8. Анатолий Джугаш Иду за паном Гашеком Повесть

Джугаш
            (Продолжение.Начало № 1-7)

   Секретарь парткома и начальник отдела кадров нашего строительного управления №10 управления строительства Металлургстрой Белоусов,бывший ранее моим хорошим другом перестал со мной здороваться после публикации моего фельетона в газете.Это обстоятельство насторожило меня и моих ребят стало предметом досужих разговоров.Что ж обида дело личное каждого человека,но я был еще секретарем комсомольской организации этого управления и не считаться с этим фактом он ,как начальник отдела кадров,секретарь партийной организации,просто не мог.Отелы кадров в те времена были подконтрольны компетентным органам,поэтому позиция Белоусова настораживала.Хотя я и был сыном чекиста в прошлом,но напрашиваться на неприятности что-то не хотелось.Необходимо было спросить твердо у парторга в чем дело?..А может дело обстояло не в контроле от органов,а в давлении мафии,которую я растребушил в своем фельетоне"Почему Швейк ретировался" и опубликовал в газете"Ленинец"?
   Я объявил сбор комсомольского собрания,где хотел заострить вопрос о делах на стройке,пригласил на него всехчленов Штаба Всесоюзной комсомольской стройки-Липецкая Магнитка Сс его начальником Михаилом Власовым.
   Только началось это собрание,как на трибуну выскочил весь взъерошиный Белоусов.Речь его была злая,резкая,ехидная.Он бросал гортанные фразы,упершись мутным ,гневным взглядом только в меня.
   _Я,демобилизованный,как и все солдаты,майор запаса Белоусов.Вот от этих Вооруженных сил,от имени всего руководства нашего строительного управления № 810 и от партийной организации,хочу заявить протест по поводу бесчестного и аморального проступка секретаря вашей комсомольской организации.Да-да,вашего так называемого "уважаемого комсорга",которому надо срочно бежать отсюда со стройки советской пятилетки,куда глаза глядят.Он,комсорг еще спрашивает у меня,почему я не разговариваю с ним?Отвечу прямо.Это будет продолжаться до тех пор,пока он работает в нашей организации и пока в груди у меня бьется сердце большевика-ленинца.Суть моего конфликта с ним находится в его фельетоне,в его пачкотне нашего коммунистического идеала.
   Его опубликованный в газете фельетон"Почему Швейк ретировался"-дермовый пасквиль,грязь.Дело не в том,что на липецкой стройке используется рабский транспорт,времен древнего Рима-тачка на одном колесе.Такими тачками наши отцы построили и Днепрогэс и Березники и Комсомольск-на-Амуре...Все об этом знают.
А дело все в том,что комсорг и автор доморощенного фельетона называет в нем,на странице газеты,на всю страну,что знает свидетеля той нашей работы и беспорядков.А это уже клевета и ложь на нашу советскую действительность,и это уже выглядит ,как государственное преступление,как поклем на нашего дорого вождя государства Никиту Сергеевича Хрущева.
   -Я,товарищи-комсомольцы,офицер запаса советской армии,парторг,отличный кадровик.Может кто из вас искал меня за предыдущие 3-4 дня и не мог найти?Я я занимался делом трудным и кропотливым.За это время мне пришлось поднять и перешерстить все наши архивные кадровые документы строительного управления за все годы нашего существования в этой жизни.Так вот доложу вам,как на духу.За все это время и годы в нашем строительном управлении №810 никогда не устраивался на работу человек по фамилии Швейк,а особенно чешский солдат...
   Я смотрел,упершись взглядом в отвисшую от гнев и злобной слюны челюсть парторга,а потому не слышал его последних в мой адрес слов,но вздрогнул от грохота такого,как будто на мою голову обрушился потолок красного уголка,где проходило собрание комсомольцев.Я резко развернулся назад и понял,что потолок по-прежнему на своем месте,а грохот обвала-это смеялись и ревели мои шестьсот комсомольцев,над словами Белоусова.ОН это делали на едином дыхании,где-то падали стулья.Готовый к расправе и к будущим лагерным сухарям,все это было уже определено мне в проклятиях парторга Белоусова,только теперь я понял по дружному смеху над нимчто мои парни и девчата,мои комсомольцы не дадут меня в обиду,как и бравого солдата Швейка,которого так и не смог найти в списках работников нашего строительного управления парторг,кадровик,майор запаса Белоусов еще в начале семидесятых годов двадцатого столетия.

