Возмездие или воздаяние 5 окончание

Раиса Безродная
                38


                БОЖИЯ МОЛИТВЕННИЦА ЗА СВЯТУЮ РУСЬ


 Блаженны изгнанные за правду,               
 ибо их есть Царство Небесное.
 Евангелие от Матфея,5: 10


 В 1912 году уезжала Зиновия из города

Санкт-Петербург,а приехала весной 1918 года в  город  Петроград.

 19 июля (2 августа н. ст.) 1914 года Германия объявила войну России.

18 августа (31 августа н. ст.) 1914 года в связи с войной  город Санкт-

Петербург был переименован в город Петроград. Такое решение

объяснялось из-за  войны с  Германией и недопустимости в таком случае

 именовать столицу по-немецки.

26 января 1924 года город переименован в город Ленинград.

 6 сентября 1991 года городу возвращено название « Санкт-Петербург».


     Из-за настоящего в стране коллапса железнодорожного сообщения

Зиновия добралась в революционный город Петроград только через два

месяца. Май, полдень. Невский Проспект. Она помнит его в эту пору дня

оживлённым, с громыхающим топотом по мостовой лошадей,

скрежетом трамвайных  линий, неугомонным криком продавцов. Сейчас

её встретила пугающая тишина. С замиранием сердца подошла к своему

дому. У двери дома стояли вооружённые матросы, которые не позволили

ей войти в дом, предложили подождать товарища  Клару. Через

несколько часов к дому подъехала машина и из неё вышла довольно-таки

молодая женщина. Увидев, как вытянулись в струнку стоящие у двери

матросы, Зиновия поняла, что это и есть товарищ Клара. Было ли это

имя, данное при рождении, или так стали её называть в честь Клары

Цеткин – кто его знает. Клара была членом Петроградского совета

народных депутатов. Она не позволила Зиновии войти в дом. На просьбу

взять в доме кое-какие вещи, получила ответ, что все вещи именем

революции переданы трудящимся, а картины и другие ценности тоже

 именем революции отданы народу. Зиновия узнала свои перчатки на

руках «товарища», свою шапочку на её голове, из которой торчали

коротко подстриженные волосы. Клара посоветовала придти через

неделю. Пообещала к тому времени найти для Зиновии какое-нибудь

жильё. Предложила пока поселиться в ночлежке, открытой для

бездомных. Зиновия ничего не ответила, медленно пошла по пустынному

Невскому проспекту. Изредка встречались фигурки, которые быстро

уходили в подворотни, даже кошки и собаки, показавшись, быстро

прошмыгивали внутрь дворов. То и дело проходили вооружённые

матросы и солдаты.

Поздно ночью Зиновия пришла в Иоанновский монастырь. Вместе с

радостью от встречи с игуменьей Ангелиной Зиновия с глубокой скорбью

слушала её рассказ  о происходящих событиях в Петрограде:


  «Октябрьская  революция с её лозунгом равенства и процветания всех

трудящихся оказалась трагическим рубежом в судьбе Петрограда.

Наступило другое время, другая власть: нет Городской думы, нет

градоначальника. 12 марта 1918 года столица России перенесена  из

Петербурга в Москву.  Городские службы почти не работают. В

аварийном состоянии находится канализация,  реки и каналы загрязнены,

повсюду горы мусора. Город перешёл на печное отопление, почти нет

электричества, многие предприятия остановились, трамваи почти

перестали ходить. Разруха поразила даже городской водопровод.

Петербург 1918 года – это город с вопиющей антисанитарией и, как

результат: весной 1918 года город поразила эпидемия сыпного

 тифа, её сменила эпидемия холеры, вслед за ней -  эпидемия гриппа-

испанки и дизентерии. В городе сложилась тяжелейшая

продовольственная ситуация. Люди живут впроголодь, делают  хлеб с

различными примесями – ржаная мука составляет 15 процентов,

лепёшки пекут из картофельных шкурок, испортившиеся продукты не

выбрасывают. Съеденные от голода городские лошади означают не

только отсутствие извозчиков, но и прекращение вывоза нечистот.

