибо с этого момента они перестают питаться и уменьшаются в размерах. Наконец, отмирают все органы, кроме  полового и коловращательного. Распрощавшись друг с другом, всплакнув по прежней безоблачной, такой короткой мужской жизни, они, точнее их половые органы, разлетаются в поисках самок.

При этом видимо очень ожесточаются и как Гастелло на фашисткие танки, бросаются на скопище самок. Ловят их без разбора, копулятивным органом прокалывают кожу, моментально вводя сперматозоид. Одной, второй, пятой, десятой … И умирают в любовных муках. Ну чем не трагедии  великого Эсхила.

А вот ещё одна трагедия. Теперь из жизни пауков.
Пожалуй такого храбреца мужчину нигде в животном мире не встретишь. Самцы маленькие, в три-четыре раза меньше самок. Действуют словно опытные разведчики НКВД. Тайно выслеживают самок. Выбирают самую красивую. Уже хорошо. И начинают «хронометрировать» её ежедневные перемещения – время движения и путь, по которому добропорядочная женщина бежит в поисках пищи, подруг и прочих развлечений.

И тогда в наиболее интересном (по мнению самца) месте устраивают засаду. Только она появляется, ничего не подозревая и будучи в превосходном настроении, паук-малютка прыгает на неё, крепко цепляется и начинает кусать ей брюшко. Да так неистово, что клочья летят. Поначалу взбешенная женщина отбивается от насильника, зовёт на помощь. Ну кто ж отзовётся в добропорядочном обществе на призывы о помощи.
.
Укусы постепенно и неумолимо возбуждают женщину. Она теряет силы и ... сдаётся в любовной истоме. Настолько глубокой и острой, что нередко съедает самца. Естественно в конце спаривания.
И напоследок пожалуй самая страшная, но и правдивая  страшилка. Сибирская.

Именно там в черневых лесах и реликтовых липняках низкогорий Кузнецкого Алатау живёт жук Trichalophus leucon. Долгоносиком прозывается у крестьян. Любит долгоносик листья тёмно-пурпуровой смородины. Когда она выбрасывает листья в полную силу, где-то в конце мая, у жуков долгоносиков начинается брачный период. Он сильно растянут, аж до начала августа. И ничего странного в этот период не наблюдается.

Самцы, неразборчивые в связях, аккуратно и спокойно  копулируют всех попавшихся в поле зрения самок. Те откладывают яйца, из них появляются личинки, которые трудолюбиво ищут корень смородины и найдя его, прогрызают отверстие, проникают под кору, развиваясь в дальнейшем внутри корня.  И всё-бы нормально в «датском королевстве».

Но вот в начале августа из-под корней появляется первая волна молодых жуков, зачатых в конце мая. И начинается ...вакханалия. Мужская часть молодёжи яростно набрасывается на молодых и не очень самок (без разбора) и в буквальном смысле насилует их. Только в этот период копулятор долгоносика устроен так, что мадам долгоносик вместе с потерей невинности навеки утрачивает способность к занятиям «любовью».

Копулятор настолько колюч, что все внутренности у самки оказываются напрочь развороченными. Потому-то самки в этот период и не откладывают яиц. Попросту, после нескольких спариваний... погибают.
А мужики!  Ну что вы хотите от них. Они ведь не сами по себе, а по воле Творца. Насытившись, уходят на долгую зимовку. Чтобы раннею весной, позабыв об осенней вакханалии, начать добропорядочную семейную жизнь.

Пожалуй на сегодня хватит историй.
Не пропустите следующих рассказов. Вы не представляете насколько разнообразен Творец.
Настолько же и удивителен.
 
    
СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Мой Сократ, любопытнейший член моей многонациональной семьи, приболел. Живой и непоседливый семилетний внук, как уставший от битв боец, возлежал на подушках, присмиревший, тихий, глядя на розовые стены и белый потолок, по которому прыгали солнечные зайчики. Когда я вошел в комнату, он не отрываясь от глубокого созерцания и не глядя на меня вдруг спросил.
Лёня, я недавно поранил палец и потекла кровь. Ведь у меня их три… крови.
А какая потекла - русская, армянская или еврейская...

Я присел на кровать и глядя на худенькую шею и ручки-палочки, да на выступающие из-под бледной-бледной кожи рёбрышки, лукаво ответил.
Вытекали наверное все кроме еврейской, мне думается.
Внук задумался и наконец  твёрдо ответил, как отрезал.
Нет Лёня, такого не может быть. Это несправедливо.

Я было расхохотался, но пристыженно замолк, увидев пристальный серьёзный взгляд. Ей богу не ребёнка. Философа. Сократа.
Какие-же они удивительно другие. Припомнилось, как несколькими месяцами ранее, он примчался на кухню к бабушке и с порога закричал.
Люся, сегодня испеки большой пирог, не забудь... - и на вопрос бабушки, а что случилось, последовал ответ - ... ты что забыла, сегодня будем праздновать день рождения Бога. Дело происходило на Рождество.

Дедушки-бабушки, родители, внуки, правнуки - вот она вечная пружина семейных отношений, устойчиво гибкий  порядок расположения членов семьи (иерархия), связывающий воедино все поколения семьи, всю историю человечества в конечном итоге. Это ещё один основной закон Бога, отработанный в разных вариантах за сотни миллионов лет жизни живого мира. Закон иерархии.

И мне захотелось рассказать о «семейных» отношениях в среде животных. Конечно, у нас, людей, они осознанные. Но на уровне инстинкта значительно ранее они закладывались Творцом и многократно тестировались в разных вариантах  среди муравьёв, пчёл, червячков, жучков, птичек и больших белых бегемотов.

Животные, как вам известно, чаще полигамны. То бишь в одной семье несколько самцов и самок. Такое положение вещей сейчас нравится и некоторой категории молодых людей. Они стараются привить этот порядок человеческому обществу. Практически невозможно по моему, так как возникают, как правило, непреодолимые противоречия между мужчинами, но особенно между женскими особями такой семьи. Непреодолимыми я их называю, исходя из тысячелетнего исторического опыта человека ... разумного.

Творец наверное предвидел трудности общежития среди разумных особей. Поэтому и попытался поначалу в мире животных создать и опробовать специальную систему иерархии, организацию подчинения, чтобы упорядочить взаимоотношения членов семьи. Это было первым пробным понятием общественного обустройства живого мира, прообраз государственной системы, что стало настоятельно необходимым для успешного продолжения жизни на Планете. Понятие иерархии, постоянно меняя содержание от преимущественно  сексуального в животном мире до преимущественно социального среди людей, сохранилось до настоящих дней и подчиняет ныне поведение граждан  каждого общества.

