Старый долг. Часть 2

Дмитрий Ков-Фёдоров
Часть 2.

***

     Заговорили они только дома.
— Игорь, скажи, как это могло произойти? Я ничего не видела.
— Я тоже. Эту бабулю закрывала газель.
— Слушай, мне, кажется, мы всё-таки должны были ей помочь.
— Ей, к сожалению, уже никто помочь не смог бы… Я не нащупал у нее пульса.
— Ты уверен?
— Конечно. После такого удара… На вид ей лет восемьдесят.
     Зинаида тяжело вздохнула.
— И всё равно жалко. Скажи, а что обычно делают в таких случаях?
— Не знаю, — пожал плечами Игорь. — Наверное, вызывают скорую, милицию, но ты же понимаешь — в этом случае нас сразу бы и арестовали. Машину — на штрафстоянку, нас — в обезьянник, а так, есть маленькая надежда — вдруг пронесет…       

     Но, не пронесло. Следователь, работающий на месте происшествия, остановил ту же самую газель, которая и спровоцировала аварию. Паренек возвращался обратно, после того как отвез груз по назначению. На вопрос инспектора, не видел ли он..., водитель с готовностью ответил:
— Конечно, видел, но издали. Черный джип, несся как угорелый. Номеров не заметил. Куда направлялся? Знамо куда. Дорога-то одна. В коттеджный  поселок.

     Через четверть часа опер уже беседовал с охранником, дежурившим у шлагбаума.
— Черный джип? Да, проезжал. Кто хозяин? Знаю — Журавлев Игорь. Адрес? Пожалуйста.
     Когда в доме раздался настойчивый звонок, и Игорь нажал кнопку домофона, он уже знал, что пришли по его душу.
— Откройте, милиция.

     Зинаида играла с Артемкой, Игорь подошел к ней белый как мумия.
— Это полностью моя вина, — сказал он, качая головой. — И не спорь. Я не имел права доверять тебе руль в такую погоду.
— Но, ведь я сама…
— Пойми, ребенку нужна мать. Один я с ним не справлюсь.
     Мальчишка смотрел на родителей, открыв рот. Казалось, даже он понимал, что в их дом постучалась беда.
— Игорь, подожди, как же так?
— Запомни, за рулем сидел я.
     Возразить Зинаида не успела, в доме появился следователь.
— Журавлев Игорь э…
— Игорь Павлович.
—Инспектор ГАИ Коршунов. Выясняю обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, здесь, неподалеку. Следы привели к вам. Машину осматривать будем?
     Игорь обреченно вздохнул.
— А зачем, если и так всё ясно.
— Вот это правильно. Значит, признаете?
— А куда деваться? Вы же всё равно докопаетесь.
— Вот здесь я с вами полностью согласен. Зачем тратить время на препирательства, изворачиваться, лгать. Есть свидетели, которые вас видели.
— Интересно, кто?
— Водитель газели.
— Между прочим, это он виноват.
— Хорошо. Изложите всё в письменном виде, и я пойду.
     Игорь подумал что ослышался.
— Вы меня не арестуете?
— Боже упаси. Завтра с утра сами явитесь в отделение. Запомните, это в ваших же интересах. Попробуем оформить вам явку с повинной.  — Инспектор неожиданно рассмеялся. — Скажу честно, приятно иметь дело с порядочными людьми. Чаем напоите?
— О чем разговор? Пройдемте на кухню.

      Этой ночью ни Игорь, ни Зинаида не сомкнули глаз. Им так много надо было сказать друг другу, что заметив, как за окном стало светать, они просто не поверили своим глазам. В город отправились вместе на утреннем автобусе. Перед входом в отделение милиции прощались так, будто расстаются на всю оставшуюся жизнь, однако не прошло и двух часов, как Игорь появился в магазине.
— Отпустили под подписку о невыезде, до суда, — ответил он на вопросительный взгляд жены. — Сейчас надо заняться поисками адвоката. Следователь сказал, что если повезет, дадут два, от силы — три года, а если повезет крупно, то срок будет условным.

      То же самое сказал адвокат, после того как изучил дело. Зинаида сначала буквально прыгала от радости, потом начала успокаиваться, но… Игорю опять не повезло. У одинокой восьмидесятитрехлетней женщины, той, что погибла, перебегая дорогу в неположенном месте, неожиданно отыскался внук. Убежденный защитник угнетенных и униженных, противник любой частной собственности, он развел такую кампанию вокруг гибели своей любимой бабушки, которую, кстати, не навещал много лет, что Игорь просто не знал, куда деваться от его постоянных звонков, с угрозами засадить «обнаглевшего лихача» на долгие годы.

      В доме стали появляться корреспонденты — милые девушки. Они улыбались, задавали вопросы и, хотя Игорь честно рассказывал, как всё произошло, в статьях, которые он читал, потом его выставляли в самом неприглядном свете. Не удивительно, что на суде присяжные заседатели, в основном пенсионеры, смотрели на него как на монстра, для которого жизнь пожилого человека ничего не значит. И, несмотря на все аргументы адвоката, подсудимый получил на полную катушку — восемь лет колонии общего режима.

      Зинаида сдерживала слезы из последних сил, ведь оставалась еще надежда на апелляционный суд. Однако и там Игорю припомнили все его грехи — ехал с превышением скорости, о чем свидетельствовал тормозной путь; помощь пострадавшей не оказал, хотя ее, вероятно, еще можно было спасти; с места преступления скрылся; врачей не вызвал, милицию не вызвал…
— Приговор оставить в силе! 
     Проводив взглядом судью, Игорь уставился на адвоката.
— А что я мог сделать? — спросил мужчина, собирая документы. — Сами видите, всё сложилось не в вашу пользу. Уверяю вас, если бы не общественный резонанс…

     Прощаясь с женой, Игорь спешил дать ей последние наставления:
— Маме ни о чем не говори. Пусть она остается в неведении, как можно дольше. И, вообще, присматривай за ней.
— Игорь, я ничего не понимаю, за что такой большой срок? Как ты теперь будешь там, один, ведь это я, я должна быть на твоем месте.
— За наш бизнес я не беспокоюсь. Уверен, ты справишься. Поцелуй за меня Артема, передай, что я очень его люблю.
— Игорь, я буду к тебе приезжать. Буду приезжать, как только смогу. Игорь, Игорь…

     Она смотрела вслед страшному автомобилю с решетками на окнах, в котором увозили ее мужа и никак не мола поверить, что всё это происходит наяву. Казалось вот сейчас, сейчас невидимый режиссёр крикнет: «Стоп, снято», машина остановится, Игорь выйдет, и они вместе отправятся домой, однако, домой Зине пришлось  возвращаться в одиночестве.