Резко возросла преступность. В то же время большевистская

бюрократия безгранично пользуется  своими привилегиями: питается

нормально, захватила самые лучшие дома, квартиры. Со второй

 половины 1918 года в городе активно проводится политика террора:
 
кого-то арестовывают, кого-то расстреливают. С каждым днём

количество населения уменьшается: из  2,5 миллионов на  начало

революции Российской коммунистической партии (большевиков),

стремительно растет, в том числе и в Петрограде. Ряды партии редко

пополняются идейными людьми, большинство руководствуются  личной

выгодой: для получения привилегий, для решения бытовых проблем».


     На вопрос Зиновии знает ли Ангелина что-либо о Царскосельских

лазаретах, игуменья пригласила послушницу Ирину, которая работала

одном из лазаретов Царского Села со дня открытия и до закрытия его. К

великому изумлению и радости Зиновии Ирина работала в лазарете №3,

то-есть в лазарете, где лежал раненый Владимир. К сожалению, Ирина

  ничего не знала о находящихся в лазарете офицерах, потому что

работала в палате больных солдат.
 
    Из рассказа Ирины: «Главой нашего лазарета была прекрасный хирург,

доктор медицинских наук Вера Игнатьевна Гедройц, а ассистировала ей

при операциях хирургическая сестра наша Императрица Александра

Фёдоровна. Я видела Александру Фёдоровну в сереньком костюме и в

белой косынке. Она собственноручно писала письма родным тех больных,
 
которые сами не могли писать. Солдат и офицеров, умерших в лазарете,

хоронили на Царскосельском братском кладбище.

Здесь нашли упокоение более тысячи солдат и офицеров. Александра

Фёдоровна всегда провожала их в последний путь. На кладбище в 1915

году был построен храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя

печали», в этом храм императрица молилась при отпевании погибших и

умерших от ран. В феврале 1917 года царская семья была арестована,

начались аресты и в лазаретах. Обычно вооружённые люди врывались

ночью и выводили на улицу, как медицинских работников, так и

некоторых больных. Был арестован начальник Царскосельского лазарета

№17 полковник Дмитрий Николаевич Ломан. Чтобы избежать ареста,

начальник нашего лазарета   Вера Игнатьевна Гедройц покинула лазарет.
 
 Я  тоже ушла из лазарета».

 
 Зиновия, надеясь хоть что-то узнать о Владимире, посетила вместе с

Ириной здание бывшего лазарета №3 и  Царскосельское братское

кладбище. Она медленно  шла по кладбищу: на некоторых могилках

сохранились кресты, но иногда были видны только могильные холмики.

Около одной из могил увидела пожилых мужчину и женщину. Оказалось,

здесь похоронен их сын. Мужчина рассказал: «Наш  сын получил

начались аресты медицинского персонала. В результате один за другим

умирали раненные. Наш сын умер 10 марта». Во время этого рассказа

женщина безучастно гладила могилку и, вдруг, крикнула: «Убили, ироды,
 
убили батюшку!» На немой вопрос Зиновии мужчина пояснил:

«Моя жена была певчей в храме Екатерининского собора Царского Села.

31 октября 1917 года был зверски убит священнослужитель Иоанн этого собора.

Это  убийство и смерть нашего сына лишили её покоя и разума».
 
Вернувшись в монастырь, Зиновия спросила игуменью Ангелину, знает ли она что

 либо об убийстве священника Иоанна.

Ангелина дала газету «Всероссийский церковно-общественный вестник».
 