Петушиный рай.

Что Вам известно об обыкновенном  курятнике. Естественно, я спрашиваю городского жителя. Бьюсь об заклад, очень мало или вообще ничего. А между тем в курино-петушином сообществе царит конституционная монархия мужского рода. Видимо петухи давным-давно доказали курам свою крайнюю необходимость  в ряде процессов и при этом доказательства были продемонстрированы столь убедительно и массово, что куры сочли необходимым  присвоить петухам пожизненный титул  царствующих монархов, но без передачи трона по наследству.

Тут куры решительно протестуют, прекрасно понимая несусветную горечь своего существования, если вдруг сынок короля окажется немощным. В случае если сам король заболевает и  теряет рыцарское достоинство, то по требованию куриного сообщества, палач, то бишь человек, рубит ему голову и предлагает нового короля. Подсаживает породистого петуха. Только предлагает.

А уж куриное сообщество опробует мужеское достоинство нового короля и после этого соглашается или не соглашается с кандидатом в короли. И никакое диктаторство человека не заставит семью принять неугодного короля.
Думается, что такая система правления и смены власти, в целом является шагом вперёд в развитии демократии. Постараюсь убедить вас в этом.

Итак, петух  в своём сообществе  царствует, но не правит. Учтите, что в семье не один петух. Король-то один, а мужиков много. Но исключительное право «топтать» всех женщин семьи имеет только король. Он прекрасно понимает своё право и может милостиво позволить петухам низшего ранга, второсортным, проявить иногда своё достоинство. При этом он находится рядом и зорко оценивает уровень достоинства соперника.

Но никогда король не позволит петухам «сторожам», самым низкосортным, спариваться с самками. Им приходится ловить любовь где-то вне поля зрения короля. Иначе забьёт. Король одним присутствием подавляет половую активность петухов низших рангов. При нём они перестают даже ухаживать за курами. Обходят их стороной. Пробовали избавить подчинённых петухов от «преследований» короля. Просто на время убирали короля.

И всё равно  половая активность второсортных если и возрастала, то весьма незначительно. Видимо король умеет делать некую «психологическую кастрацию». Так посмотрит, такое скажет, что ... любви уже не захочется. Но слава богу, что он деспотически властвует только в сексе и только над мужской частью общества.

Всей практической полнотой власти в семье обладают две-три курицы, баронессы, достигшие определённой мудрости, то есть  солидного  возраста. Они не лебезят перед королём, то есть не приседают при его приближении. Остальные, плебейки, приседают и склоняют головы, то бишь становятся в позу, характерную для спаривания. Но и в среде плебеек король выделяет более любимых и менее. Неизвестно по какому признаку. Поначалу учёные полагали по раскраске, то есть по цвету и фасону «одежды». Нет, оказывается! Видимо по темпераменту...Вот эти-то любимые среди плебеек и являются наиболее несущими яйца. И по количеству и по качеству. Тут и задумываешься над судьбами...

Баронессы непосредственно не занимаются вопросами пополнения семьи. Они своё отстрадали. Только воспитанием молодёжи, а главное  вопросами безукоснительно строгого соблюдения конституции всеми гражданами сообщества. Это  бессменный Совет Министров! Это Верховный конституционный суд, если хотите. К их чести надобно заметить, что ссор между ними никогда не наблюдается. Во всяком случае никто этого не замечал.

Члены Совета Министров имеют одинаковые права и обязанности.
Далее! Парламента нет. Невероятно удобно! Все остальные куры и петухи - это народ, численность которого зависит от крепости мышц монарха и его энергичности. По нашим сведениям в каждом курятнике наблюдаются до 30 подданных. Куры-министерши очень любят своего монарха и поверьте, абсолютно искренне.

Ещё не было случая их возмущения, скажем, нравственностью  правителя! Это никого не трогает! Как это правильно! А то вот сейчас разгорается скандал в Италии по поводу якобы безнравственности премьер – министра Берлускони. Кому какое дело! Главное его успехи на поприще государственных дел. Извините за лирическое отступление.

В текущие обязанности министерш входит:
недопущение визитов монарха в соседнее сообщество;
поддержание соответствующего уровня  здоровья монарха;
распределение питания в народе;
надзор за порядком, то есть обучение народа, особенно молодёжи, в безаговорочной покорности правителю.

Самое поразительное, не поверите, полная бескорыстность в работе кур - баронесс. Они не имеют никаких дополнительных благ и при этом ещё и не пользуются сексуальной  взаимностью монарха. Разве такое встретишь в цивилизованном обществе, даже самом могущественном и демократичном.
Только в курятнике чувствуешь искреннюю и строгую любовь к монарху и только там монарх отдаётся весь (без остатка) “простому” народу…
Очень уважаю такие порядки!

Идеальный государственный строй.

Петушино-куриное сообщество явилось лишь небольшой ступёночкой в громадной иерархической лестнице, строительство которой начал Творец в середине мелового периода развития Планеты. Это случилось всего лишь 130 – 150 миллионов лет тому назад. В ту прекрасную по климатическим условиям эпоху появились ... муравьи. Сейчас зоологи относят их к отряду перепончатокрылых. Хотя, как все знают, крыльев-то у них нет. Но это так городские думают. Откуда им что известно. Вся их жизнь проходит в машинах, да в разных зданиях. Дом, работа, концерты, театры, друзья. Если и на природу выход, то на шашлыки...

У крестьян, конечно, другое мнение. Муравьёв жутко много. Систематизировано 378 родов и 12470 видов. В каждой колонии (можно назвать их посёлками или деревеньками) живёт один вид муравьёв. В лесах умеренного климата можно встретить до 2500 деревенек на одном гектаре земли. По соседству колонии муравьёв того же вида. Возможно и другого вида. Даже другого рода. То есть образуются как-бы своеобразные автономные области, автономные республики и даже возможно союзные государства, так называемые трибы.

Это слово зоологи заимствовали из истории древнего Рима. Там ещё в VI веке до н.э. Сервий Туллий разделил Римскую империю на 21 территориальную трибу. В основном по племенному признаку. Интересно, кто подсказал царю такую организацию государства. Возможно и муравьи...