    Шло время.Утихли на некоторой период страсти.Стройка жила прежним ритмом неразумной работы и дуростью чиновников.Посрамленный мною и солдатом Швейком  парторг и кадровик Белоусов продолжал работать на своем месте.Как говорит пословица:"Иному ссы в глаза,все равно скажет-божья роса".Так и майор запаса советской армии Белоусов.Он был номенклатурным работником,его отозвать от нас могла только партию или смести смута народного гнева.И потому,в отличии от бравого солдата Швейка,трезво размышляющего о жизни своей и австрийского государства,Майор Белоусов был простым оловянным солдатиком,винтиком в государственной системе управления хрущевского периода времени.
      Наконец-то моего комсомольца-бравого солдата Швейка заметили.Резонанс от чтения и результата фельетона дошел до Москвы,Кремля.Из Москвы для разборок на стройке прикатила внушительная делегация во главе с Николаем Викторовичем Подгорным,лучшим другом и заместителем Никиты Хрущева.На чались бесчисленные ревизионные проверки на объектах стройки,посыпались указания на то,что как и где делать.В результате этой бешенной атаки московских гостей,наше руководство досрочно столкнуло на подпись государственной комиссии незаконченную,с большими недоделками Третью доменную печь,производительностью 3000 тонн чугуна в сутки,Домну задули с огрехами брака и даже умудрились выплавить первый металл в закрома Родины.Собрали многотысячный митинг строителей и монтажников,приехали на митинг кинооператоры Ростовской киностудии документальных фильмом.Чтобы придать этому событию более торжественную значимость перед московской делегацией чиновников и партийных деятелей,мою бригаду плотников-бетонщиков вытащили на трибуну.
   От треска кинокамер,от встречи с киношниками у меня надолго остался на душе горький осадок,да еще фотографии на память.На фотографиях я снят с девчатами-это Тамарой Деминой,членом бригады арматурщиков Ремезова и Галиной Зориной,членом моей бригады плотников-бетонщиков.Киношники из Ростова снимали свой фильм на кинопленку,делали его документальным.Для одного из кинокадров ,когда меня снимали,я был одетым в это время в старую рабочую,брезентовую робу,затрапезного вида.Она была еще одета поверх ватника,к тому еще топорщилась на мне,на ее рукавах свешивались лохмотья,к тому же покрыта белесыми пятнами бетонной смеси,разводьми ,пятнами масла и солидола,которые невозможно было когда-нибудь отмыть в мыльном растворе.Эта брезентовая картина на моем теле не понравилась кинохроникерам,в тот момент,когда они уже нацелились объективами кинокамер на меня.И надо же случиться в тот момент,когда должна была бы начаться уже сьемка,меня угораздило хлопать в ладони после речи Николая Подгорного.При этих движениях моих рук,да еще в обрамлении рваных,в лохмотьях брезента краев рукавов рабочей робы,задранных над перилами трибуны,трудно было не попасть в объектив кинокамеры.Этот казус заметил кинооператор и сразу взвыл и чуть не выругался матом в мой адрес.
   -Тебя вся страна будет смотреть по кинотеатрам,на экранах телевизоров,-выдавил он свой хриплый голос для меня,-а ты свои лохмотья пялишь в кадр истории великой стройки века.Богатая,скажут зрители наша советская страна,страна великого русского народа,а рабочий класс в ней расхаживает в лохмотьях от одежды.
   Меня не учили в жизни первым бить в морду даже нахалам,однако на этот раз ростовец ,оператор кино переборщил .Я ведь не от тещи прикатил от стола на съемки,а прямо с площадки строительного объекта,где грязи,хоть лопатой греби,хоть с солью ешь,к тому же я не просился на эти съемки.А,если киношникам так уж и приспичило снять историческую правду,так пусть и снимают меня в чем пришел сюда.Мне захотелось сильно звездануть этого нахала по его роскормленной роже,но он перекрылся кинокамерой,заметив мой маневр.А вот киносъемочный аппарат мне стало жалко разбивать,да еще и оттого ,что в эти минуты перед моей атакой у меня за спиной горячо задышала,все понимающая Галина Зорина.Она была мой боевой заместитель по комсомольским делам,да еще родной сестрой моего друга Владислава Зорина.
   -Анатолий,-сказала она,-я тоже нахожусь в нашем кинокадре,потому что стою за твоей спиной,но меня дуру совсем не видно из-за твоей растопыренной робы на богатырской фигуре.Поэтому я советую тебе переодеться в мою новехонькую,тоже брезентовую робу.Ее для меня недавно прихватила Тамарка-арматурщица прямо из склада.Причем сниматься обязательно надо,а то ребята наши с тобой заругаются.Ведь о нашей бригаде хотят рассказать посредством кино по всей стране,а разве будет еще такой фарт ребятам в их комсомольской жизни?