***
     Несколько дней она находилась в полной прострации. В магазине появлялась лишь на пару часов, отдавала необходимые распоряжения и уезжала.
Дома все время лежала, и даже Артемка старался к ней не приставать. Что-то ему, видимо, подсказывало, что маме сейчас плохо и трогать ее нельзя. К реальности Зинаиду возвратила Жанна Витальевна.

     Узнав от одной из подруг, которая имела привычку читать газеты, что Игорь попал в беду, и что его к тому же уже осудили, женщина кинулась в невестке.
— Где мой сын? — кричала она так, что в окнах звенели стекла. — Что ты с ним сделала? Змея подколодная!
— Произошло несчастье, — пыталась урезонить ее Зинаида.
— Несчастье? Да, несчастье, и заключается оно в том, что он женился на тебе, клуша деревенская.
— Жанна Витальевна, успокойтесь. В этой аварии Игорь не виноват.
— Конечно, не виноват. Он, небось, на тебя любовался, на женушку свою разлюбезную. Ну, просто глаз оторвать не мог, от такой красоты неземной, вместо того чтобы за дорогой следить. Вот и сбил человека.

       Зинаида не спорила, понимая, что говорить правду женщине нельзя. Если она узнает, кто на самом деле был за рулем во время аварии, даже страшно представить, что произойдет. Она камня на камне не оставит, пойдет по всем инстанциям, доказывая, что ее сына осудили несправедливо и в конце концов добьется того, что осудят ее, Зинаиду.
— Говорила я ему, дураку,  — не унималась свекровь, — ты на ком собрался жениться, это ж курам на смех… Приехала не пойми откуда, без роду, без племени, и уже пристроилась. Муженька за решетку спровадила, слуг себе наняла. Поглядите-ка на нее — барыня. Я с тебя спесь быстро собью! Я тебе устрою сладкую жизнь! Будешь к мужу каждую неделю ездить. Будешь передачи возить, пока срок его не кончится. Я тебе… Ты у меня…

     В течение многих месяцев Жанна Витальевна не могла успокоиться. Она периодически звонила ненавистной невестке и кричала, кричала, кричала, угрожая, обвиняя, оскорбляя. И Зинаида была вынуждена всё это выслушивать, потому, что стоило ей бросить трубку, как женщина тут же приезжала и кричала еще громче.
      
     Дела в бизнесе тоже шли не самым лучшим образом. И всё же Зинаида не опускала руки. Она старалась выстроить работу магазина, так, как обучал ее Игорь: налаживала связи, с кем-то старалась подружиться, с кем-то ругалась, и, как только в делах наметилась передышка, Зина решила съездить к мужу.

     Она не ожидала, что дорога окажется такой сложной и займет почти два дня. Поезд, в далекий удмурдский городок тащился почти сутки. Автобуса пришлось ждать четыре часа, потом еще столько же трястись по ужасным дорогам. На пропускном пункте — долгая, утомительная проверка документов, ожидание в мрачной комнате для свиданий и все это ради пятнадцатиминутного разговора за столом.

     Когда Игоря ввели в помещение, Зина его просто не узнала. В серой грубой робе, в несуразной кепочке, одетой на голову, стриженную под «ноль», с серым усталым лицом и провалившимися глазами, Игорь, казалось, постарел сразу лет на пять. Зинаида и сама выглядела не лучшим образом. Темные круги под глазами, кое-как наложенный макияж, потухший взгляд. Они долго молчали, изучая друг друга, потом Зина спросила:
— Ну, как ты, расскажи, как поживаешь?
— Рассказывать нечего, — ответил Игорь каким-то чужим голосом. — Мотаю срок. А как ты?
— Без тебя трудно, но я стараюсь. Артемка подрастает, спрашивает, когда придет папа? Я отвечаю — он на работе, очень занят.
     При этих словах на губах мужчины появилось подобие улыбки.
— Когда я освобожусь, он уже будет совсем большой. Придется нам заново знакомиться.
— Подожди. Зачем загадывать. Тебя могут выпустить досрочно. За хорошее поведение.
— Знаешь, — усмехнулся Игорь, — здесь все только на это и рассчитывают, а вот на волю выходят единицы.
— Но ведь и ты можешь попасть в их число.
— Ладно, не будем об этом. Расскажи, как мама?
     Зинаида боялась этого вопроса, поэтому ответила неопределенно:
— Все в порядке. Иногда приезжает, играет с внуком. Мы с ней чай пьём, много беседуем.
— Странно. Она мне пишет совсем о другом.
— И о чем же?
— Жалуется. Говорит, что ты совсем ее не уважаешь. Не хочешь говорить по телефону, а когда она приезжает, запираешься в комнате и даже не выходишь.
— Подожди Игорь, всё не так. Всё совсем не так. Понимаешь, она во всём винит меня, говорит, что это я виновна в той аварии.
— Скажи Зина, а разве не ты сбила ту старуху?
— Но…
     Девушка осеклась, не зная, что возразить.
— Так что же ты возмущаешься? Материнское сердце — оно всё чувствует.
— Но, Игорь, ты же сам решил взять вину на себя.
— Да, решил. А вот теперь думаю, что поторопился.

     Несколько секунд Зинаида не могла произнести ни слова. Раньше Игорь никогда ее ни в чем не упрекал. И вот теперь напротив нее сидит человек, во взгляде которого она не находит и намека на прежнюю любовь. Удивительно, как быстро неволя меняет людей.
— Игорь, ну что с тобой?
     Она попыталась взять его за руку, но не успела.
— Свидание окончено, — заявил конвоир.
     Игорь поднялся.
— Поцелуй от меня Артема, и постарайся относиться к моей матери с уважением.
    Он ушел, даже не обернувшись. Зинаиду душили слезы. Не таким она представляла долгожданное свидание с мужем.