Все деревеньки имеют чёткие границы. Каждую окружает так называемый кормовой участок, крайние границы которого могут быть удалены от центра деревеньки на десятки метров. До границ ведут великолепные дороги. Такие же дороги проложены до границ областей, республик и триб. Прямо-таки Аппиевы федеральные трассы. Тоже, кстати, древнеримское изобретение IV века до н.э.( от Рима в Сицилию). И тоже скопированное видимо с обустройства муравьиного сообщества.

Это действительно хорошие дороги, с которых муравьями убраны все препятствия и на которых земля хорошо утрамбована. Дороги образуют единую систему в пределах триб. Естественно, если все колонии, области и республики расположены в единых ландшафтно-климатических условиях. То есть в  степной зоне, лесостепной, лесотаёжной, плоскогорной и т.д. Крупные реки, пустыни, высокие снежные горы служат естественными границами триб.

Каждая колония (деревенька) насчитывает от нескольких десятков тысяч до миллионов граждан. Средняя популяционная плотность колеблется от 1 до 3 млн. особей на 1 гектар площади в областях с умеренным климатом. В тропических втрое больше.
Я для чего всё это вам пишу. Не только для услаждения слуха в послеобеденной дремоте. Отнюдь! Хочется заинтриговать грандиозностью представлений Творца об устройстве мира будущих сознательных людей.

Нас с вами. Он ведь нас предвидел. А потому беспокоясь о нашем счастье, задолго до появления, начал тщательную подготовку. С организации муравьиного сообщества. Что ж так привлекло к ним Творца?
Трудно ответить однозначно. Возможно у Вас появятся гипотезы, когда прочтёте далее. Заинтересуетесь проблемой профессионально.

В хвойном лесу каждый из вас может наблюдать колонии муравьёв. Холмики высотой и в диаметре 1-2 метра. Есть и подземная часть, уходящая вглубь до 1 метра. И ещё заметьте. Травы, кустарники и даже деревья вокруг муравейника значительно пышнее и зеленее, нежели вдали. Это всё результат деятельности муравьёв, удобряющих и разрыхляющих почву. Если вы надолго встанете рядышком с колонией и замрёте, то поначалу увидите хаотичное движение незатейливых существ. Вокруг колонии и по радиальным лучам в разные стороны от неё. Это не так. Хаоса нет. Жизнь деревеньки строго нормирована и подчинена законам.

И главный среди них. Отсутствие диктаторов и вообще правителей в колонии. Странная для нас система, привыкших к разного рода царям, президентам, сатрапам и прочей пене. Здесь никто никем не управляет. Когда зоологи увидели этот феномен, то моментально придумали несколько объясняющих понятий – ...надорганизменный разум ...коллективное сознание...и другие. Возможно и так.

Но ежели проще подойти к вопросу, то вероятнее всего Творец раз и навсегда отработал ряд инстинктов, ставших сводом законов существования муравьиного сообщества. Интересная мысль. Без царей… Она ведь каким-то необъяснимым образом испокон веков  попадает и в головы некоторых людей. Явно, что Творец через них будоражит наше общественное мнение.

Вспомните Томаса Мюнцера, Кампанеллу, Габриэля Мабли, Сен-Симона, Фурье, Оуэна и, конечно, наших славных  товарищей – Герцена и Чернышевского. А вы уж подумали о других? Нет, нет! Товарища Ленина среди них вы не найдёте.
Они искренне взывали к созданию идеального общества, основанном на общности имущества, обязательном труде и справедливом распределении. Пока не получается. Но это пока. Оно обязательно придёт, справедливое распределение, так как исходит от Творца. Теперь вы это знаете.

Однако вернёмся к муравьям. И сразу ошеломляющая информация. Муравьиное сообщество – это женское сообщество. Ну нет там мужиков вообще. То что вы видите вокруг муравейника – бабы. И не просто, а бесплодные рабочие бабы. Очень заботливые и работящие. А производят их в громадном количестве одна или несколько так называемых «цариц». Нет, нет! Они не правят! Я уже говорил об этом. И отличаются от рабочих подруг более крупными размерами и ... строением груди.

Ну и конечно характером работы. Их единственная функция – постоянное, чуть-ли не ежедневное, безропотное откладывание яиц и забота о приплоде. Яйца склеены в общий комок и царица время от времени облизывает и перебирает их, а каждое отложенное вновь яйцо подклеивает к комку. Потом появляются личинки из яиц, через 4-6 месяцев личинки окукливаются и ещё через месяц готова партия рабочих бесплодных самок. Только самок.  Всё поставлено на конвейер. Итак в каждой колонии каждого вида муравьёв.

Но вот в самом начале лета, раз в году, конвейер ненадолго останавливается. На две недели. Наступает единственный муравьиный праздник – свадебные полёты. Вы тут же спросите – как это свадьбы без мужиков. Вот послушайте дальше.
Царицы колоний и рабочие подружки проводят к празднику большую подготовительную кампанию. Она охватывает все соседние колонии (деревеньки) одного вида муравьёв. Общий праздник автономной области, а возможно даже и республики.

Бесплодные подружки чистят и моют помещения колонии, заготавливают продукты и напитки, а царицы... Царицы загодя откладывают яйца. Да не простые, а золотые. Ну, прямо как в сказке. Из этих «золотых» яиц (личинок – коконов) появляются ... мужики с крыльями. Много мужиков. Сотни. И женщины тоже, но особенные, с крыльями. Вот теперь праздник как праздник.
И на столах изобилие и за столом мужики да бабы.
В общем как у всех.

В один из тёплых летних дней вся золотая молодёжь родственных колоний (деревенек, областей, республик) возбуждённо вылетает из муравейников. Начинаются брачные хороводы, в которых участвует только родственная молодёжь. Никаких межнациональных браков. Категорически запрещается. Воздух звенит от  воплей – то радостных, то печальных и грустных. Ну прямо как русские народные песни о короткой любви по весне. Да, короткой! И трагичной.

Немедленно после всеобщего хороводного спаривания мужики... погибают. Все! Недолог век кавалергардов. Да и большинство оплодотворённых самок тоже погибает. Естественной смертью или становясь лёгкой добычей птиц, лягушек и пауков, знающих и время и место праздника муравьёв. Выживают единицы, которые становятся новыми царицами.

