Возмездие или воздаяние 3

Раиса Безродная
               
                20

               
                УСПЕНИЕ МАТЕРИ И ОТЦА ЗИНОВИИ


 Мы гости в этом мире,
мы гости на очень короткое
 время, пришедшие из тайны
и уходящие в тайну.
         Александр Мень               


     В начале лета 1907 года решила Зиновия поехать к родителям. В день своего

отъезда получила письмо от отца,он просил приехать в родительский дом и как

можно быстрее. Какая-то непонятная тревога охватила сердце. Успокаивала себя

тем, что родители далеко не старые люди, что, видимо, понимают, как ей одиноко,

соскучились по ней, вот и написали такое письмо.
 
    Постаревший отец встретил дочь со словами: «Слава Богу, успела!» Мама

прожила ещё несколько дней после приезда Зиновии. Болезнь иссушила её. На

мгновение дочери показалось, что лежит маленькая худенькая девочка. На бледном

мамином личике видны бьющиеся голубенькие веночки, пальчики на руках стали

прозрачными. Глаза, только глаза остались мамиными: ласковые, радостные от

встречи, самые родные глаза на свете.

  Всё повторилось, как в последние часы жизни прабабушки Екатерины и бабушки

Иларии. На столе перед кроватью лежали две открытые книги. Заметив

остановившийся взгляд Зиновии на книгах, Наталья попросила прочитать странички.

   В одной из них говорилось о мытарствах, которые на пути к престолу Божию

проходит душа за свои земные дела от духов злобы поднебесной, их поведала

Блаженная Феодора. Зиновия читала медленно, чётко, мама ещё и ещё раз

вслушивалась, вернее, вглядывалась в себя, чтобы определить степень своих

грехов. Мама и Зиновия ясно понимали, что слова «мытарства» нельзя понимать в

 буквальном смысле, что это метафора, которую восточные отцы церкви сочли

подходящей для описания реальности, с которой душа столкнётся после успения.

Наталья готовилась последний раз покаяться Господу, готовилась к последней

исповеди и причастию.

    На открытой страничке второй книги было Первое послание святого апостола

Павла к Фессалоникийцам: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении о

умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.  Ибо, если мы

веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним.

   Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с

неба, и мёртвые во Христе воскреснут..." Христиане понимают, что Святой Апостол

Павел в своём послании возвышает свой утешительный глас. Переносит мысли

человека за пределы гроба. Раскрывает дивные тайны будущего славного

преображения тела человека, чтобы не оставить  в  страждущем сердце места для

печали и ни одного облака сомнения, могущего родиться при виде разрушения

прекраснейшего из творений Божиих.
 
После прочтения послания, мама ласково сказала: «Не унывайте, не

печальтесь обо мне. Я иду к нашему Отцу. Придет время и я встречу вас там.

 Запомни Зиновия, мамы не умирают: их просто не будет некоторое время рядом».

     За день до смерти Натальи приехал из монастыря Григорий. Батюшка Николай,

отец Григория, исповедовал в последний раз Наталию, пособоровал, причастил

Святых Христовых Таинств.

Наталья попросила всех собраться у её постели, свою маленькую руку

положила в руку мужа Арсения. За несколько минут до успения попросила Григория

читать Отходную молитву-канон молебный при разлучении души от тела. Она обвела

всех спокойным взглядом, остановила глаза на лице Арсения. Наверное, думала, что

 обрела с ним Царство Небесное здесь, на Земле.

Арсений смотрел на жену и думал то же самое: Царство Небесное было в его

 доме, каждая минута пройденной жизни была Божиим подарком в лице его Наталии,

 Божией Благодатью.

Григорий окончил читать Отходную молитву. Рука Наталии, находящаяся в

руке Арсения, как-то обмякла, похолодела, послышался еле слышный вздох, глаза

неподвижно смотрели на Арсения, ресницы застыли. Такая кончина была

свидетельством веры и любви к Господу.Тело Натальи омыли, одели в чистые одежды,

 и сразу же Григорий начал читать: Последование по исходе души от тела. Затем в

течение трёх дней и ночей, попеременно сменяя друг друга, Арсений, Зиновия,

Григорий читали над усопшей Псалтирь.

Все три дня и ночи у дома Волжаниных останавливались прохожие,хорошо

знавшие Наталию, грустно покачивали головой и молились: «Покой, Господи, душу

усопшей рабы Твоея Наталии». В храме, где когда-то крестили Арсения, где

проходило венчание его с Наталией, где отпевали его бабушку Екатерину, маму

Иларию, гроб с телом Наталии поставили посреди храма лицом к алтарю. Был

совершен чин отпевания.

