Велосипед

Застенчивый Хе
1.



Вот уж и поезда грабят. Это теперь обороной называется…

А у моего племянника тёща в Евпатории. И воевать с зятем она не хочет. Ну не хочет, хоть ты тресни! Не хочет, чтобы её мобилизовали с зятем воевать.

Забрала с собой детей младших, дом, корову, козу, гусей, уток, кур, сорок соток огорода, да и подалась в Россию. Соседи тоже. Со скарбом, живностью и огородом. Бстренько так собрались да и пошли.

Чтобы было кому велосипед внукам починить.



2.


У Кольки было два деда. А у меня ни одного. Только две бабки. У Кольки, бывало, велосипед сломается, он сразу к деду Ивану. А если дед Иван выпимши, то к деду Василию. Через час-другой снова на велике.
А мне приходилось отца дожидаться с работы. А он только к ночи возвращался. А чаще до выходного приходилось ждать.

Оба деда в войну погибли. А Колька счастливый. У него два деда. И две бабки. От дедов табаком воняет, иногда водкой. Дед Иван, как выпьет, так сердитый становится. А дед Василий, наоборот, добреет.

А у Юрки тоже ни одного деда. И только одна бабка. Прозвище у неё – Курилка. Потому что самосад курит. Только у Юрки дедов и не было никогда. Я свою бабушку спрашиваю, как же это, что не было никогда. Она говорит, что бабка Юркина в колхозе на конюшне работала, там у конюхов и курить научилась. Там и Юркиного отца понесла. Куда понесла, кому понесла, от кого понесла, бабушка мне не рассказала, сама потому что не знала. Да и я до сих пор не знаю. А только Юркин отец очень большой был, как сейчас помню. Как она его несла?..


3.

А ещё есть город Куба. В Закавказье. А ещё город Мары. В Туркмении. Соберётся какой декханин в Мары, так и говорит, поехал, дескать, в Мары. А соберётся в Кубу, так и говорит, поехал в Кубу. Соли-сахару купить.

А едет назад, в родной кишлак, спросят его, где был, отвечает: был, дескать, в Марах. Или наоборот, в Кубе, дескать был.

А то ещё есть Гагра. Там ещё зимний вечер был. И вот что характерно, был этот зимний вечер в Гаграх. Хотя город называется вовсе не Гагры, а Гагра. А в песне поётся «О, море в Гаграх, о, пальмы в Гаграх!». Правило такое. В Га-грах. А не в Гагре. Хоть ты тресни. Хороший город Гагра!..

А то есть ещё Куба. И вовсе не в Азербайджане. Это страна такая, Куба. Между прочим, любовь моя. И, по совместительству, остров зари багровой. А как говорит декханин, когда соберётся на Кубу, соли-сахару купить? Да так и говорит, поехал, дескать, на Кубу, соли-сахару купить. А когда назад возвращается, спросят его, где был, так и отвечает: на Кубе, дескать был. Правило такое. Хоть ты тресни. А поехать в Кубу это против русской грамматики. Нет, конечно, если в город Кубу, то в Кубу, а страна Азербайджан. А если в страну Кубу, то на Кубу. Хоть ты тресни... Хорошая страна Куба!..

А если какой оленевод поехал на Печору, так и говорит, на Печору, однако, поехал. Не в Печору, понятно-дело, а на Печору. Соли-сахара купить. У Печоры, у реки там, между прочим, живут оленеводы, и рыбачат рыбаки. А ещё поблизости космодром. А поехать в Печору тоже против русской грамматики. Хороший город Печора!..

А если город, к примеру, называется Сумы, так и говорится: в Сумах. А если Диканька, то говорится в Диканьке.

Или на Украине. Потому что «в Украине» противоречит и русской и украинской грамматике. А если уж кому сильно не нравится предлог «на», а сильно нравится предлог «в», тогда так и говорите: в государстве Украина. А говорится так: на Украине.

Правило такое. Хоть ты тресни.




4.

А ищё, бывало, на болоте стога ставили. Таки делали там падинки. Круглавинычку каку найдеш, так вот зделыиш колушки, так вот положиш ети борнушки на колушки, а потом на ети борнушки и кладеш.

А летось дед Василий помре.
Так некому вилсапед починить типерь.
А и ня нужан типерь вилсапед-то никому…
Тужи, ни тужи…


5.

Вот и Тарас писал:


Як умру, то поховайте
Мене на могилі
Серед степу широкого
На Вкраїні милій…

Тарас говорил: На Украине! Хоть ты тресни!