Праздник окончен. Молодые царицы, забыв о светлых девичьих днях, откусив ставшие ненужными крылья, навечно погружаются в заботы о доме и потомстве. В беспрерывное производство бескрыло-унылых рабочих баб. Наступает обыденная жизнь муравьиного сообщества.
Какая-же она?

Дело в том что молодые царицы, вероятно в зависимости от «характера», могут жить или в отчем доме или организовывают новую колонию. В первом случае они сразу попадают в привычную обстановку родительского дома. Молодая невестка, конечно, выполняет свою детородную функцию, но в условиях бесконечных и трогательных забот «маменьки, папеньки и ейных слуг...».

Нередко семейные взаимоотношения обостряются. С кем не бывает! И тогда на небольшом расстоянии от родительского гнезда (колонии) строится дочернее гнездо. Старая царица переселяет туда часть рабочих баб с расплодом, выделяет соответствующий кормовой участок и ... прости-прощай дочурка.
Сильные молодые царицы, конечно, сразу мечтают о собственном доме. Но и в данном случае, как и у нас с вами, свою мечту претворяют в жизнь двояко.

Наиболее самостоятельные сразу после брачных игр строят небольшую замкнутую камеру в земле, в отдалении от всех прочих колоний и начинают откладку яиц. Царицы-комсомолки, так их привычно для нас назовём, организуют коммуну в ещё большем отдалении от всех других деревенек, то есть совместное житие с откладыванием яиц в общий «котёл».         

Первое время самостоятельной жизни – трудное время. До выхода из куколок первых рабочих царицы ничем не питаются. Больше того, они даже выкармливают личинок выделениями специальных желез. Я упоминал выше о значительно большей груди у цариц. Помните!  Для поддержания здоровья царица расходует запасы жира, которые накопила в родительском гнезде.

Проходит 6-8 месяцев, появляются первые рабочие бабы, они выходят наружу из камеры и начинают добывать пищу. С этого момента царица только откладывает яйца. Все остальные работы берут на себя рабочие бабы. Но есть царицы с «паразитическими» наклонностями. И к маменьки не хочется и самостоятельно жить страшно. Вам смешно! Видимо, что-то знакомое почувствовали. Такие чаще встречаются  у рыжих лесных муравьёв.

Так вот эти не оригинальные особи быстро и непонятным образом находят колонии (деревеньки) своего вида, потерявшие самку. По старости или по болезни. Всякое бывает. И не просто находят, а по заранее согласованному договору с рабочими бабами вселяются в эту колонию и быстро включаются в ритм её жизни. Главным образом в сферу своего личного обслуживания...

Но это ещё ничего. Встречаются царицы прямо-таки с уголовными наклонностями. Почему-то чаще такие наблюдаются среди желтых пахучих муравьев. Есть такая муравьиная «нация». Чем-то желтые бесстыжие привлекают к себе рабочих баб какой-либо колонии, где ещё царствует царица. И те позволяют хищнице убить свою царицу и воссесть на освободившейся престол.

Глупые рабочие бабы. Они не понимают, что через некоторое время рыжая царица наплодит столько своих соотечественниц, что те попросту вытеснят старых обитателей. Это, кстати, парадоксальный закон живого мира.
История никогда ничему нас не учит ... Видимо что-то в этом есть необходимое для развития. Задумайтесь!

Царицы живут долго, до 20 лет. И все эти годы они способны к размножению во имя одной святой цели – сохранению и умножению семьи.   
Ну да ладно! Хватит о царицах. Поговорим о народе, то есть о непосредственных детях цариц. Их много. Население колонии, то есть рабочие бабы, весьма многочисленны – от 100000 до одного миллиона особей. Жизнь их однообразна, трудна и непродолжительна. Не более двух лет. Поэтому население колонии в течении года почти полностью обновляется.

Главные национальные черты «характера» народа - покорность, послушность, высокая нравственность, нетребовательность. Идеальные существа, не правда-ли. Они обожают свою царицу, особенно будучи в детском и юношеском возрасте. Потом любовь отступает на задний план. Возникают сугубо материальные чувства – обеспечение колонии едой, строительными материалами, охраной и прочими земными заботами.

Я так пишу, как-будто описываю большую семью немецкого фермера, обосновавшегося на пустынных чернозёмах Причерноморья в конце XVIII века, отвоёванных для России князем Потёмкиным. Но уж больно сходство великое...
Так вот между рабочими бабами муравьиного народа существует чёткое разделение функций. Причём оно происходит как-бы двупланово.
- по возрастному принципу.
- по кастовому принципу.

Начнём с первого. Со дня рождения все рабочие бабы, без исключения, проходят курсы нянек. Их обязанность – уход за царицей и приплодом. Чистить, мыть, кормить, выносить грязь, ни на минуту не оставляя без пристального внимания состояние царицы и приплода. Проходит месяц – другой и они становятся ... строителями колонии. Ремонтируют старое и возводят новое. Их место занимает новое поколение. Забот у строителей как всегда жуть.

Муравейник – огромное хозяйство. Поначалу строители возводят вертикальный ствол, глубиной до 1-1,5 метров. Затем, через каждые 15-20 см. от вертикального ствола идёт проходка горизонтального штрека, который заканчивается соединением с тем-же вертикальным стволом с противоположной стороны. То есть в плане это круги с центральным вертикальным стволом. Горизонтальный штрек представляет собой гирлянду соединённых овальных камер. Помимо вертикального ствола штреки на дальних пространствах соединены вертикальными квершлагами.

Овальные камеры имеют разное предназначение. Самые большие – покои царицы. Самые скрытые – для размещения яиц, личинок и куколок. Самые проветриваемые – склады для хранимой пищи. Остальные – для работяг...
С поверхности колония прикрыта рыхлым земляным холмом, который вдоль и поперёк пронизан горизонтальными и наклонными ходами.

Теперь-то я точно знаю, что родившаяся в XV веке в Саксонии маркшейдерия
( наука о горных разработках) возникла благодаря многолетним наблюдениям аккуратных немцев за жизнью муравейников. Естественно, что Творец подвигнул их на эти действия. Зачем дважды изобретать велосипед.

Если колония старая, то строители обязаны ежедневно осматривать состояние систем овальных камер, штреков, ствола и квершлагов. Вдруг где-то обрушение или появилась вода (подземная или дождевая). Тогда необходимо срочно устранять аварию. По беспроволочному телеграфу собираются аварийные бригады и работа закипает. Заметьте – никто не подгоняет, никто не управляет. Только тот самый невидимый надорганизменный (коллективный) разум, который расставляет всех и вся на свои места.