Прошли третий, девятый поминальные дни. На сороковой поминальный день

собрались, казалось, все жители не только города, но и жители соседней округи,

 которых столько раз избавляли Волжанины от болезней.

        Зиновия шла на кладбище рядом с отцом и Григорием. Арсений был задумчив,

 молчалив. Зиновия подумала, что отец немного успокоился. Вот уже и установили

 восьмигранный крест на могильном холмике Наталии. Лицо Арсения светилось

 добротой, кротостью. Он стал на колени у креста, склонил голову, не слышно было

 ни рыданий, ни малейшего вздоха. Прошло несколько минут, Арсений не

 поднимался.Зиновия глянула на Григория, и они, не сговариваясь, подошли к

 Арсению, чтобы поднять его.

       Арсений был мёртв. В народе издавна говорят, что любящие супруги жить

друг без друга не могут. Вспомнила Зиновия «Повесть о Петре и Февронии

Муромских», первую в своей жизни книгу, прочитанную самостоятельно, когда ей

исполнилось  четыре года.Все эти дни рядом с Зиновией был Григорий. Он похудел,

 казалось, стал выше ростом, небольшая бородка окаймляла его бледное лицо.

 Светлые курчавые волосы аккуратно связаны на затылке почти невидимым жгутиком.

 А глаза – то светло-бирюзовые в светлую пору дня, то тёмно-бирюзовые в

пасмурную пору -  излучали по-прежнему детскую доверчивость, радость встречи.

   Казалось, не было тридцатитрёхлетней разлуки. Зиновия была благодарна, что в

такие тяжёлые минуты, он был рядом, её любимый, единственный на свете брат.

    Григорий по-прежнему любил её всем своим сердцем, каждой клеточкой. Он

боялся этого чувства, которое приносило ему радость, и вместе с тем, боль-

страдание. В висках билась как птица в клетке кровь – он боролся с этой

страстью, боясь, что ещё мгновение – и он упадёт перед ней на колени, будет

целовать её руки, ноги.

Говорят, что между близкими людьми существует психический ток, некие

флюиды, которые притягивают людей друг к другу, как магнит притягивает железо.

 Этот ток от Григория передавался Зиновии: ей казалось, что ещё мгновение, и она

 обнимет его. Но это не было Божиим велением. Каждому придётся испить свою

жизненную чашу отдельно друг от друга.

Зиновия сдала в аренду дом, сложила в походный чемодан дневники и кое-

какие вещи, доставшиеся ей от прапрадедов, бабушек, от отца и матери; в

пасмурный осенний день приехала в Петербург.


                21

                И снова в Петербурге
Дела милосердия
наполняют жизнь не только
любовью, но и смыслом.
        Иоанн Кронштадтский 
               
Через неделю по приезде в город Зиновия поехала в имение, доставшееся её

мужу по наследству. Грязь, беспробудное пьянство, драки, рахитичные голые дети,

 беременные женщины – всё это потрясло Зиновию. Она едет к Кронштадтскому

пастырю, чтобы он дал совет, что ей надлежит сделать с этим имением. Всегда

бодрый, неутомимый, батюшка Иоанн в последние годы своей многотрудной жизни

часто болел. Он принял Зиновию,выслушал её. На следующий день познакомил Зиновию

со своим учеником, молодым  священником  Кириллом, которого благословил на

служение в находящемся в имении храме.

   Министр внутренних дел России Пётр Аркадьевич Столыпин разработал аграрную

 реформу. Царь Николай II согласно этой реформы 9 ноября 1906 года подписал

Указ, который давал возможность каждому крестьянину закрепить земельный надел в

личную собственность, продавать и покупать землю.Зиновия, воспользовавшись

Указом, бесплатно раздала землю крестьянским семьям. Храм в имении находился в

запущенном состоянии. Многие крестьяне в знак благодарности за землю приняли

участие в ремонте храма, в котором начались Божественные службы. Барский дом

разделили на две половины. В одной из них поселился священник Кирилл с молодой

матушкой Марией и младенцем Иоанном. Другая половина стала школой для

крестьянских детей и желающих учиться взрослых. Среди крестьян нашлось 5

человек, умеющих читать, писать, считать. Матушка Мария стала проводить с ними

отдельные занятия, стараясь дать им более глубокие знания по разным предметам,

 готовила их к учительской деятельности. Они-то и стали учителями для тех, кто

не умел ни читать, ни писать, ни считать. Батюшка Кирилл стать преподавать Закон

 Божий для всех.