   Мне всегда нравился рассудительный тон разговора этой красивой,белокурой девушки,сестры липецкого поэта Зорина,который недавно помог мне опубликовать в молодежной газете"Ленинец" мой фельетон ,который рассказал о продолжении похождений бравого солдата Швейка уже на строительстве доменного производства в городе Липецке,городе,где-когда-то побывали и его предки на местном курорте,где ополаскивали свои австрийские лица в лечебных водах источника,помнящих еще шаги императора Петра Великого.
   А кроме того,Галина мне нравилась...И я остыл от спонтанного гнева.Да и не гоже было мне,вожаку молодежной бригады,секретарю большой комсомольской бригады строительного управления,члену Штаба комсомольской стройки в этот ответственный момент рассупониваться.И хотя жизнь меня к этому времени уже помотала немало,прибавила жесткости в моем характере и горячности,но,как говорил мне мой разведчик и друг Иван Маслов:-В трудные минуты,соберись в кулак,и пой про себя.
   Я переоделся в галкину брезентуху,а кинохроникеры отсняли повторный дубль,но на нем уже красовались не только я,Галина,Тамара,но и вся наша огромная молодежная рабочая ,знаменитая бригада,в полном своем составе из семидесяти человек.
   Как я уже упоминал выше,герой книги писателя Чехии,пана Ярослава Гашека-бравый солдат Швейк стал героем и моего фельетона,который был опубликован в липецкой молодежной газете в 1962 принес мне большую известность среди строителей Липецкой Магнитки.Швейк принес славу не только мне,ребятам моей бригады,но товарищам,которые помогли мне засветить этот фельетон на страницах газеты"Ленинец".Так из работников редакции этой газеты,редактор ее Бобков позднее стал секретарем Липецкого обкома комсомола.Заведующий отделом писем газеты Александр Чижов,вырос до преподавателя Липецкого политехнического университета.Поэт Борис Шальнев,великолепный журналист,позднее стал известным затем писателем,председателем Липецкой писательской организации.Константин Коровин,литературный сотрудник,стал ответственным секретарем многотиражной газеты  Липецкого тракторного завода.Стал знаменитым поэтом и писателем России,Советского Союза Владислав Зорин,бывший заведующий отделом пропаганды и агитации газеты"Ленинец".
   Это признание читателей фельетона"Почему Швейк ретировался" ждало каждого из нас и в последующие годы нашей жизни.Но после встречи бравого солдата Швейка с липецкой прессой,с момента моей публикации фельетона"Почему Швейк ретировался" в газете "Ленинец" каждому из нас выпало много дорог и невзгод,потому что слава для советского человека в те смутные годы в наей стране СССР была не только народной признательностью и могла стать и большой затрещиной со стороны сильных мира сего,ведь в моем фельетоне затрагивались и их личные интересы,сомнения в лигитимности государственной власти.,А это уже считается подрывом режима существующей государственной власти.Безобидный фельетон,простой в нем вроде бы рассказ о похождениях,мытарства на стройке солдата Швейка,но его публикация в газете,массовая читка не только взбудоражила Липецк,Черноземье,Кремль,но и послужила символом красного знамени в то голодное для советского народа время,в Липецке бросили работу все 32000 человек, строителей объектов Липецкой Магнитки.Наша многодневная рабочая забастовка не только остановила производственную деятельность Липецка,Липецкой области ,но,как по рольгану прокатного стана,прокатила подобную идею до Юга нашей страны.Вслед за нами восстал Новочеркасск.
   Когда утихают народные смуты,всегда начинается кропотливая,деловая работа советских чекистов.Главное зерно в этой суете ЧК найти организаторов забастовок народных масс.По первому доносу журналиста молодежной газеты"Ленинец" Николая Смолянинова в компетентные органы,арестовали Владислава Зорина.Местом ссылки ему определили форт Шевченко.-Пусть,как поэт пообщается с поэтом Тарасом Шевченко,-шутя,изрекли эту фразу контрразведчики.
  Мне на след села мафия,а потому пришлось смыться срочно в свой родной Казахстан.Эта липецкая,московская мафия была по грубости тверже той,что попалась в сети следователям Гдляну,Иванову,Струкову,которые позднее занимались расследованием "хлопкового дела" в Узбекистане при Рашидове,тоже друге Хрущева.