Если колония вновь строящаяся, то коллективный разум муравьёв предусматривает выполнение какого-то виртуального «плана» работ по последовательному и параллельному возведение объектов колонии с определённой скоростью. Начиная с первоочередных - временных и постоянных камер для царицы и приплода. И никогда иначе. Поразительная организация труда.

Проходит ещё месяц-другой-третий и рабочие бабы вновь мгновенно переквалифицируются. Они приобретают профессию...фуражиров. 
А маркшейдерами становится новое поколение, призванное из нянек. 
И уверяю вас не менее квалифицированное.
Итак, фуражиры.
Это самая многочисленная и разноликая группа муравьиного общества.

Выше упоминалось о кормовом участке каждой колонии. Так вот этот участок состоит из множества отдельных «ферм», каждая из которых принадлежит одному фуражиру. В новых поселениях это сектор, вершиной которого служит вход в колонию. Фуражир, выйдя из деревни, тут же начинает поиск пищи. В старых обжитых годами колониях фуражиру приходится бежать на свою ферму долгим путём, преодолевая  порой до 50-60 метров.

Как правило, самые далёкие фермы принадлежат самым молодым фуражирам. Это и понятно. «Старикам» не под силу бегать так каждый божий день. Бегут они, правда, по отличным дорогам. Помните, о них рассказывал выше. По мере появления новых всё более дальних ферм, старые и ближние к деревеньке переходят во владение стареющим фуражирам. Бывшие хозяева ближних ферм умирают и «коллективный разум» каким-то образом постоянно распределяет освободившиеся участки. Никто из действующих фуражиров не остаётся без земельного надела.

Работы у фермера всегда очень много. Это и понятно. Своя земля, свободный труд, видимые результаты труда - великий принцип частной собственности впервые в то время внедрённый Творцом, довлеет над фермером. Он истово старается как можно больше собрать пищи.

Основу пищи составляет два компонента. Почти в точности как и у нас. Белковая пища – мясо... различных беспозвоночных насекомых. Фуражиры охотятся на них или собирают трупы. Углеводная пища. Её добыча муравьями тоже впервые опробованный Творцом процесс взаимного обмена двух совершенно различных животных. Есть такие малюсенькие хоботные животные – тли, червецы, щитовидки, цикады. Они, потребляя свою пищу, выделяют этакое сладенькое вещество – падь. Это для них природный процесс, как для коров и овец молоко. Вы поняли о чём речь. Да, да! Вы правильно поняли.

Муравьи «договариваются» с местными  хоботными и принимают их к себе как домашних животных. Те отдают фуражирам падь, а взамен получают защиту от врагов. Но главное фуражиры переносят своих «коров» на свежие побеги растений, когда те поедят старые, а на зиму прячут в муравейник.
Помимо белковой и углеводной пищи фуражиры собирают соки растений, нектар с цветков, даже не брезгуют грибами и семенами некоторых растений. Это фрукты и овощи.

Я вам не сказки рассказываю, дорогие мои господа-товарищи. Это сущая правда. Плод долгих и тщательных наблюдений и анализов крупнейших учёных – А.Фореля, Г.Велленштайна, и российских мирмекологов, в течении 47 лет наблюдавших муравьёв в Приокско-Террасном заповеднике. И многих других.

Ну а дальше будет даже не сказка, а описание жизни в Эдемском саду.
Я не зря упоминал выше о идеях утопического социализма. Не такие уж они оказались утопическими, если Творец внедрил подобное в жизнь муравьёв.
Собрав пищу, фуражир тащит её в деревеньку. Ему и в голову не придёт присвоить хотя-бы капельку. Никогда за всю историю наблюдений за муравейниками такого не встречалось.

Вся пища приносится в деревню и там распределяется между членами семьи. Вот примчался фуражир. Останавливается возле хранилища, принимает характерную позу, раскрывая челюсти. Изо рта выступает капелька пищи. Её нетерпеливо ждут товарищи-носильщики пищи. Они по очереди подходят к фуражиру, выпивают эту капельку и быстро разносят пищу в зобики других особей. Никого не оставляя голодным. Опыты с применением радиоактивных веществ показали, что одна порция пищи у рыжих лесных муравьёв через 20 часов распределяется между 100 и более особями.

А фуражир уже спешит на свою ферму за следующей капелькой. Итак без устали весь сезон. Покорно, без требований, манифестаций, без выходных и праздничных дней ... без развлечений, наконец. Ну какие могут придти в голову развлечения не оплодотворённой бабе, в жизни не видавшей мужчин.
Но вот пришло сверх обильное лето. Пищи вокруг море. Фермер, даже работая 24 часа в сутки, не может всё собрать. А великий инстинкт присвоения дамокловым мечом висит над душой.

Тогда фуражир (...ы) трубит большой сбор. Сёстры! Быстрее ко мне. Быстрее на сбор урожая, не то пронюхают из соседней деревеньки, а то и того хуже из соседней республики. Всё отнимут!!! И сёстры несутся сломя голову. Тут и няньки, и другие фуражиры, и даже охрана, оставившая свои посты ( о них далее).
В общем идёт групповое фуражирование. Сбор урожая артелью. Колхоз своего рода. Если быть научно точным, то фуражир «понявший» что не сможет один собрать весь урожай, несётся в деревню и там на центральной площади обращается ко всей семье. Уж как – не ведаю.

Мирмекологи определили, что «обращение» не несёт информации ни о месте сбора урожая, ни о наименовании продукта сбора. «Обращение» как-бы возбуждает, мобилизует  других муравьёв точно выйти к месту сбора урожая.
Они выстраиваются за нашедшим продукты цепочкой и стремглав несутся к месту. Там хозяин участка организует сбор и отправляет команду обратно с набитыми пищей зобиками.

Где-же и кто хранит пищу, охраняет её и муравейник? Вот здесь начинается разделение рабочих баб по кастовому принципу. Оказывается в каждом муравейнике есть бабы, которые работают хранителями и солдатами. Своеобразные касты среди населения. По возрасту это няньки или те же фуражирные муравьи, но кто-то свыше (коллективный разум) провёл их разделение по размерам и строению.

