Кругом стоят русские солдаты...

Жарикова Эмма Семёновна
День Референдума в Крыму был для меня почти таким же напряженным, как день открытия Зимней Олимпиады в Сочи: время Открытия не стояло в моих ТВ-программах.  Попробуй, найди!

День Референдума же вызывал тревогу за жителей Крыма после многочисленных
угроз со стороны "подлинных демократов" с запада и из Киева.  В первую очередь, я хотела узнать, не напали ли они ночью.  Убедившись, что всё спокойно,  дала себе передышку: дело пошло своим чередом!  После этого я включалась лишь 2 раза.

И вот, в последний раз, уже после закрытия избирательного участка, услышала комментарий одного австрийского наблюдателя, фамилия была, кажется, Штайнер.   Вот что он сказал:
- Когда я готовился к поездке в Крым, меня предупредили, что там кругом стоят вооруженные русские солдаты!  Но я ходил везде свободно и не видел никаких солдат!

Эта фраза показалась мне странно знакомой!  Я вспомнила, где я её уже слышала!  Это было в 1982 году в ГДР, в городе Cottbus.  Туда пригласили молодежные группы "Красного Креста" и "Красного полумесяца" из всех стран мира, в том числе и из Советского Союза.  При всех "Красных крестах и полумесяцах" существовали тогда молодежные группы.

ГДРовский "Красный крест" имел образцовую организацию.  Молодёжные группы хотели обменяться опытом.  Было теплое лето.  Студенты разъехались по домам, а весь
студенческий городок, включая конференцзалы, аудитории,столовые, общежития и парк, заняли приглашенные гости.

Меня направили туда взять интервью для одной газеты.  И первой мне попалась на пути австрийская девушка Карин Вегенер ( Karin Wegener).
- Когда я ехала сюда, меня предупредили, что тут на всех перекрестках стоят русские солдаты с автоматами! ( Я рассмеялась).  Но я ещё нигде ни одного не видела!  Я считаю, что нас разместили прекрасно.  У нас очень интересные дискуссии и обмен опытом.  С нами работают переводчики.
Я вот только одного не понимаю: почему здесь все таблички, названия улиц и зданий написаны по-русски?!  Я не могу это прочитать.

Видимо, ей внушили, что в ГДР русские солдаты запретили немецкий язык.

Мы подошли с ней к одной из табличек.
- Карин, сказала я ей, - это не русский язык и  не русский шрифт!  Вы
приехали в столицу сорбов лужицких.  Это лужицкое славянское национальное
меньшинство в ГДР.  Лужицкие славяне заселяли прежде всю огромную территорию между Эльбой и рекой Нейсэ ( по р. Нейсэ проходит нынешняя граница с Польшей).  У них есть собственная письменность и литература.  Вы видите, что
сорбы пишут  латиницей?
- Да,- растерянно ответила она.
- Ну, а русские пишут кириллицей.  В России.

...В 1982 году Коттбусу было  820 лет.  Когда-то немцы переиначили на свой лад сорбское название Chosebuz в Cottbus.  Город расположен на берегу р. Шпрее.  Древние славяне устроили там, на когда-то безлюдном берегу, паромную переправу на восток: kop'sebuz.  Оседавшие здесь гонимые сорбы основали город Коп'зебуц.  Этот город утопал в зелени древних лесов.

Прошло 32 года.  Демонизация русских людей в "демократическом мире" не изменилась. См. выше слова господина Штайнера: "Кругом стоят русские солдаты"...

****

На фото: сорбская девушка в национальном сорбском платье с ручной вышивкой.
Такие платья хранятся в сундуках и надеваются на все праздничные мероприятия.
Платья бабушек передаются как ценное наследство внучкам. (Фото 1974 г., ГДР).

****

Это произведение вошло в журнал "Наблюдатель жизни" 3/2014, редактор Игорь Лебедевъ