     А дома ее ждал новый сюрприз. Как только она открыла дверь, вместо сынишки, который всегда радостно кидался ей на встречу, Зинаида увидела растерянное лицо Антонины Сергеевны.
— Здравствуйте, — произнесла женщина дрожащим голосом. — Не знаю, правильно ли я сделала, но Артема мне пришлось отдать Жанне Витальевне.
— Как отдать?
— Она несколько раз звонила, просила подозвать вас к телефону, потом приехала, собрала Артема и увезла.
— Что, просто так, молча, собрала и увезла?
— Ворчала, как всегда. Говорила что-то про материнский долг. Про воспитание.
— Ты объяснила ей, почему меня нет. Сказала, куда я уехала?
— Она меня не слушала. Сказала коротко: «Вы уволены».

     Зинаида подошла к телефону, подняла трубку, стала нервно набирать номер свекрови. Её терпению, кажется, пришел конец.
— Жанна Витальевна, — прокричала она в трубку. — Вы, почему забрали моего сына?
— Ах, объявилась наконец-то, и где, позволь узнать, тебе носило четыре дня?
— Я ездила к Игорю.
— Ага, к Игорю. Ничего смешнее придумать не могла?
— Я вас не понимаю.
— Тут и понимать нечего. Отправила мужа за решетку, а сама хвостом крутить?
— Каким хвостом, что вы несете? Артем с вами?
— Конечно, со мной. С кем же он еще должен находиться? С гулящей мамашей? Я Игорю уже написала обо всех твоих похождениях. Тебя давно пора лишить родительских прав, шалава гулящая.
      В трубке послышались короткие гудки. Внутри у Зинаиды всё кипело. Она вновь набрала тот же номер, но Жанна Витальевна к телефону уже не подходила. А когда включился автоответчик, девушка не смогла сдержать своих эмоций.
 
— Послушай меня внимательно, старая карга, ты мне уже все нервы вымотала! Я сейчас приеду за сыном, и если ты не откроешь мне дверь, — учти, я ее выломаю собственными руками. Я заявлю на тебя в милицию, в прокуратуру. Пусть тебя отправят туда…, поближе к твоему сыночку.
      Бросив трубку, Зина несколько минут тяжело дышала, потом развернулась и, не смотря на чудовищную усталость, отправилась за Артемом.

***
      Как и следовало ожидать, дверь ей никто не открыл. Зина долго звонила, стучала, пока из соседней квартиры не выглянула испуганная соседка.
— Жанночку увезли на скорой помощи, — сообщила она. — Где-то, час назад.
— А что с ней случилось?
— Не знаю. Её выносили на носилках.
— Скажите, а мальчик…, Артем?
— Его, кажется, забрали вместе с ней.
— А в какую больницу?
— Понятия не имею.

      Зинаида объездила весь город, прежде чем отыскала Артема. Он сидел в приемном покое, одной из больниц. Маленький, испуганный, несчастный... Увидев маму, он долго моргал, не веря своим глазам, потом бросился к ней, прыгнул на ручки, обнял за шею, заплакал.
— Где вас носит, мамаша? — Женщина в белом халате, смотрела исподлобья. — У нас здесь больница, а не детский садик.
— Мой сын находился с бабушкой, кстати, что с ней?
— Фамилия?
— Журавлева Жанна Витальевна.
      Открыв книгу приема, женщина сообщила:
— Есть такая, поступила с подозрением на сердечный приступ, но к счастью, диагноз не подтвердился. Обычное возрастное переутомление. Ей вкололи успокоительное, сейчас она отдыхает.
— Переутомилась…
— Представьте себе, — прошипела женщина. — Детей, мамаша, рожают, чтобы воспитывать, а не подкидывать бабушкам.
     «Понятно, — подумала Зина. — Уже и здесь успела всем доложить, какая я «замечательная» мать»
    
      На следующий день, несмотря на все обиды, Зинаида всё же отправилась в больницу. Ей хотелось извиниться перед свекровью за те слова, которые она наговорила на автоответчик, ну, а потом, если получится, рассказать о своей поездке к Игорю. Однако Жанна Витальевна уже успела выписаться.
— Еще утром уехала, — сказала женщина в регистратуре, проверив списки. — Давление в норме, температура нормальная, состояние удовлетворительное. Причин держать ее здесь — нет.

     «А чему я удивляюсь, — рассуждала Зина, на обратном пути. — Ведь понятно, что сердечный приступ свекровь разыграла. Зачем? Чтобы написать сыну, до чего ее, бедненькую, довела несносная невестка, у которой на уме только одни мужики. Ну и пусть. А я ему тоже напишу. Расскажу всё — и о звонках, и о визитах, и об оскорблениях. Хотя… Мне он вряд ли поверит. Он поверит своей матери. Ещё бы, — родная кровь, а я кто…?  Просто жена…, сегодня — одна, завтра — другая, потом — третья».

     И всё же она ему написала. Правда жаловаться на свекровь не решилась. Писала, в основном, о сыне, о работе, о проблемах, связанных с магазином. Обещала приехать, как только будет возможность. Однако письмо Игорь даже не читал. Так, пробежал глазами, скомкал и выбросил. И всё потому, что двумя днями ранее, он получил послание от матери: небольшую бандероль с письмом на трех листах. Жанна Витальевна описывала не только все похождения неверной жены, но и  издевательства, из-за которых она, ни много, ни мало, попала в реанимацию и несколько дней находилась на грани жизни и смерти. А в подтверждении своих слов женщина отправила сыну маленькую кассету из автоответчика с голосом его жены.
 
      Вот только Зина об этом ничего не знала. Она с надеждой ждала от Игоря ответа, искренне не понимая, почему тот не пишет ей вот уже три месяца, а странное поведение Жаны Витальевны, которая вдруг перестала звонить и затаилась, расценила по своему — женщина перебесилась.

***
      В середине лета город опустел. Все потенциальные клиенты магазина, отправились на курорты, и у Зинаиды появилась возможность наконец-то навестить Игоря. К тому же она по нему действительно очень соскучилась. Даже иногда, просыпаясь ночами, она подолгу смотрела перед собой и все пыталась понять — почему рядом с ней нет ее любимого мужчины.

      В теплое время года, дорога показалась ей не такой уж и утомительной, как в прошлый раз. К этой поездке она хорошо подготовилась — накупила две сумки продуктов, захватила и несколько бутылок дорогой водки, чтобы задобрить начальство.
      И, тем не менее, одного алкоголя оказалось недостаточно. Пришлось еще давать «на лапу». Зато свидание с мужем, на этот раз, обещало стать незабываемым.