10 декабря 1908 года Зиновия присутствовала в Андреевском соборе на

Божественной Литургии, которую, собрав остаток своих сил, в последний раз

отслужил отец Иоанн Кронштадтский. 20 декабря 1908 года в 7 часов 40 минут утра

великий праведник отошёл ко Господу. Большой колокол Андреевского собора

оповестил об успении великого Кронштадтского пастыря. Гроб с телом почившего

пастыря погребли в небольшом подземном храме-усыпальнице Иоанновского монастыря

 в Санкт-Петербурге. Над местом погребения было сооружено мраморное надгробие,

 на нём лежали Святое Евангелие и резная митра, под которой горел неугасимый

светильник.

   Зиновия по-прежнему, как при жизни Отца Иоанна, вместе с монахинями

Иоанновского монастыря оказывала помощь многочисленным паломникам в Доме

трудолюбия, откликалась на вызовы больных в Петербурге. Особую заботу проявляла

к детям, чьи отцы погибли в русско-японской войне. После окончания русско-

японской войны в Петербурге родственниками погибших был создан Комитет по сбору

 пожертвований на сооружение православного храма, который стал бы памятником

морякам, оставшимся в море без могил, - храма Спаса на водах. В состав Комитета

вошло более 50 человек, среди них была и Зиновия. Инициативу поддержал

российский министр внутренних дел П.А. Столыпин. Он направил по этому вопросу

специальный доклад Государю. Император Николай 11 собственноручно написал на

нём: «Согласен и всецело сочувствую мысли увековечить память моряков».

          Комитет распространил по всей России «Воззвание», в котором

говорилось: «Над тысячами мучеников-героев сомкнулась безжалостная морская

бездна, не осталось по ним следа, и негде над прахом их помолиться. Но не может

 с этим примириться сердце русского народа! Помянем же героев, принявших за

Родину-мать мученический венец, сооружением в столице России в знак народной

благодарности и в назидание потомству храма-памятника подвижникам, по морям

 разбросанным без могил, без крестов. В сей храм с начертанными на стенах

 именами погибших моряков-братьев на сияние Креста, на свет лампад, на призыв

 молитвенных откровений слетятся чистые души непогребенных и тут, в Святом Духе

 этом Божьем, обретут они себе усыпальницу вечную!»
 
Священный Синод разрешил провести кружечный сбор по церквам России.

Строительство храма началось 14 сентября 1910 года на берегу Невы, ближе к

 Финскому заливу. Храм-памятник был открыт 31 июля 1911 года в присутствии

императора Николая II. Во время торжеств при закладке храма в его фундамент был

 замурован солдатский Георгиевский крест. «Спас на водах» - один из самых

почитаемых храмов, стал братской могилой для погибших без погребения сынов

 России. Главным запрестольным образом храма было мозаичное панно с изображением

 Христа Спасителя, шествующего по водам. Мозаичное панно выполнил академик

живописи Николай Александрович Бруни. Сюжет взят из евангельской притчи о

Спасителе, шествующего по водам и благословляющего всех пришедших к Нему под

свод храма. Благодаря этому главному изображению Спасителя храм получил название

 "Спаса на водах". На фронтоне храма были начертаны слова из Евангелия от

Иоанна: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други

своя». Помимо обычных поминальных служб, в храме ежегодно 31 марта служилась

панихида по адмиралу С. О. Макарову и всем погибшим на броненосце

«Петропавловск». На первой такой  поминальной службе присутствовала Зиновия.

    В 1918 году храм «Спас на водах», как православная церковь, был

 национализирован,а затем ликвидирован, богослужение в нём запретили. Здание

 отдали под «культурные нужды» близлежащему заводу. Бронзовые доски с именами

павших моряков переплавили. В конце марта 1932 года храм был  взорван до

фундамента при С.М. Кирове, фактическом хозяине города Ленинграда. Большевики

обставили это кощунство как большой атеистический праздник.

           В наши дни, в 1980-х годах, общественность города Ленинграда заявила

 о необходимости воссоздания храма-памятника. 27 мая 1998 года, в 93-ю годовщину
 
 Цусимского сражения, на месте храма  произошла закладка часовни. 23 мая 2002

года состоялось торжественное поднятие креста на часовню. В церемонии приняли

участие потомки эмигрировавших из России после революции русских морских

офицеров. 24 мая 2003 года часовня торжественно освящена. После освящения в

часовню были переданы в дар церковные и морские реликвии, хранившиеся в семьях

потомков российских моряков. В настоящее время в часовне регулярно совершаются

панихиды по погибшим.

