Как заграница белым не помогала

Игорь Семенников
   Как раньше  так и сейчас противники белогвардейцев утверждали, что им, белогвардейцам, щедро помогала заграница, что привело к затягиванию гражданской войны. Помогала оружием и боеприпасами, обмундированием и продовольствием и просто деньгами.  Сами же белогвардейцы, в принципе не отрицая этого факта, говорили, что  помощь эта была недостаточной, небескорыстной и вообще «Запад нас предал».  Сторонники же белогвардейцев в более поздние времена и особенно сейчас  заявляют, что вроде и помощи-то никакой не было, а если что и было, так по мелочам. В доказательство приводят  якобы воспоминания  каких-то  белых, кто на фронте воевал в сапогах без подметок, в рваной шинели и с одной обоймой патронов на винтовку.
     Здесь ,похоже,  имеет место тот случай, когда истина посередине. Когда красные  объявляли о наличии у белых заграничного оружия и амуниции, количественно измеряемого сотнями тысяч единиц, они говорили правду. Когда белые фронтовики жаловались, что они не видели ничего такого, они…тоже говорят правду.
   Как это выглядело в реальности можно узнать например из воспоминаний  Л.А.Краснопольского, в гражданскую воевавшего в рядах 27-й Омской стрелковой дивизии 5–й Красной Армии.  При подходе к Новониколаевску (совр. Новосибирск) красные захватили орудия  белой батареи. Орудия оказались новейшими английскими пушками  незнакомой еще системы.  Изучили их быстро : «заставили пленных, пока еще тех не отправили в штаб полка, показать нам хотя бы наскоро, что к чему». Это были орудия ОДНОЙ батареи. А по мере продвижения дальше красные обнаруживали, что у белых «…в тылу — от ст. Каргата и до самого Новониколаевска стояли десятки эшелонов, застывших без топлива…
    Нескончаемая лента перемешанных между собой теплушек, платформ, товарных и классных вагонов — все это наглядно показывало развал колчаковского режима.
    Вот платформы, груженные новенькими английскими пушками, на которых застыла еще заводская смазка. Дальше — вагон со снарядами, патронами, винтовками. Еще дальше украденные колчаковцами с уральских заводов станки. А там пошли вагоны с крупой, сахаром, мукой, готовым платьем, мехами, валенками, мебелью и колчаковскими деньгами…»
   А в занятом Новониколаевске «Захваченные нами трофеи трудно и подсчитать: более 200 орудий, в том числе вся тяжелая артиллерия Колчака, 2 бронепоезда, 5 броневиков, около 1000 пулеметов, более 50000 винтовок, 5 миллионов патронов и 3 миллиона снарядов. Были также захвачены все интендантские артиллерийские и инженерные склады фронта, огромное количество разного имущества. К большой радости, досталось нам и значительное количество медикаментов. Эти трофеи для нас представляли огромную ценность: начиналась эпидемия сыпного тифа, оставленная колчаковцами».
   Любопытно получается: на фронте у белых воюет одна батарея, т.е не больше 8 орудий, а в тылу на платформах мирно их стоят десятки, а то и сотни новеньких, в заводской смазке.  Белую армию косит тиф (заболеваемость в частях достигала 100%), а   «значительное количество медикаментов»  лежат на складах. Краснопольский не сказал, сколько снарядов имелось в этой батарее, вполне может быть, что по три штуки на ствол. С них станется. Так какие претензии к Западу, он действительно снабжал белую армию тем, что нужно для войны и снабжал щедро! Кто виноват, что это не помогло?
   И ведь это вовсе не что-то уникальное, вызванное спецификой гражданской, отличающейся от «обычных» войн, войны.  Во время первой мировой наблюдалась подобная же картина: армия на фронте задыхалась без снарядов, а снаряды, лежащие в тылу на складах при отправке на фронт… попадали на другой склад.
   На основании вышеизложенного вопрос: что представляли собой царские генералы как специалисты в своем деле и какая судьба ждала Россию в случае победы белых, даже при наличии помощи из-за границы?