      Зинаиду проводили в отдельную комнату, оставили одну. Сказали, что у них с мужем в распоряжение будет один час и девушка не стала терять времени. Она накрыла маленький столик, разложила на нем закуски, привела себя в порядок, и даже охранник, который подглядывал за ней сквозь замочную скважину, в то время когда Зинаида надевала полупрозрачный пеньюар, искренне позавидовал заключенному Журавлеву.

     Когда же Игоря запустили в комнату, и он застыл возле дверей, Зинаида невольно запахнула пеньюар. Несколько секунд она вглядывалась в усталое лицо мужчины с потухшими глазами и никак не могла поверить, что перед ней стоит ее муж. 
— Игорь? — спросила она осторожно.
— Что, не узнаешь? — Голос мужа ее испугал. В нем появились нотки иронии, смешанные с угрозой. — А я ведь только год отмотал, причем, заметь, по твоей милости. А впереди — еще семь лет отсидки.
     Зинаида не знала, что ответить. Свидание началось совсем не так, как она ожидала.
— Игорь, что с тобой? Ты даже не поздороваешься со своей женой? Проходи, садись, угощайся.
     Зинаида буквально заставила себя улыбнуться и закинуть нога на ногу. Игорь отреагировал мгновенно:
— Я не голодный, нас тут нормально кормят, а вот коленочку свою прикрой. Нечего тут ножки напоказ выставлять. Я от женщин уже отвык, и привыкать не собираюсь.
— Я не просто женщина, Игорь, я — твоя жена. Подойди же ко мне, обними, я тоже устала от одиночества.
— Как же, устала она… Мне мать обо всём написала.

     Зинаида еле сдержалась, чтобы не вспылить. Ответила спокойно:
— Не знаю, о чем она тебе написала. Игорь, пойми же, наконец, Жанна Витальевна очень тебя любит и не хочет делить эту любовь ни с кем. Поэтому она и сочиняет про меня разные небылицы.
— А что ты скажешь об этом? — Игорь бросил на кровать рядом с Зинаидой аудиокассету. — Я слышал, как ты оскорбляешь мою мать собственными ушами. Или, может, там записан не твой голос?
     Отпираться было бессмысленно.
— Мой, но, Игорь…
— Что Игорь? Мать попала в больницу, лежала при смерти, а ты даже ее не навестила.
— Но…
— И ты еще смеешь приезжать сюда и требовать, чтобы я тебя обнимал?

      Игорь постучал в дверь, и она сразу открылась. Охранники, видимо, находились рядом, ожидая интересного представления.
— Подожди, Игорь, я хочу тебе всё объяснить.
— А я не хочу тебя слушать. И, вообще, сюда больше не приезжай, как-нибудь обойдусь без твоих подачек.
     Конвоир посмотрел на девушку и непонимающе пожал плечами. Всё оставшееся от свидания время Зинаида проплакала, уткнувшись лицом в подушку.

      Возвратившись домой, она первым делом позвонила свекрови.
 — Радуйтесь, Жанна Витальевна, празднуйте победу. Вы добились, чего хотели. Я только что вернулась из колонии, видела Игоря, вот только меня он теперь знать не хочет, и всё благодаря вам. Спасибо. Но только учтите, вас я теперь тоже знать не желаю. Запомните это — не же-ла-ю!
      
     Как и следовало ожидать, через пять секунд телефон зазвонил вновь. Он трезвонил весь вечер, однако Зинаида трубку не брала. Когда же, на следующее утро, Жанна Витальевна изволила явиться собственной персоной, на ее звонок в домофон ответила Антонина Сергеевна.
— Извините. Дома никого нет. Пускать посторонних запрещено.
— Это кто тут посторонний? — завизжала женщина. — Открывай немедленно. Я хочу видеть внука!
— Артем сейчас спит. Приходите через час.
— Что?! Да как ты смеешь! Я сейчас милицию приведу. Ты у меня вылетишь отсюда в два счета.
     Антонина Сергеевна отключила домофон и посмотрела на Зинаиду.
— Пока всё идет по плану, не волнуйтесь, — успокоила ее девушка. — Она вряд ли вернется, но, на всякий случай приготовьте все документы.

     Как ни странно, Жанна Витальевна, вскоре действительно вернулась с милицией. В участке она заявила, что в дом ее сына забрались воры, которых необходимо срочно арестовать. На объект выехала группа захвата, однако, ворвавшись в дом и проверив документы Антонины Сергеевны, бойцам пришлось извиняться. У женщины имелось официальное разрешение на работу в качестве няни, договор, составленный по всем правилам, к тому же, в паспорте стоял штамп о временной регистрации.

     Но Жанна Витальевна не унималась.
— В доме находится мой внук, — кричала она, — и я имею права его видеть, когда захочу.
     Начальник отряда поморщился. Он не желал вникать в тонкости семейных отношений, поэтому ответил просто:
— Если вам не дают встречаться с внуком — обратитесь в суд. Там рассмотрят ваше дело, определят место и время свиданий. А вот вызывать милицию по ложному доносу, я вам больше не советую.
      Антонина Сергеевна стояла на пороге, всем своим видом показывая, что в дом женщину она не пустит, и Жанне Витальевне пришлось уйти.

      Однако затишье длилось недолго. Уже через месяц Зинаиду вызвали в суд. Жанна Витальевна срывалась на крик, пытаясь доказать, что нерадивую мамашу надо лишить родительских прав.
— Она не занимается воспитанием сына. Наняла какую-то сиделку, а сама гуляет целыми днями.
— Я целыми днями работаю, — поправила Зина. – А с моим сыном занимается профессиональная няня с высшим образованием.
      Судья, женщина, знающая о непростых отношениях между невесткой и свекровью из личного опыта, вынесла простое решение.
Зинаиду обязали допускать бабушку к внуку на два часа в неделю по воскресеньям, на этом судебное заседание закончилось.

      Первое время Жанна Витальевна приезжала к Артему регулярно, но поскольку Зина на это время из дома уходила, и ругаться ей было не с кем, интерес к воспитанию непоседливого мальчугана у бабушки постепенно угас. Она всё чаще стала ссылаться на здоровье и в доме могла не появляться месяцами. Когда же Артем подрос, пошел в первый класс, Зинаида, наступив на свою гордость, решила написать об этом Игорю. Она надеялась, что прошло достаточно времени, чтобы все обиды забылись, однако муж ей так и не ответил. Зато в доме опять стала появляться Жанна Витальевна.
      