Газета стала издаваться с 1 января   1917 года. В газете сообщалось, что

31 октября 1917 года отряды большевиков вступили в Царское Село. В

этот же день был зверски убит священнослужитель Русской

православной церкви, протоиерей, клирик Екатерининского собора

Царского Села Кочуров Иоанн Александрович. В газете сообщалось, как

приверженцы большевистских идей расправились с Иоанном:

 «С гиканьем и улюлюканьем разъярённая толпа повела его к

Царскосельскому аэродрому. Несколько винтовок было поднято на

безоружного пастыря. Выстрел, другой – взмахнув руками, священник

упал ничком на землю, кровь залила рясу. Смерть не была мгновенной. Его

таскали за волосы, и кто-то предлагал кому-то «прикончить его как

собаку».


  Наступила предсказанная пастырем Иоанном Кронштадтским эпоха

«нечестивых правителей».


В монастыре правил бал  его величество голод. Чтобы найти для

голодающего  монастыря продукты, Зиновия едет в « свою деревню». К её

великой радости Бог сохранил её. Председателем сельского Совета стал

бывший прихожанин храма в деревне, искренне поверивший в

справедливость революции, даже ставший большевиком ради счастья

всего трудового народа.   Он недоумевал, почему большевики против Бога,

против Церкви: ведь и Бог, и большевики хотят одного: равенства,

братства, любви. И те, и другие, хотят построить общество любви. Он

был уверен, что  Царство Божие и Коммунизм -  одно и то же. Он верил,

что товарищи заблуждаются в отношении Бога. Бог – это хорошо и

коммунизм – хорошо. Придёт время, и товарищи всё поймут.

  Но чтобы не было соблазна, в храме поместил сельсовет, только крест

и колокольню убрал в надёжное место, иконы разрешил забрать прихожанам.

  Батюшку Кирилла не выгнал и школу оставил. Вместо Закона Божиего батюшке и

матушке вменил в обязанность учить детей серьёзным наукам: математике, физике,

естествознанию и другим, что позволило батюшке тайно крестить детей и даже

венчать. В селе давно уже не было ни одного человека, который бы не умел читать

 и писать. Зиновия осталась жить в селе, лечила людей, за это ей приносили, кто

 яйцо, кто кулечек муки.  Она всё складывала, а в воскресный день шла в

монастырь, чтобы хоть немного поддержать голодающих монахинь.

   Введённая большевистским правительством  политика военного коммунизма, в селе

 в полной мере не осуществлялась: умел председатель выкручиваться. Политика

военного коммунизма привела  к 1921 году к невиданному по размаху голоду по всей

 стране. В эти голодные годы председатель сельсовета вместе с батюшкой  убедили

 людей оказывать друг другу помощь. Сельчане  сообща обрабатывали землю,

 делились семенами. Всем миром помогали исправляться нерадивым лентяям. В селе

 не было пьяниц, дебоширов, даже малейшие раздоры в семье предавались гласности

на сельском сходе. Голод обошёл село стороной. Переход в 1921 году к новой

экономической политике (НЭП) привёл к ещё большему процветанию всех жителей 

села, а не отдельных семей, поэтому, когда начали сворачивать НЭП и переходить,

по сути, к политике военного коммунизма, но в более изощренной форме, село было

 готово к ведению коллективного хозяйства. Председатель сельского совета был

единодушно избран председателем колхоза.
 
Со дня приезда в 1918 году и до 1927 года Зиновия жила в селе. Это давало

возможность продуктами помогать Иоанновскому монастырю. Но над монастырём

сгущались тучи. Сёстры Иоанновской обители прошли через гонения и испытания.

Пятого сентября 1918 года было принято Постановление Совета народных комиссаров

 «О красном терроре». В этом же месяце чекисты схватили пять монахинь монастыря.

 Их зверски расстреляли после издевательств в монастырском саду. В дни террора

был расстрелян начальник Царскосельского лазарета №17, Дмитрий Николаевич

 Ломан. В 1919 году святая  обитель была обращена большевиками в трудовую

коммуну. Монастырские здания в 1923 году были отобраны властями и переданы

мелиоративному техникуму. Инокиням  и послушникам обители (около 200 человек)

 было предписано в двухнедельный срок покинуть монастырь, начались аресты.