Так вот бегущая обратно группа фуражиров со сверх урожаем отдаёт его специальным молодым муравьям (из нянек) с крупным зобиком (брюшком). Их образно  назвали медовыми бочками. Сверх урожай накапливается в зобиках этой касты муравьёв – хранителей пищи. Они способны запасать количество пищи, в несколько раз превосходящее массу самого муравья.  Хранители располагаются в камерах возле царицы и приплода. Они получают пищу в личное потребление как все – от фуражиров. И никогда не прикоснутся к пище общественной.
Непонятное для людей явление…

Ну и наконец ещё одна важная каста - муравьи-охранники. Вы спросите зачем они. Ведь это идеальное общество. Ещё раз убеждаешься, что нет в мире ничего идеального. Возможно поначалу при возникновении муравьиного сообщества, то есть где-то 300 миллионов лет тому назад, оно и было идеальным. Но у Творца масса забот. Видимо не углядел чего-то, не усмотрел. И началось... А уж когда началось, то пришлось Ему вводить понятие ... армия. Чтобы исправить положение и попытаться вновь приблизить общество к идеальному.

Но исправленное всегда хуже первоначального. В армию направляются самые крупные большеголовые молодые муравьи. Из тех переходных, которые из нянек в фуражиры. И в этом для нас тоже нет ничего удивительного. Удивительное в другом. У муравьёв нет офицерского корпуса. Нет генералов. Одни солдаты, руководимые всё тем же коллективным сознанием. Господи! Может ещё не поздно перестроить людское сообщество по подобию муравьиного. Хотя-бы в этом.

Главная функция армии – охрана колонии, царицы и приплода. Но и набеги на соседние территории. Вот это уже странно. В идеальном обществе и вдруг ... набеги. Да есть. Правда, не у всех видов муравьёв. Распространён такой вид – кровавый муравей. Так и называется. Кровавая царица основывает новую семью в колонии бурого лесного муравья. Очень мирного. Помните, я писал об этом выше.

Так вот, когда появляется первое и последующие потомства от кровавой царицы, то её большеголовые дочери отправляются грабить соседние колонии бурого лесного муравья. Там, конечно при условии победы, они добывают куколок и приносят в своё гнездо. А вот из куколок они воспитывают ... рабов.
Да, да – рабов. Они становятся няньками чужого приплода на всю свою недолгую жизнь. Только няньками. А собственные рабочие бабы добывают пищу, охраняют гнездо и ... вновь устраивают набеги.

Мирмекологи говорят, что были свидетелями прямо-таки пирровых битв, когда тысячи муравьёв с обеих сторон сцеплялись на смерть в отчаянной битве. И ведь всё без полководцев. Выходит, что дерутся два коллективных сознания. Что-то тут не так. Что-то не доглядели учёные или недопоняли. Но охрана, как вы видите, всё таки нужна для мирных муравьёв и армия нужна – против агрессора.

Ну а дальше... Сейчас обхохочитесь! 
Муравьиное сообщество оказывается по каким-то причинам содержит... нахлебников-воришек. Это уж совсем непонятно. А те прекрасно приспособились. Дело в том, что они ещё мельче, чем их честные собратья. И потому строят свои совсем уж крошечные камеры и штреки между камерами и ходами хозяев колонии.

Последние просто не могут пролезть в их камеры и выгнать из колонии. Воришки очень довольны таким обстоятельствам и вовсю пользуются остатками пищи хозяев. Иногда даже виртуозы из воришек пристраиваются к фуражирам в момент передачи ими капельки пищи и успевают незаметно попить.
Господи, на всё воля твоя.

Но вот пришла осень. Разверзлись хляби небесные и леса утонули поначалу в дождях, потом в снегах. Холодно в лесу. Жизнь замерла. И трудяги муравьи засыпают. Спит и царица, свернувшись в клубок. В колонии тепло. Фуражиры и няньки сплетаются в тесный клубок. В их телах начинается разложение углеводов из накопленных с осени запасов пищи. Оно сопровождается обильным выделением тепла. Клубок тел разогревается и нагревает внутренние помещения колонии до нужной температуры. Но особенно камеры царицы и приплода.

В середине апреля, когда снег ещё не стаял, царица просыпается. Господи, сколько забот-то скопилось с осени – мелькает первая мысль. И она немедленно включается в привычную деятельность. Будит нянек и начинает откладывать те самые «золотые» яйца, из которых в мае появятся крылатые и усатые ... мужики.
Жизнь продолжается, господа присяжные заседатели.
Сообщите мне как-нибудь ваше мнение о муравьиной жизни...
Через газету. Или позвоните.
 
МАТРИАРХАТ.

Я возвращался домой преисполненный самых благородных намерений. Возвращался от доктора. Душа пела. Нет, нет! Не только от того, что чувствовал себя превосходно. С кем такое не бывает. Сколько ободрённый образом женщины, увы, раз в квартал  насыщающей бодростью и энергией. Зрелая, яркая, лучистая армянка, чуткая к настрою, словам, она всегда придавала моим мыслям какой-то специфический романтизм. Вот и сейчас мне думалось – как велика роль женщины повсюду, как подвигают нас и на великие мысли и на демонстрации поступков.

В силу профессиональности сознание тут же обобщило эту мысль.
Наверное всё таки есть что-то рациональное в идее матриархата – словно азбукой Морзе отстучало в голове – не знаю, да и не верю в былое существование такого общества, но вот то что оно кажется наступает сегодня, это уж точно.
И рассмеялся. Ведь только недавно, словно в предчувствии таких мыслей, написал очерк о муравьях. Этакий образец древнейшего матриархата в животном  мире.

Немногим читателям муравьиный матриархат пришелся по душе. Как мне сообщили. Безгрешная, предельно однообразная, нудная жизнь трудовых баб естественно не понравилась большинству современных женщин. Я уж не говорю о мужчинах. Прожить, даже неописуемой страстью, одно мгновение и сгореть. Правда, успеть создать царицу... Но ведь не только удовольствиями одними жив мужичок.

Вон, даже мой семилетний Сократ и то в этом понятии  разбирается. Как-то рассказывал ему о бабочках-огнёвках. Что вот мол живут всего-то полторы-две недели. На что мой внук искренне удивился и  глубокомысленно ответил – так ведь никакого-же удовольствия от жизни не получают. Зачем живут? 
Вот и захотелось мне поделится мыслями о потенциальной возможности матриархата среди нас, ну и естественно «удовольствиях» от такого образа жизни.