       Она подробно расспрашивала внука о его успехах в школе, рассматривала тетради, узнавала имена учителей, и Зинаида вдруг поняла — Игорь не пишет, потому что обо всех новостях узнает от своей матери. Жанна Витальевна, видимо, ведет с сыном активную переписку, и уж, наверное, не забывает в каждом письме плеснуть ушат грязи на ненавистную невестку. 
Что ж, хорошо. Он сделал свой выбор, и она, Зинаида, сделает свой. Теперь, если он даже ей и напишет, она не будет ему отвечать. Пусть живет, как знает, ей уже все равно. Она больше не хочет быть женой человека, который ее не уважает, унижает, который ей не верит!

     На следующий день, проводив сына в школу, Зинаида отправилась в загс. Оказалось, чтобы развестись с человеком, который отбывает наказание в местах заключения, совсем несложно. Достаточно написать заявление, а согласие мужа не требуется. Ему просто придет извещение о том, что отныне он человек свободный.

     Вспомнив о своём последнем свидании с мужем, вспомнив его злые глаза, упреки, обвинения, слова, которые он бросал ей в лицо, словно бил ими наотмашь, вспомнив горькие слезы, пролитые ей в той маленькой комнатке, насмешливые взгляды охранников, которыми они провожали униженную зареванную девицу, Зинаида написала заявление и заполнила все нужные бланки. Через неделю ей прислали официальную бумагу о том, что с гражданином Журавлевым Игорем Павловичем она разведена.

     О чем думала Зинаида, когда читала этот документ? В глубине души она всё же надеялась, что Игорь, получив извещение о разводе, напишет ей, может, даже попросит ее приехать поговорить, всё выяснить, но вместо этого ей позвонила Жанна Витальевна.
— Это правда? — закричала она без всякого вступления. — Ты развелась с Игорем?
— А откуда вам это известно?
— Откуда? Я еще пока со своим сыном переписываюсь. В отличие от тебя.
— Вот и хорошо. Вот и переписывайтесь дальше.
— Что ж ты творишь, дрянь, ты мужику всю жизнь поломала!
— Наоборот, я его освободила. Зачем же ему жить с такой дрянью, как я? Вот выйдет, найдет себе хорошую жену, и заживете вы вместе, на радость всем.
— Да, я тебе…
— А вот меня попрошу не трогать. Я для вас отныне — посторонний человек, и моя личная жизнь вас больше не касается.

       Зинаида бросила трубку и вдруг почувствовала невероятное облегчение. Женщина, которая в течение стольких лет портила ей жизнь, теперь для нее — чужой человек. Жанна Витальевна, конечно, осталась для Артема бабушкой, и от этого никуда не деться, но для нее она теперь всего лишь бывшая свекровь.

      На работе, Зинаиду просто узнать не могли. Радостная, доброжелательная, спокойная, она улыбалась каждому клиенту, и «дежурной» эту улыбку назвать было никак нельзя. Свет, который буквально исходил от Зинаиды, не мог не привлекать и мужчин. Да и могло ли быть иначе?  Даже странно: молодая женщина, которой нет еще и тридцати, привлекательная, стройная и до сих пор одна.

***

      Зинаида увидела его в своем магазине. Он пришел вместе с дочерью, чтобы купить подарок на её двадцати пятилетие. Зинаида не обратила тогда на него никакого внимания. Просто приятный мужчина, около пятидесяти лет, уставший от капризов своей избалованной доченьки. Зина работала с ней не менее двух часов, но девушка так и ушла ни с чем, пообещав в эту «забегаловку» больше не возвращаться.

      «Вот и хорошо, век бы тебя не видать», — подумала Зинаида, улыбаясь девушке вслед, и, действительно, больше в магазине она ее не видела, чего нельзя было сказать об ее отце. Мужчина несколько дней следил за понравившейся ему продавщицей из-за тонированных стекол своего автомобиля. Хотел  убедиться, не встречает ли ее муж. Но поскольку Зинаида каждый вечер покидала магазин в гордом одиночестве, ее тайный воздыхатель начал действовать.

       Каждодневные букеты чайных роз, которые стали доставлять в магазин специальные курьеры, Зинаиду сначала озадачили, но когда в один из вечеров едва заперев двери, рядом с ней остановился дорогой автомобиль, и из него вышел мужчина с букетом роз чайного цвета,  она всё поняла. Ей сразу припомнилась капризная девушка и ее усталый отец.
— Это вы? — спросила она, не скрывая разочарования. — Как ваша дочь? Она сумела выбрать себе подарок?
— Я купил ей тур по Европе, может быть там, в парижских магазинах, она сможет что-нибудь себе подобрать. — Он протянул цветы и галантно наклонил голову. — В прошлый раз у меня не нашлось причины, чтобы представиться. — Зимин, Роман Матвеевич.
— Роман?! — переспросила Зинаида.
— Да, Роман. А что вас так удивляет? Мой отец, Матвей Зимин, назвал меня так в честь деда. А своему сыну я хотел дать имя Матвей, но, насколько вам известно, у меня дочь.
— А чем вы занимаетесь?
—  Я работаю в области туризма и путешествий. У меня своя турфирма «Эдельвейс», может быть слышали?
— Нет. Я последние годы не путешествую. Много работы, некогда отдыхать.
— Вот я и хочу пригласить вас поужинать со мной в ресторане.
— Интересно, а как к этому отнесется ваша жена?
— Уверяю вас, моей бывшей жене нет до меня никакого дела.

     Зинаида уже и не помнила, когда в последний раз ужинала в ресторане. Она посмотрела на цветы, на машину с личным шофером, перевела взгляд на мужчину, который ожидал ответа, затаив дыхание и проговорила:
— Хорошо. Я согласна. Но с условием, что к одиннадцати часам я должна быть дома.
     Глаза Романа Матвеевича засветились.
— Конечно, конечно, как прикажете.      
      Мужчина распахнул дверцу, помог Зинаиде сесть. Сам расположился рядом и приказал водителю трогаться.

      Прежде чем пригласить девушку к себе, Роман Матвеевич ухаживал на ней полгода. Он не скрывал, что влюблен — видимо, ударил бес в ребро. Всегда повторял, что любит ее как потрясающую девушку, как трудолюбивую, не избалованную женщину и, конечно, как свою дочь. При встрече он всегда дарил ей букеты и почему-то — только чайных роз. Зинаида так привыкла к ним, что полюбила эти цветы всем сердцем.