 Некоторые из них были приговорены к ссылке  в Казахстан. Большинство сестёр

обители, скрываясь от преследований, расселились по разным адресам небольшими

общинками. Некоторые из них благодаря заботам  Зиновии нашли убежище в селе. В

эти безбожные годы, в скорбях и лишениях, монашескую общину, изгнанную из родной

 обители, по-прежнему окормляла принявшая схиму духовная дочь Кронштадтского

пастыря Иоанна Ангелина. Каждая встреча Зиновии с Ангелиной укрепляла духовные

силы. Долгие годы Ангелина находилась под следствием и скончалась незадолго до

того, как её должны были арестовать, 8 февраля 1927 года.

   Февральская революция 1917 года трагически отразилась на судьбе каждого

человека Российской империи, в том числе на судьбе офицеров морского флота

России.  Им пришлось выбирать, на чьей стороне сражаться за свои идеалы. Одни

выбрали сторону советской власти, но многие, в том числе и Георгий Невский,
 
 остались верными присяге Императору и вынуждены были эмигрировать.

 Георгий покинул родное Отечество и уехал в Харбин с детьми и женой Феодорой,

дочерью Зиновии. Зиновия узнала об этом от матроса Ильи, который служил на

крейсере «Россия», с уважением относился к Георгию.  Перед эмиграцией Георгий

попросил Илью  разыскать Зиновию и рассказал обо всём,  что произошло с семьёй

её дочери. Мечта Зиновии добраться до Владивостока, чтобы встретиться с дочерью,

 внуками, не осуществилась.

После кончины матушки Ангелины Зиновия покинула Петроград и до 1931 года

посещала  святые места, места особого Божьего присутствия, особенного проявления

 Божией благодати.
 
                39

                ЭПИЛОГ

     Блаженны вы, когда будут               
     поносить вас и гнать
     и всячески злословить за Меня.
     Радуйтесь и веселитесь, ибо
     велика награда ваша на небесах…
        Евангелие от Матфея, 5: 11-12


Поздней осенью 1931 года Зиновия прибыла в свой

родной приволжский городок. Храм осквернён.

Старый священник Николай Пригожин, крестивший Зиновию,

венчавший с Владимиром,отпевавший усопших дорогих ей

                людей, жил в старом  покосившемся домике, который когда-то был сторожкой

при кладбище. Матушка его преставилась,Слава Богу, до этих дьявольских времён.

 Сыновей и племянников, а все они были то ли иереями, то ли дьяконами, почти

всех вместе с жёнами и детьми арестовали, как реакционеров и черносотенцев, и

вывезли в лагеря Сибири или на Соловки.

Монастырь, где был игуменом Григорий, сожгли, некоторых монахов выслали,

некоторые, в том числе Григорий, находились в розыске. Старого священника

Николая после издевательств выгнали из родного дома, правда, не отправили в

лагеря, говоря, что он сам подохнет. В доме родителей Зиновии обосновался

городской совет. Придя на кладбище, она обнаружила, что все кресты разрублены,

разбросаны  -  дьявол устроил настоящую вакханалию. Батюшка Николай был

несказанно рад встрече с Зиновией.

     Весна 1932 года ознаменовалась невиданным доселе голодом. Уничтожение Нэпа,

 возвращение к политике военного коммунизма, привело к уничтожению ставших на

ноги работящих крестьян, трудолюбивых горожан. Всё это делалось под предлогом

борьбы с кулаками. Повторилось то, что предшествовало голоду 1921-1923 годов. У

людей не было семян для посева, не было желания работать. Почти всё

произведённое в селе, или сделанное тружениками города, грубо изымалось.

