Шестое чувство...

Rashid
ИНТУИЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
Рашид Талышинский
!смотрите также: http://proza.ru/2006/06/26-133
http://proza.ru/2009/01/11/812


Метафизическая интуиция исследователя – это подсознательное ощущение не сформулированных современной цивилизацией объективных гипотез, аксиом, правил или сакральных законов природы, существующих негласно, но которыми пользуются по умолчанию. В науке подобное явление называют интероцепцией.
Интуиция в научных статьях всегда остается за кадром до тех пор, пока трактовка не приобретет официальный статус открытия, поскольку классическая наука не допускает метафизических интерпретаций, не подтвержденных на опыте с помощью имеющихся в данный период развития цивилизации инструментов познания реальности, включая органы чувств, современные спектральные аналитические приборы и математический аппарат для описания явлений. Однако именно интуиции обязано доминирующее число научных открытий на пути познания, хотя в большинстве случаев ученые стесняются в этом признаваться, описывая свои изыскания в традиционных формах изложения с применением общепринятых феноменологий, элементарной логики и простейших моделей, наглядно отображающих реальность.
Интуиция является гуманитарной составляющей современной науки, хотя об этом исследователи предпочитают умалчивать, опасаясь оппонентов в лице авторитетов в науке.
Полагаю, необходимо стремиться при развитии фундаментальных основ науки в дискуссиях сохранять умеренность в воинствующем догматизме и ревизионизме. В этом вся сложность объективной оценки новых революционных работ в различных отраслях науки и техники.

Рассмотрим применение интуиции на примере гармонической аналогии катализа с музыкой.

*************************************
Можно найти аналогию в сопряжении однородных гамм (Н. Соловьев) и химическом сопряжении интерферирующих реакций (Т. Нагиев). В обоих случаях имеется медиатор, связывающий звучание гамм (в музыке это общая нота) или медиатор, индуктирующий одну реакцию другой (в катализе это общий интермедиат, промежуточное вещество, связывающее реагент с катализатором при эволюции исходного сырья в продукт). В этом плане при моделировании механизма катализа можно заимствовать элементы музыкальной гармонии. Отметим, что в катализе максимальная гармония процессов достигается при работе ферментов, когда селективность реакции целевого назначения равна 100% и побочные продукты отсутствуют (экологический катализ). Музыка также может называться экологической при отсутствии посторонних звуков, не укладывающихся в тонику родственных аккордов. Результатом сопряжения родственных аккордов являются септ-аккорды, отличающиеся особой глубиной, силой  и красотой звучания. Теория музыкального сопряжения довольно изящно дана Н. Соловьевым.

Сродство гамм — Диатонические гаммы.

 Будучи транспонированы на всех ступенях, гаммы различаются одним, двумя и большим числом знаков в ключе. Чтобы узнать разницу в знаках двух сопоставленных гамм или тональностей, вычитают сумму знаков одной гаммы из суммы знаков другой, если знаки этих гамм однородны, или складывают все знаки, если они разнородны; например, гаммы ми-мажор и соль-мажор отличаются друг от друга тремя знаками, так как один диез гаммы соль вычитается из четырех диезов гаммы ми, гаммы ми-бемоль мажор и соль-мажор — четырьмя знаками, так как один диез гаммы соль складывается с тремя бемолями гаммы ми-бемоль. Случайные знаки гармонических гамм, т. е. те, которые не входят в состав ключевых знаков, не принимаются в расчет при определении разницы знаков. Гаммы, имеющие наибольшее число общих ступеней, считаются наиболее сродными.
а) При первой степени С. гаммы не отличаются знаками в ключах или отличаются только одним ключевым знаком, например гаммы до-мажор — ля-минор, ми-бемоль мажор — до-минор, до-мажор — ре-минор, до-мажор — фа-мажор, ля-минор — ми-минор. Гаммы в квинтовом отношении могут различаться при первой степени С. и большим числом знаков, если тоника, третья и пятая ступени одной гаммы, входят в состав другой, например гаммы до-мажор и фа-минор. При первой степени С. вообще тоники гамм отстоят на простые интервалы.
б) При второй степени С. гаммы различаются знаками от двух до пяти включительно: например гаммы до-мажор — ре-мажор, ре-минор — соль-мажор, до-мажор — ре-бемоль мажор, ми-минор — фа-минор. Тоники таких гамм отстоят на простые интервалы.
в) При третьей степени С. гаммы, отстоящие на простые интервалы, отличаются шестью и большим числом знаков, например ре-мажор — ми-бемоль минор, ре-минор — до-диез мажор. Гаммы, отстоящие на увеличенные или уменьшенные интервалы и отличающиеся шестью или меньшим числом знаков, также находятся в 3-й степени С., например гаммы до-мажор — фа-диез мажор, до-мажор — фа-диез минор, до-мажор — до-диез минор.
г) Гаммы в более отдаленном С. отличаются семью и большим числом знаков, при расстоянии тоник этих гамм на увеличенные или уменьшенные интервалы; например гаммы до-мажор — до-диез мажор, до-мажор — до-бемоль мажор, ля-минор — до-бемоль мажор.
д) Гаммы, тоники которых отстоят на двояко увеличенные или двояко уменьшенные интервалы, находятся в самом отдаленном С., например до-диез минор — соль-бемоль мажор.
Вышеприведенное определение степеней С. основано на следующем: в ряде гамм, в котором каждая находится со своими соседними в первой степени С., вторая гамма состоит с первой в первой степени С., третья с первой — во второй, четвертая — в третьей и т. д. С. гармоний основано на С. гамм. Консонирующие трезвучия, построенные на тониках двух гамм, находятся в той же степени С., как и эти гаммы; например трезвучие до-мажор и трезвучие ре-минор находятся в первой степени С., трезвучия-до мажор и ре-мажор — во второй, трезвучия ре-минор и ми-минор — во второй, трезвучия до-мажор и фа-диез мажор — в третьей и т. д. Такое С. трезвучий называется внутренним. Внешнее С. гармоний или аккордов основано на общих аккордовых нотах. Трезвучия, имеющие две общие ноты, находятся в ближайшем внешнем С.
см.:
Н. Соловьев источник музыкальной феноменологии
Т. Нагиев – источник теории сопряженных химических реакций