      Роман Матвеевич тоже нравился ей своей щедростью, своей обходительностью, манерами. Он никогда не позволял себе ничего лишнего, — только улыбка, красивые слова и восторженный взгляд. Ни с кем и никогда Зинаида не чувствовала себя такой защищенной. Ей хотелось чем-то отплатить этому благородному мужчине за его доброту, за внимание, за подарки, за любовь и когда, после очередного ужина Роман Матвеевич взял ее за руку и, глядя в глаза, спросил, как она отнесется к тому, чтобы продолжить вечер у него дома, Зинаида ответила:
— Я готова.

       Квартира мужчины ей понравилась. Она полностью соответствовала своему хозяину. Уютно, аккуратно, чисто. Мебель старинная из натурального дерева, на окнах — тяжелые гардины, на полу — дубовый паркет.
       Они пили сухое вино, закусывали виноградом, говорили. Роман не торопил свою женщину, и если бы Зина сама не предложила отправиться ко сну они, наверное, так бы и просидели до самого утра.

      В полумраке спальни Зинаида не видела лица мужчины, во всем же остальном, Роман был похож на пылкого, страстного юношу, в тоже время очень опытного и нежного. Удивительно, но она выдохлась первой, попросила о небольшой передышке, положила свою головку мужчине на плечо, прижалась и почти мгновенно уснула.

      А на следующее утро, едва она открыла глаза, он предложил ей выйти за него замуж.
— Зина, пойми, я люблю тебя и хочу, чтобы ты стала моей женой. Я хочу заботиться о тебе, оберегать, баловать, я хочу любить тебя каждый день, каждый час, каждую минуту.
— Роман, остановись, пожалуйста. Ты даже не представляешь, как мне приятно слышать эти слова, но…
— Я знаю, что ты хочешь сказать, — не дал ей закончить мужчина. — Я для тебя слишком стар.
— Нет, Роман, нет. Двадцать лет не такая уж и большая разница. Дело в другом. Пойми, сейчас между нами очень теплые, нежные отношения, а брак, официальная регистрация может всё разрушить. У тебя дочь, почти моя ровесница. Она же начнет ревновать, будет завидовать каждой безделушке, которую ты мне подаришь. Станет приезжать, устраивать тебе скандалы, меня возненавидит, настроит против меня твою бывшую жену…
— Значит, ты отвечаешь мне «нет»…
— Роман, ты, наверное, забыл, что у меня тоже есть сын, и я должна заниматься его воспитанием. Артем и так растет без отца.
— Вот я бы и заменил ему…, — мужчина осекся. Он вдруг понял, что мог бы заменить пареньку скорее дедушку, но никак не папу.
      Зинаида поцеловала мужчину в щечку.
— Давай оставим всё по-прежнему. Ты, как и раньше, будешь иногда приезжать ко мне, дарить букетик чайных роз, приглашать в ресторан, а дальше…

      Дальше всё произошло так, как и предсказывала Зинаида. Взбалмошная дочь Романа Матвеевича узнала-таки об увлечении своего папочки и, конечно же, пришла в ярость. Что это такое! Как он посмел! Как этот «старый козел» посмел полюбить кого-то, кроме своей доченьки!

     Ворвавшись утром в квартиру отца, — он как-то раз опрометчиво дал ей запасной комплект ключей, — девушка влетела в спальню с перекошенным от злости лицом. Забыв об элементарных приличиях, она сорвала одеяло со спящих еще людей. Долго заливалась истерическим смехом, тыкая пальцем в обнаженных любовников, и ушла в слезах, переворачивая и разбивая всё, что попадалось на ее пути. 

     Зинаида, как могла, успокаивала униженного мужчину, повторяя, что это обычный каприз избалованного ребенка, и очень скоро девушка успокоится, возможно, даже попросит прощения.
— Ага. Попросит она, как бы не так. Всё, что она у меня просит, — это деньги.
     Зина накапала мужчине валерьянки и поспешила на работу.

    Она почему-то была уверена, что дочь Романа Матвеевича может заявиться и к ней, поэтому, открыв магазин, она сразу позвонила в милицию и попросила дежурного прислать ей наряд. Неуспокоившаяся девица появилась в магазине почти одновременно с двумя бойцами в камуфляжной форме. Успела она только выкрикнуть несколько оскорблений в адрес «сучки драной», которая охотится за богатенькими стариками и перевернуть два стеллажа с одеждой, как тут же увидела на своих запястьях наручники.

     Несколько часов в «обезьяннике», среди алкоголиков и бомжей пошли ей только на пользу. А вот крупный штраф за хулиганство в общественном месте всё равно пришлось оплачивать Роману Матвеевичу. С дочерью общаться он прекратил, но и к Зинаиде не приезжал больше месяца.

      Потом позвонил, долго извинялся, говорил, что любит, скучает, страдает, попросил о встрече, но не около магазина, а в условленном месте.
      Зинаида хотела отказаться. Ну, зачем она будет разрушать отношения отца с дочерью? Потом всё-таки поддалась на уговоры. Слишком приятными оказались воспоминания о тех минутах, которые провела она с любящим и заботливым мужчиной.

      Роман подъехал на такси. Не хотел светиться перед личным шофером. В ресторане попросил отдельную кабинку, даже потанцевать с Зиной в общем зале не решился… Потом отвез девушку на квартиру, которую снял специально для подобных встреч на другом конце города, и там они опять пили вино, просто молчали, глядя друг на друга сквозь пламя свечей, и уже не опасались, что кто-то может нарушить их сладостное уединение.

***

     Тянулось время. Артем учился уже в седьмом классе. Жанна Витальевна, давно перестала его навещать, наоборот, теперь он навещал бабушку сам, и часто оставался у нее на ночь. От ее дома до школы рукой подать, — не то, что добираться из поселка на автобусе. Зинаида не смогла побороть в себе страх, который возник у нее после аварии и сесть за руль. Автомобиль Игоря так и простоял все эти годы в гараже. Зина лишь изредка протирала его и проветривала салон, а с недавних пор этим стал заниматься и Артем. Парень частенько садился за водительское место, крутил рулевое колесо, давил на все педали, рычал, представляя, как в будущем будет гонять по городу, упиваясь скоростью, и в эти минуты он очень напоминал своего отца.
 
      Игорь. Где он? Что с ним? Как поживает? Он не писал и никак не давал о себе знать. Не писал он, видимо, и матери. Жанна Витальевна всё чаще стала попадать в больницу с нервными расстройствами. Зинаида привозила ей фрукты, но передавала их через врачей, от них же она и узнала, что женщина частенько жалуется на то, что от сына нет никаких известий.