       И опять, как возмездие, огромные территории страны охватила засуха.

 Весной этого же, 1932 года, приняла Зиновия роды у трёх женщин: у всех

 родились девочки и у всех это был третий ребёнок. Зиновия по-прежнему оказывала

 помощь больным. Кто мог, платил продуктами: то ли несколько картошин, то ли

свеколку, то ли щепотку крупы, муки. Зиновия почти всё это складывала и уносила

роженицам. Каждого ребёнка готовили к крещению, которое тайно совершал в

прикладбищенской сторожке батюшка Николай. Две матери в назначенное время

принесли для крещения своих малюток, а третья что-то замешкалась.

      После крещения двух девочек Зиновия отправилась в дом к третьей роженице.

 Постучав, открыла дверь и почувствовала резкий сладковото-приторный запах. За

столом сидел пятилетний мальчик и трёхлетняя девочка, дети Марии, так звали

роженицу. Вдруг Мария упала на колени, обняла ноги Зиновии и истошно заголосила:

 «Матушка! Прости меня грешную!»  Ничего не понимающие дети смотрели на

обезумевшую мать, обглатывая косточки, а в углу перед образом Богоматери тускло

горела лампадка.

       Зиновия вышла из дома, пришла в сторожку и слегла. Слов рассказать

батюшке Николаю о том, что случилось, не было -  это было выше её сил. Князь

мира сего делал своё дело: праздновал, куражился. Больше Зиновия не поднялась.

Некогда чёрные, как смоль, волосы стали не просто седыми, а, как лунь, белыми.
 
       Батюшка Николай охал, молился Отцу Небесному, говоря, что негоже ему

хоронить Зиновию, просил, чтобы она похоронила его. А она нежно смотрела на

него, успокаивала, вскоре перестала пить даже воду. Тихо- тихо стала произносить

 слова из Евангелия от Луки: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой».

     Вдруг кто-то тихонечко постучал в крошечное окошко, потом скрипнула дверь –

 на пороге стоял в монашеском одеянии Григорий. Он подошёл к отцу, нежно обнял

его. Сел на краешек лавки, где лежала Зиновия, взял её руки в свои и нежно-

нежно поцеловал. «Мне прошлой ночью было видение, что ты здесь и что ты...» И

всё повторилось. Григорий, держа руки Зиновии в своих руках, прочитал, вернее,

произнёс отходную молитву, которую знал наизусть.
 
       Нет на свете таких слов, чтобы описать благоговейное отношение друг к

другу, благодарность Господу за «безболезненную и непостыдную кончину». Григорий

 закрыл дорогие, самые родные глаза на свете, глаза Зиновии. Батюшка Николай

стал читать Последование по исходе души от тела, потом Псалтирь. Григорий всю

оставшуюся, после успения Зиновии, ночь копал могилу.  Утром через весь город

открыто пошёл к гробовщику, купил гроб, крест.

         Подходя к сторожке, увидел «товарищей». На просьбу похоронить усопшую,

один из «товарищей», видимо, слышавший раннее слова из Евангелия, издевательски

произнёс: «Ты же поп, так и слова такие должен знать: «Предоставь мёртвым

 хоронить своих мертвецов». А ты нам, контра, живой нужен, мы тебя, паскуда,

долго искали». Как арестанта, привели в кабинет председателя городского совета.

 Это был когда-то кабинет Арсения, отца Зиновии.

   Грузный председатель, прищурясь, долго разглядывал Григория, наконец,

 разрешил похоронить Зиновию. Но не на третий день, а сразу. Узнал Григорий в

председателе совета сына когда-то крупного в городе ростовщика. В детстве часто

 с ним дрался Григорий из-за злобы, зависти со стороны тогда толстого мальчишки.

 Вернулся Григорий в сопровождении охранников в сторожку, услышал тихий голос

отца: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой». Охранники стояли у двери, Григорий

закрыл немигающие глаза отцу своему. Скорбь охватила душу, что некому читать

каноны, Псалтирь, некому посидеть у тел дорогих людей: ему необходимо рыть

могилу для отца.