Как ни странно впервые понятие матриархат ввёл ... юрист. Некий Иоганн Якоб Баховен из Базеля. В 1861 году он представил миру любопытную гипотезу о том, что развитие семьи шло последовательно и поэтапно от беспорядочных половых отношений (групповой брак или промискуитет) к материнскому роду и далее к современному, отцовскому. Такому развитию способствовало, по Баховену, углубление религиозных представлений человека.

Сразу надо отметить, что г.Баховен и его многочисленные последователи в XIX – XX веках явно ошибались в отношении первого этапа развития семьи. Ни о каких беспорядочных половых отношений не могло быть и речи в семьях неандертальцев, эректусов (питекантропы, синантропы) и тем более ранних сапиенсов. В реальных стадах человекообразных обезьян всегда действует чёткая и жесткая иерархия. Я писал об этом ранее.

Есть вожак (диктатор) стада (семьи), который подбирает любимых самок. Ими в свою очередь руководит и обучает самая опытная старая самка. Ни кто другой из самцов стада не смеет похотливо взглянуть на когорту любимых. Вожак растерзает. Остальным “мужикам” стада, по обязательному согласованию с вожаком, предоставлены дамы «второго» сорта. В стаде есть и самцы-сторожа. Это самые молодые самцы, но уже почувствовавшие зов любви. Они удовлетворяются самками, которых по возрасту отверг диктатор. Дети всех браков жестко подвластны вожаку.

Да вы и сами могли это наблюдать в зоопарках. В Сан Франциско живёт большая семья горилл. Я видел огромного угрюмого вожака, вдруг резко ударившего молодого самца о чём-то беседовавшего  с самкой, возле которой резвился её ребёнок. Тот отлетел, как упругий мяч и быстренько спрятался в пещере. Вот вам беспорядочные связи и кстати ... матриархат.

Саму идею матриархата, как этап в развитии семьи,  учёный юрист  взял из греческих мифов. Вы все хорошо помните эти удивительно красивые легенды, привнесённые в мир великим Геродотом. В XII веке до н.э. эллины в одной из битв под стенами Трои пленили много амазонок и в упоении победы над прекрасными женщинами повезли их морем в Грецию. Но тут началась страшная буря, греки бросились убирать паруса, а отважные амазонки, воспользовавшись хаосом, освободились, перебили всех греков и ... оказались в ещё худшем плену, во власти бури, подвластной Посейдону.

Но старый морской греховник, очарованный их телами, смилостивился и корабли были выброшены на берег. На берег Азовского моря (Меотиды), в районе устья Дона (Танаис). Амазонки оказались на землях скифов, где и развернулись во всю мощь своих бурных неуправляемых чувств. Они нападали на скифские лагеря, уводили коней и... естественно молодых юношей. Скифы поначалу не понимали с кем имеют дело. Но в одной из битв стали снимать одежду с убитых (добыча) и увидели ... женщин. Очень этому обрадовались скифы, желая иметь столь-же прекрасное и воинственное потомство.

Отправили к амазонкам представительную делегацию. Предложили долгосрочное сотрудничество. Скифы выделяют земли амазонкам за Доном («...на три дня пути на восток от Танаиса и пятнадцать дней на север...»), а также ежегодно присылают им для “контакта” своих юношей, с последующим разделением потомства. Родившихся мальчиков и часть девочек забирают себе, а большую часть девочек оставляют у амазонок. Вот так со временем появилось племя савроматов (потомство скифов и амазонок).

Геродот описывает, что женщины племени не признавали мужчин. Все девочки с детства воспитывались в спартанском духе. Правую грудь им удаляли (прижигали), чтобы не мешала пользоваться мечом, копьём и луком. Они были конными воинами и наводили ужас на соседей. Во главе стояла царица. Диктатор-жрица, которой во всём подчинялись все остальные. Династического перехода власти не было. По смерти царицы или отказа от власти по «старости» происходили выборы сильнейшей и мудрейшей. Уж по каким тестам – не знаю...

Легенда легендой, но вот стали находить савроматские погребения между Волгой и Уралом. Затем на территории восточной Украины, то есть на исконних землях скифов. Могилы женщин в специальном насыпном кургане со всем пышным заупокойным ритуалом - оружием и предметами культа. Антропологи определили, что большинство женщин молодые. Рядом оружие, конская сбруя, ... алтарики. Женщины, как правило, знатные - в ушах и на груди массивные золотые, серебряные украшения. Если могила не разграблена.

Нередко на скелетах антропологи отмечают рубленые и колотые раны. Дважды находили в коленных суставах согнутые бронзовые наконечники стрел. Женщины непосредственно участвовали в битвах. Казалось-бы матриархат налицо. Но рядом курганы со скелетами знатных мужчин, а в других насыпных могилах находили  рядом с женщинами-воинами скелеты детей.  Вряд ли положат чужих.... Младенцев, подростков – женского и мужского пола. Да и много было явно не молодых «амазонок» в могилах – за 40 даже за 50 лет. По тем нелёгким временам это уже старые люди.

Но всегда рядом лежали мечи, копья и стрелы. Однажды наткнулись на гигантский курган. Могила свыше 20 м. длины с коридорами и в центре череп молодой женщины 25 лет. Большой каменный алтарь и множество оружия. Могила была когда-то ограблена – никаких украшений не сохранилось. Для одной женщины и такая могила! Явно это была очень знатная женщина.
Возраст всех находок – VIII – II века до н.э.

Всё это даёт основание сомневаться в достоверности слов Геродота о матриархате. Вернее другое. Скифские и савроматские племена – это скотоводческие объединения людей. Их размеренная жизнь часто прерывалась военными набегами на ближних и дальних соседей. То в борьбе за лучшие пастбища, то пленением рабов, которых продавали в приморские греческие города, то силовым объединением родственных общин и т.д.

Мужчины надолго покидали родные стоянки, много месяцев, а то и лет, в непрестанных битвах скитаясь вдали от родины. Оставались в родах женщины, которые выгуливали скот, кормили детей и стариков, а главное ... охраняли свои поселения и пастбища от набегов соседних племён. Возможно и сами нападали на соседей, уводя молодых мужчин, узнав что свои уже не вернутся.

В любом из этих случаев они обязаны были отлично владеть оружием и конём. Наиболее яркие из них естественно выделялись, занимая в роду высокое социальное положение. Даже когда приезжали домой мужчины. Приезжали вожди, верховные жрецы, знатные воины, то есть иерархи племени. Говорить о матриархате естественно не приходится.
« А женщины у скифов, подобно мужчинам, приучаются к войне и не сколько не уступают им в храбрости – подтверждает Диодор Сицилийский уже в 50-ых годах до н.э.