     По всем срокам он уже давно должен был выйти на свободу, и этой встречи Зинаида ждала с большой тревогой. Как поведет себя ее бывший муж? Столько лет провести в заключении… Он, наверное, возненавидел весь мир и ее, в первую очередь. Что если начнет мстить, угрожать, распускать руки? Зинаида посоветовалась с Романом Матвеевичем, и тот ее успокоил.
— Не переживай. У тебя же есть квартира. Если что, можешь жить там, перевезешь сына. Я буду вам помогать.

      Зинаида немного успокоилась. Она послала запрос в колонию, где отбывал наказание ее муж, и через две недели получила ответ. «Журавлев Игорь Павлович осужден дополнительно к назначенному сроку на два года за нарушение режима». Внизу от руки было приписано: «Участвовал в массовых беспорядках».
      Что это за беспорядки, и чем они вызваны, Зинаида не задумывалась. Беспокоило ее совсем другое. Артем перешел в старшие классы, и у него резко упала успеваемость. У парня наступил опасный переходный возраст. Появились подозрительные друзья, девочки... Мать он слушать перестал, дерзил, огрызался, чуть что, — уезжал к Жанне Витальевне и не появлялся дома по нескольку дней.

     Зинаида разговаривала с учителями, ходила к психологам, нанимала репетиторов, но те только разводили руками, повторяя, что не могут насильно научить того, кто заниматься не хочет. Никакие беседы, разговоры по душам не помогали. Зинаида ломала голову,  не зная, как объяснить сыну, что образование в жизни ему просто необходимо.
— А ты сама-то, что закончила? — смеялся Артем.
— Я? Я…— женщина. Пойми, моя задача выйти замуж, родить ребенка…
— И где же твой муж?
     Ироничный тон Артема выводил Зинаиду из себя. Она убегала, не в силах сдерживать слезы, а паренек запирался в своей комнате и включал музыку на полную громкость.

      Во время одного из таких скандалов, Артем схватил свой рюкзачок и со словами «я в город» выбежал из дома.  Зинаида кинулась было за ним, но, поняв, что догнать парня не сможет, поплелась обратно. На вопрос мужчины: «Что, не слушается?» она не обратила внимания, но какие-то знакомые интонации, все же заставили ее поднять голову.
— Игорь?!
     Изменившийся, постаревший, в старенькой курточке, небритый, неухоженный, Игорь смотрел на нее глазами полными безразличия.
— Что, не узнаешь?
     Зинаиду обдало облаком дешевого алкоголя. Только сейчас она заметила, что Игорь еле держится на ногах. Что делать?  Как себя вести с бывшим мужем?
Встреча с ним оказалась настолько неожиданной, что Зинаида не сразу пришла в себя. 
— Игорь, ты когда освободился? — нашлась она, наконец.
— Можно подумать, что тебя это интересует, — усмехнулся мужчина.
     Зинаида невольно отшатнулась.    
— А выпил для храбрости?
— Не твоё дело. За кем это ты сейчас гналась?
— За сыном. Может быть, ты приехал познакомиться с ним?
— А зачем ему со мной знакомиться, с папашей-уголовником. У меня своя жизнь, у вас своя. Разошлись наши пути-дорожки.
     О чем говорить с человеком, которого не видела столько лет, Зинаида не знала, к тому же, она его просто боялась. Пьяный, злой, — от такого можно ожидать чего угодно…
     Молчание прервал Игорь.
— Твой-то дома? — спросил он, кивая на дверь.
— Кто?
— Как кто, — хахаль твой.
— Какой хахаль? Нет у меня никого.
— Ладно, дурочку-то из себя не разыгрывай. Мне мать подробно писала обо всех твоих мужичках.
— Не знаю, о чем она тебе писала, но я живу одна с Артемом. Пойдем в дом, сам убедишься.
— Поругались что ли?
     Вздохнув, Зинаида повернулась и пошла к дому. Игорь крикнул ей вслед:
— Не буду я ничего проверять. Некогда. Ждут меня там. Я за своей тачкой приехал. Надеюсь, ее-то ты сохранила?
— Стоит в гараже.
— Открывай.
     Зина зашла в дом, вынесла ключи, передала их бывшему мужу.
— Открывай сам, это твой гараж.
     Она думала, что Игорь осмотрит машину, убедится, что с ней все в порядке и уйдет, но он сел за руль и завел мотор.
— Игорь, ты с ума сошел? — воскликнула Зинаида. — Ты что, собираешься ехать с таком состоянии?
— Не твоя забота. Отойди.

       Машина медленно тронулась. Игорь зигзагами поехал вдоль улицы, но, как и следовало ожидать, уже через сто метров съехал в канаву, уткнулся носом в глубокую лужу и заглох. Несколько попыток завести автомобиль, ни к чему не привели. За эти годы бензин видимо совсем испарился.

     Зинаида направилась к машине. Она видела, как открылась дверь, как Игорь буквально вывалился из салона. На четвереньках, с большим трудом вылез он из оврага. Некоторое время стоял, глядя на своего железного друга, потом  махнул рукой и, шатаясь, побрел дальше.

     Зина вызвала техпомощь. Машину возвратили в гараж, а поздно вечером домой возвратился испуганный Артем.
— Мам, ты знаешь. К бабушке приехал какой-то мужик пьяный. С ним тетка, тоже пьяная. Стала ко мне приставать – «…деточка, деточка». От самой перегаром несет. Я еле выскочить успел.
— Кто эта женщина, сынок, я не знаю, а вот мужчина…  — Зинаида тяжело вздохнула. — Мужчина — это твой отец.
— Отец?!
— Да, отец. Игорь Павлович Журавлев.

     Ни слова не говоря, Артем ушел в свою комнату, но музыку включать не стал. С этого дня он резко изменился. Перестал грубить, засел за учебники. Об отце ничего не спрашивал, будто его не было вовсе, а Зинаида и не рассказывала. Живет там у своей матери с какой-то женщиной, вот пусть и живет, а им с Артемом и без него неплохо.