  Во дворе послышались голоса, открылась дверь. В комнату вошёл младший сын

батюшки Николая, брат Григория, которому удалось избежать ареста. Один из

 «товарищей» побежал донести, что ещё один поп пришел и даже сам, и, наверное,

 беглый. После похорон под усиленным конвоем отправлен был Григорий вместе со

своим младшим братом Андреем в областной совет.  Никаких сведений о Григории и о

 братьях его, сёстрах нет, может, как многих, сразу расстреляли, как

черносотенцев, может, отправили по этапу в какие-то лагеря.

Упокой, Господи, души усопших Твоих верных чад!

 
                ИСТОРИЧЕСКАЯ  СПРАВКА

В1916 году насчитывалось 360 тысяч священников, в 1919 – 40 000.

В 1916 году было 55 тысяч 173 православных церквей, в 1919 – 7500.

В 1916 году было 1 250 монастырей, в 1919 – 16.

В 1916 году было 25 000 православных часовен,  в 1919 – ни одной.

    Но Господь не оставил Свою Церковь: Божий Дух носится, подобно птице, над

гнездом Своих птенцов, чтобы их питать, защищать, укреплять. Лишь за последние

20 лет в России из пепла возродились изувеченные святыни: число православных

храмов увеличилось в четыре раза, а монастырей - почти в сорок, канонизировано

более 1700 Святых.
 
                К 2019 году в России насчитывалось:
 
                38 649 православных храмов,

                39 414 священников,
    
                4 640 диаконов,  970 монастырей,
 
 при храмах действует 40 тысяч бесплатных воскресных школ для взрослых и детей.
 
В настоящее время с каждым днём открываются новые храмы, монастыри, часовни.

 И вновь в сердце каждого православного христианина звучат слова из Евангелия от

 Матфея: «Я с вами во все дни до скончания века». Христос оставил миру не только

 Своё учение и Благодатные Дары (таинства), но, прежде всего, Самого Себя,

 всегда пребывая с любящими Его.

Выражаю признательность за моральную поддержку, непосредственное участие в

выходе книги:

Волошиной Ирине Дмитриевне,
 
Протоирею Вячеславу Шилюку,

Протоирею Василию Шанину,

Иерею Алексею Михалику,
 
Галицкой Валентине Леонидовне,

Климовой Татьяне Владимировне,

Бережному Анатолию Семёновичу,

Смакову Филиппу,

Мусику Валерию,

Каравановой Елене,

Ченцовым Игорю и Светлане,

Смакову  Руслану,

Прихожанке Светлане храма св. Иоанна Златоустого города Ялты. 

     Все даты, в том числе и церковных праздников, в романе приведены по старому

 Юлианскому календарю до 31 января 1918 года. В России, находящейся под

контролем Советской власти,  24 января 1918 года Совнарком принял Декрет о

введении Григорианского календаря «в целях установления в России одинакового

почти со всеми культурными народами исчисления времени». 26 января он был

 подписан Ульяновым. Согласно Декрету после 31 января наступило не 1 февраля, а

14 февраля.

 Даты непереходящих православных праздников по новому стилю:

7 января – Рождество Христово

19 января – Крещение Господне (Богоявление)

15 февраля – Сретение Господне

7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы

19 августа – Преображение Господне

28 августа – Успение Пресвятой Богородицы

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы

27 сентября – Воздвижение Креста Господня

4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы

                Великие праздники:

14 января – Обрезание Господне и память святителя Василия Великого

7 июля – Рождество Иоанна Предтечи

12 июля – День святых первоверховных Петра и Павла

11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи

14 октября – Покров Пресвятой Богородицы

      P.S.

               ИСПРАВЛЕННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ в августе 2023 года