Пережитки «матриархата» действительно существуют. Даже в нынешнее время. Но только, заметьте, в племенах весьма далёких по развитию от современного общества. У всех этих племён, по словам А.Буровского, есть одна общая  черта. Все они обитают в природно-ландшафтных условиях, где при минимальной затрате усилий мышц и ума можно вполне нормально прокормится, иметь простенькую одежонку на все случаи жизни и пальмовую крышу над головой. Это племена экваториальной Африки, Новой Гвинеи, Соломоновых островов, Папуа и др.

Вот к примеру оригинальное племя тода, что обитает в юго-восточной Индии, в голубых горах Нилгири. Их всего около полутора тысяч человек. Писать и читать не умеют. Мужчины и женщины великолепно сложены – выше среднего роста, длинные носы, европейские черты лица, ослепительно белые зубы, светлокожие, мужчины в возрасте с большими бородами. Ну никак не похожи на индусов. И внешне и языком и религией. Говорят, что это протошумеры. Возможно.

Живут, образно говоря, в больших полубочках, срезом поставленных на землю. Вегетарианцы. Пастухи. Буйволы их единственное богатство и божество. Кроме молочных продуктов потребляют дикий мёд, дикие фрукты, травы, коренья.
До минимума тода свели отношения с окружающей цивилизацией. Они счастливы по собственным словам, всегда приветливы и улыбчивы.

Я привёл их в пример только потому, что возникновение семьи у тода странным образом не похоже на общепринятое. Здесь казалось-бы царит матриархат. Женщина выбирает себе в мужья не одного, а от двух до пяти мужчин. Видимо сообразно потребности. Социально-половой – необходимость в максимальном количестве детей при большой детской смертности. И бытовой, обусловленной количеством буйволов,  принадлежащих семье.

Женщины и дети собирают мёд, фрукты и коренья, а мужчины пасут и доят буйволих. С наступлением сезона дождей меняют крышу – снимают старые обветшалые и настилают новые  пальмовые листья. Вот и все обязанности.
В столь «райских» природных условиях нет необходимости в иерархии, так как общество не требует от мужчин специфических качеств - что-то завоевать, запахать большие площади земель, что-то громоздкое организовать. То есть сделать что-то на пределе физических возможностей или что-то очень рискованное.

Одним словом, у таких племён очень низок статус мужчин. По поводу такого существования А.Буровский образно пишет – ...вековое лежание кверху пузом  под бананом и идиллическая пастьба буйволов неизбежно ведут к отставанию и вымиранию ...»
Эти условно матриархальные общества не могли возникнуть в других природных ландшафтах с резкими сезонными изменениями климата. В регионах, где не растут бананы и ананасы, где мало плодородных земель.

Да и вообще существуют от бога физиологические признаки невозможности становления матриархата. Я их выяснил, беседуя с опытнейшим врачом-акушером.
Кто это придумал про матриархат- сказала бывалая женщина и опытнейший врач - явно не умный человек. У женщины значительно больше таз, она менее подвижна нежели мужчина. Любой профессионал спортсмен вам это скажет. Самцы и самки первых людей бегали наравне. Ширина таза у них была одинакова, как рассказывают антропологи. Но со временем мозг человека увеличился, для него потребовалась очень большая голова. И потому расширился таз женщины, чтобы пропустить голову ребёнка.

Женщина стала менее поворотливой, стала слабым полом, то есть очень зависимой от сильного мужчины. Кто построит дом, кто накормит, кто защитит. Её и детей. Только мужчина. Но это ещё не всё. Самки людей несравненно тяжелее рожают нежели все другие представители животного мира. Вот к примеру близкая нам самка шимпанзе. Голова её детёныша легко проходит сквозь родовые пути. Уже через день состояние самки вполне нормальное. У женщин голова её малыша три раза поворачивается в родовых путях, принося маме невыносимые страдания. И ещё долго после родов мама не вполне нормальный человек – не поднять тяжести, не постирать вручную, не вычистить квартиру.

Ну и самое главное. Долгое детство ребёнка. Вон я видела как ведёт себя маленький слонёнок в зоопарке. Только родился, а уже вприпрыжку бегает, кушает всё, сам купается. Человек рожает совершенно беспомощного недоноска. И мама долгие месяцы, а то и годы, вынуждена выращивать его в буквальном смысле слова. И вновь! Кто её и малыша накормит, напоит, защитит в конце концов. Только мужчина. А ведь женщине надо обязательно родить двух-трёх детей, которые необходимы для воспроизводства вида. Это означает чуть-ли не пожизненную зависимость от мужчины. Какой уж тут матриархат!

Она говорила так убеждённо. А мне вспомнились описание раскопок городища на южном Урале. Там обнаружили целый посёлок жилищ из костей мамонта и каждое, подчёркиваю каждое жилище, было предназначено, судя по размерам и единственному очагу, для парной семьи. Папа, мама и дети. Вспомнились и находки в пещерах Франции. Там в одной из них были найдены отпечатки босых ног пары взрослых людей (мужчины и женщины) позади большого высокого и плоского камня, покрытого натёками глины. Так вот на самом камне чётко видны отпечатки детских ног. Видимо двух детей, примерно 3 и 5 лет. Наверное родители поставили их перед собой и ...любовались. Это случилось в позднем палеолите, то есть где-то 30000 лет тому назад. Ничего с тех пор не изменилось. НИЧЕГО!!!

Конечно, не было стадии матриархата в развитии семьи. Я убеждён.
Вот в наше время, когда цивилизация последних 30-50 лет создала возможности почти райских условий для жизни, роль мужчин на самом деле резко уменьшилась. Поговаривают, что через пару столетий мужики вообще будут не нужны. А как же любовь? Женщины встаньте на защиту...
Без любви и вы и род людской погибнет.


 Страсти, искренние и не очень, сущность нашей жизни. Совладать с ними, расставить всё полочкам, по номерам и датам исполнения, практически не возможно. А если кому-то и удаётся на короткое время, то про него говорят - скучный человек. Человек в футляре. И к радости всеобщей, как ни странно вам покажется, они ничему не учат нас. Из поколения в поколения мы наступаем на те же самые общеизвестные “грабли”. И плачем и страдаем, и смеёмся…
И вновь наступаем...