***

     После выпускных экзаменов, Зинаида настояла на поступлении сына в вуз. Выбрали самый простой, — лесотехнический. Конкурса там  практически не было, брали всех. Поступил и Артем. Зинаида просто нарадоваться не могла — сын — студент первого курса. Вот только с общежитием не повезло. Все комнаты заняли иногородние. Зинаида связалась с Романом Матвеевичем.
— Как дела?
     С Романом они уже не встречались. Дочь его вышла замуж, родила сына, сбылась давняя мечта Романа — назвать мальчика Матвеем, как завещал ему дед.
«Бес» как-то сразу отпустил «ребро» мужчины, но к Зинаиде у него остались теплые отеческие чувства. Поэтому, на вопрос: «Нельзя ли Артему пожить в той квартире»,  которую снял тогда Роман, и которая все еще находилась в аренде, мужчина ответил не задумываясь:
— О чем разговор, Зина, могла бы и не спрашивать. Пусть живет, конечно, сколько угодно. Парень взрослый, студент. Уже, наверное, не одну девушку сменил?
— Пусть сначала институт закончит, а уже потом будет думать о девушках.
— Тоже верно.

      Параллельно с учебой в институте, Артем ходил на курсы вождения. Как любой мальчишка, он днем и ночью мечтал о том дне, когда сядет за руль, тем более, что автомобиль, большой, черный, блестящий, давно стоял в гараже без дела.
      Появившись, как-то под вечер дома, Артем похвастался перед матерью новенькими правами.
— Сдал? — не поверила Зинаида. — Неужели с первого раза?
— С первого не получилось, — вздохнул парень. — Только с третьего удалось.
— Молодец, поздравляю.
     Артем переступил с ноги на ногу.
— Мам, а мне можно взять машину?
— Не знаю. Это машина твоего отца. Надо с ним говорить.
— Да он ничего и не узнает.
— А если остановят, спросят документы? Видишь. С отцом тебе, так или иначе, встречаться придется.
     Вспомнив мрачного мужчину, Артем поморщился.
— Не хочу я с ним встречаться.
— Не хочешь? Ну, тогда ходи пешком.
     Немного подумав, Зинаида предложила:
— А ты сделай вид, что приехал к бабушке. Соскучился. Решил проведать. Что здесь такого? А заодно поговоришь с отцом на счет машины.
— Мам, а если он будет пьяный?
— Ещё лучше. Подсунешь ему бумажку он и подпишет. 
 
     Дверь Артему открыла та самая тетка, что в прошлый раз называла его «деточкой».
— Я к Жанне Витальевне, — сказал парень, напуская на себя серьезный вид. — Она дома?
— Жанна Витальевна? Дома. Лежит в своей комнате.
     Из кухни послышалось невнятное мычание. «Папаша пьян, — подумал Артем, — всё идет по плану».

     С бабушкой он разговаривал минут пятнадцать. Как поживаешь, как дела, как здоровье? Ему показалось, что Жанна Витальевна очень недовольна тем, что в ее квартире поселились беспокойные соседи. Сына своего она еще готова была терпеть, но вот его сожительницу на дух не переносила.
— Артемка, ты, может быть, поговоришь с матерью. Может, я к вам перееду? Не могу я здесь среди алкашей находиться. Каждый день крики, скандалы.
     Артем пообещал и на непослушных ногах отправился на кухню. Он даже не знал, как обращаться к этому человеку. Слово «папа» просто застревало у него в горле.

     Заметив сына, Игорь вскинул брови.
— А! Это ты? Чего пришел, бабулю навестить? Правильно. Садись.
     Мужчина схватился за бутылку, но Артем его  остановил.
— Нет-нет. Я не пью. Спасибо.
— С отцом выпить брезгуешь. Что ж, настаивать не буду. — Игорь налил водки себе, опрокинул стакан в рот, громко втянул носом воздух, спросил. — Ну, как поживаешь, рассказывай.
     Артем вкратце изложил свою биографию — учился, закончил, поступил. Недавно сдал на права, а вот машины нет.
— Теперь понятно, зачем сын к отцу приехал.
— Ну, а что? Машина всё равно без дела стоит. Она же ездить должна. А то развалится.
— То же правильно. Давай доверенность.
     Артем с готовностью протянул заранее приготовленную бумагу, и мужчина ее сразу подписал.
— Иди, катайся, — сказал Игорь. — Матери привет передавай.
— Спасибо.

      «А он не такой уж и плохой, — думал Артем об отце. — Вот если бы только не пил. Хотя, посиди лет десять, не только запьешь, волком завоешь».   
      
       Дома Артем показал матери подписанную доверенность и сразу побежал к соседу, чтобы одолжить пару литров бензина. Пока он возился в гараже с машиной, Зинаида всё бегала вокруг, всё расспрашивала, как прошла их встреча с отцом. Она хотела знать всё: о чем они говорили, как общались, называл ли Артем Игоря «папой», и живет ли с ним та женщина. Однако парень отвечал невпопад, его заботило только одно — предстоящая поездка на своем автомобиле, а всё остальное ушло на второй план.

      Проводив сына, Зинаида вернулась в дом и загрустила. Она как будто всё еще надеялась на что-то… Вдруг Артем расскажет ей, что они подружились с отцом, что Игорь не пьет, а с сожительницей своей он давно разругался, и ему очень одиноко, он понял, что всегда любил только одну женщину, свою жену, и теперь хочет к ней вернуться… Зина даже  представила, как в дом входит Игорь, но не сегодняшний небритый мужчина, а тот, — веселый, озорной, лохматый, которого она впервые увидела у себя в цветочном магазине. Где он теперь?

      После того, как Артем сел за руль автомобиля, дома он стал появляться очень редко. Зинаида периодически звонила ему, спрашивала, как он поживает, интересовалась успехами в учебе, и в ответ всегда слышала одну и ту же фразу:
— Все в порядке, мам, не волнуйся.
— Почему не заезжаешь домой?
— Как-нибудь заеду…

***
     Зинаида старалась как можно больше времени проводить на работе, а когда уволилась ее помощница, — женщина, проработавшая в магазине без малого двадцать лет, о выходных Зине пришлось вообще забыть. Иногда у нее не оставалось сил даже добраться до дома, и тогда она ночевала прямо в магазине — раскладывала в кабинете маленький диванчик и, свернувшись калачиком, спала до утра.

      Так, в один из дней, заработавшись допоздна, Зина решила домой не ехать и, чтобы скоротать время, позвонила Артему — надо же узнать, как он там устроился, как поживает. Однако телефон сына был постоянно недоступен, и тогда Зинаида решила навестить Артема без звонка…


Часть 3: http://proza.ru/2014/03/24/1803