    Мой и Ярослава Гашека бравый солдат Швейк поднял в те далекие уже от сегодняшнего дня годы липецких комсомольцев,рабочие массы на забастовку против советской власти,против недопонимания ее нужд народа,еще раз напомнил трудовым людям,каким образом им надо отстаивать свои права на настоящую жизнь.Наша липецкая многотысячная,многодневная забастовка,выстрелы советской власти по живым людям,без надобности в Новочеркасске позднее,в том же 1962 году стали как говорится предвестниками падения кумира советской мафии того периода истории Советского Союза-это Никиты Сергеевича Хрущева.
   Итак после липецкой заварушки,после арестов моих друзей,впереди меня ждал Северный Казахстан,моя малая родина-город Петропавловск.

   ЯРОСЛАВ ГАШЕК.
   Биографическая справка.Гашек Ярослав-чешский писатель.Родился 30 апреля 1883 года в Праге,в семье учителя математики.Окончил коммерческое училище.В начале 20 века были опубликованы в печати первые его очерки и юморески.В 1915 году призван в австро-венгерскую армию.20 сентября 1915 года ефрейтор 91 пехотного полка,сдался в плен русским.После революции 1917 года вступил в России в большевистскую партию и два года служил советским комиссаром в Сибири.Вернулся в Прагу в 1920 году,опубликовал роман о похождениях бравого солдата Швейка,написал около 2000 рассказов,статей,фельетонов.Он знал языки:сербский,венгерский,немецкий,английский,французский и русский.С чешским-всего семь.

   Итак я ехал в пассажирском поезде сообщением Москва-Караганда в сторону города Петропавловска и еще не раз перебирал предыдущие события нашей забастовки в Липецке,особенно моменты дней работы после торжественного пуска доменной печи,вручения орденов и медалей,похвальных грамот и прочих почестей.Не унималась тревога в душе за то,что третья доменная печь,хотя и пустил в конвекторы первые тонны плавки чугуна,но уже с первых шагов работы выявила массу недоделок.Так несколько конвекторов с жидким,горячим металлом завалились под откос железнодорожного пути,оказалось ,что разъехались по сторонам стальные рельсы,плохо расшитые на шпалах.Когда один из конвекторов стали наклонять,чтобы разливать расплавленный чугун в изложницы конвейерной линии ,то этого не удалось сделать,колонны производственного цеха были установлены с отступлениями от требований чертежа.Таким образом около тысячи тонн горячего расплава чугуна были превращены в металлом,в заводской брак.Для охлаждения чушек чугуна в цехе были построены семь железобетонных колодцев.Когда в них наливают воду,эти огромные емкости должны хранить эти водные запасы несколько дней.Налили воду до краев в эти хранилища,спрятанные в земле,вода из них вытекла через полчаса,Конструкция железобетонных колодцев сооружалась в зимнее время,без цементной добавки в нужной пропорции,на основе той же воды.Пока были морозы,комиссия успела их принять,а по весне стенки,растаяв,просто развалились.На стройке воровали не только цемент,железо,доски,воровали все,что можно было просто унести.Рабочие в этом воровстве не участвовали,потому что тащить строительные материалы им было просто некуда,вся рабочая масса жила в основном в общежитиях.Стройку великой советской пятилетки лихорадило не только отсутствие механизмов,техники,материалов,но в особенности отсутствие достаточных денежных средств.Свою роль сыграла в этом еще и недавняя денежная реформа в нашей стране.А администрация ударной стройки Липецкой Магнитки,обком партии клялись всеми богами и на партийных билетах,что все будет в полном ажуре.
  И мы видели этот их ажур в натуре и наяву.Так наш управляющий трестом УС Металлургстроя Шуминский дал команду урезать зарплату всему многотысячному коллективу рабочих.В ответ на его акцию,ночью неизвестные подпалили его двенадцати-комнатный его личный жилой особняк,где он вольготно проживал с женой и домашней прислугой.
   В конце очередного месяца нашей адской работы,вся стройка открыла рты у касс выдачи зарплаты,наподобие тех рыб,что долго греются на солнцепеке.
   Руководство стройки опять нас надуло со своими обещаниями.Вместо 8 рублей зарплаты за каждый проработанный рабочий день плотники получили по четыре копейки,а монтажникам досталось по закрытым нарядам всего по двенадцать копеек и тоже за каждый рабочий день.Завыли от такого" блага начальства не только мы,но и наши семьи.Ведь месячной зарплаты такого нищенского  уровня каждому из нас хватало только на то,чтобы купить по три буханки хлеба.А хлеб можно было купить только тогда,когда подойдет твоя очередь в магазин.
    И тогда я,Александр Самохин,Владислав Зорин,моя комсомольская организация подняли весь  трудовой коллектив  нашей ударной стройки Липецкой Магнитки на забастовку...
   





         ( Начало в №1-7.Продолжение следует)