Анализ музыкальной гармонии с его феноменологией, возможно, будет полезен для развития теории сопряжения химических реакций и создания гармонических высокоселективных каталитических реакций, подобных ферментативным процессам в природе.

***************************

Гуманитарная и естественнонаучная культуры: от конфронтации к сотрудничеству

       Современная наука — сложная и многообразная система отдельных научных дисциплин. Науковеды насчитывают их несколько тысяч, которые можно объединить в две следующие сферы:

-Фундаментальные науки имеют своей целью познание объективных законов мира как они существуют «сами по себе» безотносительно к интересам и потребностям человека.
 
-Прикладные науки - разрабатывают способы применения полученных фундаментальной наукой знаний для удовлетворения потребностей и интересов людей.

Совокупность  систем ценностей, присущих отдельным наукам, называют научной культурой; говорят, например, о культуре гуманитарного познания, культуре естественно-научного познания, культуре технического знания и т.п. Характер научной культуры многое определяет в проблемах организации науки, в проблемах отношения науки и общества, вопросы нравственной ответственности ученого, особенности «этики науки», отношение науки и идеологии, науки и права, особенности организации научных школ и управления научными исследованиями и т.п. Наиболее контрастны такие различия «научных культур» между культурами гуманитарного и естественнонаучного познания.
Широко распространены представления о «двух культурах» в естественно-научной  и гуманитарной культуре. Английский историк и писатель Ч. Сноу в середине 20 века написал книгу о «двух культурах», в которой сокрушается по поводу огромной пропасти между гуманитарной и естественнонаучной культурой.  Ученые, посвятившие себя изучению гуманитарных и точных отраслей знания, все более и более не понимают друг друга .
Естествознание ориентировано на рационально-логический метод восприятия действительности, это знание выражается в тонных формулировках  и количественных соотношениях, законах, нередко оформленных в виде математических формул.  Гуманитарные знания получены путем эмоционально-образного восприятия  действительности
Однако, художественно-образный и научно-рациональный способы отражения мира вовсе не исключают друг друга. Ученый должен обладать способностью не только к понятийному, но и к образному творчеству, обладать тонким художественным вкусом. Так, многие ученые прекрасно разбираются в искусстве, живописи, литературе, играют на музыкальных инструментах, глубоко переживают прекрасное, да и само научное творчество выступает для них как некий вид искусства.   С другой стороны, художник, деятель искусства творит не произвольные, а типические художественные образы, предполагающие процесс обобщения, познания действительности. Таким образом, познавательный момент органично присущ искусству.
               Одна из всеобщих закономерностей исторического развития науки — диалектическое единство дифференциации и интеграции науки. Образование новых научных направлений, отдельных наук сочетается со стиранием резких граней, разделяющих различные отрасли науки, с образованием интегрирующих отраслей науки (кибернетика, теория систем, информатика, синергетика и др.), взаимным обменом методами, принципами, понятиями и т.п. Наука в целом становится все более сложной единой системой с богатым внутренним расчленением, где сохраняется качественное своеобразие каждой конкретной науки. Таким образом, не конфронтация различных «культур в науке», а их тесное единство, взаимодействие, взаимопроникновение является закономерной тенденцией современного научного познания. В настоящее время процесс объединения двух культур динамично развивается.
Этические нормы и ценности науки строятся вокруг четырех основополагающих ценностей.
1. Универсализм, убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует. Наука, стало быть, внутренне демократична.
2. Общность, смысл которой в том, что научное знание должно свободно становится общим достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им, хотя он и имеет право претендовать на достойную оценку коллегами собственного вклада.
3. Незаинтересованность. Первичным стимулом деятельности ученого является бескорыстный поиск истины, свободный от соображений личной выгоды — завоевания славы, получения денежного вознаграждения.
4. Конструктивный скептицизм. Каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы эта оценка стала достоянием гласности. Равно необходимы как уважение к тому, что сделали предшественники, так и критическое отношение к их результатам. Более того, ученый должен не только настойчиво отстаивать свои научные убеждения, используя все доступные ему средства логической и эмпирической аргументации, но и иметь мужество отказаться от этих убеждений, коль скоро будет обнаружена их ошибочность.
Управление коллективом. Рекомендации изложены в https://dialog.guide/7-izmierienii-kultury/