                22

                НА РАСПУТЬЕ


      Укажи мне, Господи, путь, по которому
     мне идти,ибо к тебе возношу душу мою.
                Псалтирь,142:8


           Осенью 1911 года Зиновия ещё раз посетила приволжский городок.

Родительский дом, отданный в аренду, приходил в упадок. Вокруг него выросла

сорная трава, некогда ухоженные дорожки, увенчанные по бокам цветами, исчезли,

 беседка в саду покосилась – всё было мертво и пустынно. Даже дуб, под широкими

раскидистыми ветвями которого в детстве играла Зиновия с Гришуткой, где

объяснился ей в любви Владимир – приуныл.

          Почти день просидела Зиновия на кладбище. Здесь покоится её дед,

 которого она никогда не видела, и отец, и мать, и дорогие её сердцу бабушки.

Как бы хотела она лечь рядом с ними! Эти мысли приходили к ней, она отгоняла их,

 зная, что это большой грех -  так думать. Оставил её Господь на этой земле,

молилась к нему, чтобы даровал ей благодать разумения, как поступать, что

 делать, как жить дальше.

 Вспомнила некоторые строчки из стихотворения любимого поэта Ивана Бунина «На

распутье»:

                «Жутко мне! Вдали стоят могилы…
                В них былое дремлет вечным сном…
                «Отозвися, ворон чернокрылый!
                Укажи мне путь в краю глухом».


               
         Часть денег, полученных за аренду дома, пожертвовала родному храму,где

крестили её, где прошло венчание с Владимиром. Родительский дом отдала в

бесплатное пользование семье молодого священника, племянника Григория. Перед

отъездом исповедалась, причастилась, получила благословение от постаревшего

 батюшки Николая, отца Григория, и уехала в Петербург.

       В Санкт-Петербурге оформила пособие за погибшего мужа. Всё делала, как во

 сне: ходила по каким-то инстанциям, была на каких-то приёмах, приходили какие-

то люди - одни, чтобы выразить сочувствие, другие – с просьбой оказать

материальную помощь.

     Потеряла Зиновия опору в жизни: ничто не радовало, всё казалось

бессмысленным. Только вера в Господа поддерживала её. Говорят, в народе, что

после смерти одного из супругов, тяжело переживать будет оставшийся супруг

только год. Но поняла Зиновия, что боль с годами не утихнет, сколько бы лет не

прошло, что время не лечит.

      Были попытки сердобольных, хорошо знакомых ей людей, посватать её за

вполне достойных, обеспеченных вдовцов и даже за тех, кто по каким-то причинам

ни разу не был женат. В ответ Зиновия ещё больше замыкалась, стала избегать, с

кем бы то ни было, эти светские встречи.

       Об одном только жалела, что не дал Бог ей сына. Если бы был сын, он не

уехал бы, как дочери, а привёл бы в дом невестку. Зиновия полюбила бы её, как

своё дитя. А невестка в благодарность за сына относилась бы к ней с уважением и

 почтением, а может, и с любовью.  Сидит Зиновия и мечтает: невестка родила бы

внучат, и жили бы все в радости и счастье. Но не дал Бог сына. Вздохнёт

тихонечко и опять погрузится в тяжёлые раздумья.

        Её неудержимо тянуло в Иоанновский монастырь, там находилась почитаемая

не только русским людом, но паломниками со всего света, усыпальница праведника и

 чудотворца Иоанна Кронштадтского. В монастыре Зиновия находила отраду и

 утешение. Часто возникала мысль, может, остаться навсегда в монастыре: все

проблемы разрешились бы, ушли бы скорбь и печаль.  В то же время не отступала от

 неё мысль о необходимости посетить дочерей. Так пришло решение посетить сначала

 старшую дочь Иустину, которая писала матери крайне редко.
 
     Зиновия знала, что Бог не обидел дочь: у неё два сына –

Иван и Лев; три дочери – Василисса, Матрона, Акилина. Все дети названы именами

святых, в день памяти которых они родились. Это радовало, значит, Иустина пришла

 к Богу, от которого она отреклась, особенно, когда познакомилась с

революционером Савелием. Весной 1912 года Зиновия едет к дочери в украинское

 село. Санкт-Петербургский дом, в который 38 лет тому назад привёл её Владимир

 Алейников, где познала и радость, и горе, отдала в бесплатную аренду

благочестивой многодетной семье.

                P.S.

                ИСПРАВЛЕННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ в августе 2023 года