Разгром фокке-вульфов над Одером

Олег Каминский
       В ходе Висло-Одерской операции в январе-феврале 1945 года советские войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов вышли на реку Одер, форсировали её в нескольких местах и захватили важные плацдармы на правом берегу в районах Штейнау, Бреслау, Оппельна и Кюстрина. Хорошо понимая всю грозящую опасность Берлину со стороны плацдармов, гитлеровское командование приказало своим военно-воздушным силам любой ценой уничтожить переправы через Одер, чтобы советские войска не смогли произвести сосредоточение больших сил на плацдармах. Прекрасно понимало это и советское командование. «Не допустить вражеские самолеты к переправам, не дать им сбросить ни одной бомбы на войска», - таким был приказ советским лётчикам-истребителям. В районах переправ завязались ожесточенные воздушные бои…

       Вечером 12 февраля 1945 года в 18 часов 30 минут заместитель командира 176-го полка дважды Герой Советского Союза майор И. Н. Кожедуб в паре с лейтенантом В.А. Громаковским на истребителях Ла-7 вылетели на свободную охоту в район переправ через Одер северо-западнее Кюстрина. В заданном районе они встретили группу 18 штурмовиков ФВ-190, на высоте 350 - 500 метров идущих к переправам. Кожедуб, вызвав по радио две другие пары однополчан, находившихся в воздухе, резко снизился и от земли атаковал немецкую группу сзади, с дистанции 100 метров. Одна очередь, вторая... Один из «фоккеров» задымил и врезался в землю в районе боя западнее Кинитца, на глазах наземных войск. Это вызвало смятение среди немецких лётчиков, и они рассыпались кто куда. От некоторых самолётов стали отрываться бомбы: их пилоты явно запаниковали и поспешили сбросить опасный груз, не дойдя до цели.

       При атаке Кожедубом первого «фоккера», другой вывалился из облачности и попытался зайти ему в хвост. Но его напарник Громаковский был начеку и, отсекая атаку, с дистанции 50 метров поджег ФВ-190 и тот упал у пункта Лечин.

       Вторую атаку Кожедуб произвёл по следующему ФВ-190 с дистанции 100 метров. Вражеский самолет, охваченный густым пламенем, рухнул вниз в 10 - 12 километрах юго - западнее Кинитц. В это время, ведомый обнаружил ниже ещё одного ФВ-190 и сверху сзади атаковал фашистский самолет. После точной очереди Громаковского «фоккер» врезался в землю в 4 километрах западнее Лечин.

       Вскоре к месту боя подошли ещё 4 «лавочкина» 176-го полка: пара капитана С. А. Куманичкина и младшего лейтенанта С.М. Крамаренко, а также пара лейтенанта А. Е. Стеценко и лейтенанта Г. П. Орлова. Но и немецких самолетов стало больше: к первой группе, которую атаковали Кожедуб и Громаковский, подошли другие штурмовики, и теперь в воздухе было уже около 30 «фокке-вульфов».

       Капитан Куманичкин с ходу атаковал противника и на малой высоте сбил ведущего, тот упал западнее Целлина. Другая пара — лейтенант А. Е. Стеценко — лейтенант Г. П. Орлов дружным ударом сбила два ФВ-190. Один из «фоккеров» упал в районе Кляйн-Нойендорфа, другой – западнее Кинитца. К большому огорчению, на выходе из успешной атаки под удар уже горящего «фоккера» неосмотрительно подставил свой «лавочкин» Орлов. Одна из длинных очередей смертельно раненого немца пришлась по «лавочкину», и советский истребитель, вместе с двумя падающими «фокке-вульфами» врезался в землю в 10-12 километрах западнее Кинитца. Отважный летчик, 24-летний лейтенант Г. П. Орлов, одержавший свою последнюю тринадцатую победу, погиб…

       Продолжая бой, Кожедуб преследовал и атаковал третьего ФВ-190 с бомбами. Пытаясь уйти от настырного русского на бреющем полете, немецкий лётчик сбросил бомбы над своей территорией, но всё же был настигнут Кожедубом. С дистанции 30 метров советский ас накрыл «фоккер» точной очередью и самолёт противника упал горящим в 16 километров юго - западнее Кинитц.

       Беспорядочно сбрасывая бомбы, немецкие самолеты стали уходить. Бой длился 25 минут и окончился полной победой советских лётчиков. Потеряв одного истребителя, гвардейцы сбили восемь самолетов противника.
               
       Этот бой проходил на глазах командующего 5-й Ударной армией генерала Н. Э. Берзарина. Он видел, как немецкие лётчики сбросили бомбы на свои же войска, как были сбиты 8 вражеских машин. Восхищённый отвагой наших лётчиков, командующий прислал на имя командира 176-го полка благодарность за помощь, оказанную лётчиками войскам армии: «По мастерству, красоте, спаянности этот бой является триумфом нашей авиации. Поражен отвагой и мастерством лётчиков!».

       Но отличились не только гвардейцы 176-го полка, отличились также летчики истребителей Як-9 из 15-го полка, которые провели такой же блестящий бой, причем примерно в это же время и в этом же районе. Так в 18 часов 41 минуту майор В. И. Сувиров и капитан М. С. Барабанов вместе уничтожили в районе Лечина один ФВ-190, затем в 18 часов 43 минуты каждый из них лично сбил ещё по одному ФВ-190. Майор Л. Н. Слизень в 19 часов 05 минут вогнал в землю ФВ-190 в 4 километрах западнее Целлин. Лейтенант П. Н. Горохов и ещё какой-то летчик тоже сбили по одному ФВ-190. Всего летчики 15-го полка уничтожили в этом бою 6 «фоккеров».

       Любопытно отметить, что кое-какие сведения о разгроме «фокке-вульфов» над Одером удалось найти и в немецких документах. В сводке 6-го Воздушного флота Люфтваффе за 12 февраля 1945 года было отмечено, что 12 Fw 190 из состава I./SG.1 и 24 Fw 190 из состава II./SG.3 вылетали в районе Кинитц - Гросс-Нойендорф с целью бомбардировки и обстрела переправ через Одер и наступающих советских войск. Будучи атакованными русскими истребителями и обстрелянными зенитной артиллерией, несколько пилотов вынуждены были сбросить бомбы, не долетев до цели. При этом штурмовики понесли тяжелые потери: не считая нескольких серьезно поврежденных самолетов, было сбито и полностью уничтожено 5 Fw 190, в том числе I./SG.1 потеряла один самолет, а II./SG.3 – четыре самолета. Один Fw 190 был сбит зенитным огнем, но пилот не пострадал. Зато в воздушном бою было потеряно сразу четыре Fw 190. Одному из летчиков – обер-лейтенанту Хайльке – удалось спастись, а майор Хорст Каубиш, лейтенант Вольфганг Бетцинг и обер-фельдфебель Курт Маттес погибли. Особенно тяжелым ударом для летчиков Люфтваффе стала гибель Каубиша, командира I./SG.1 и кавалера Рыцарского креста с Дубовыми листьями, более тысячи раз бомбившего советские войска…

       Да, война подходила к концу. Отчаянные попытки немцев задержать русские войска на подступах к Берлину провалились, и никакие асы Люфтваффе уже не могли спасти положение. Ещё немного, ещё чуть-чуть и падет Берлин, и взовьются над поверженным Берлином кумачовые флаги, знаменующие победу. Нашу Победу!