Лесная гостья

Надежда Жиркова
 Этот рассказ-быль, написан  мною со слов Любы Федорович.


      Раннее утро. Серые облака высоко пролетали над деревней. Моросил мелкий, но теплый дождь.
Капли   падали на пыльную дорогу и такую же пыльную траву.  Деревья притихли и стояли в ожидании этой живительной влаги, посланной им с небес. Тишина, и только слышен шелест падающих капель по листве, по крышам строений. На улице – ни души…
Но вот в одном  из домов  со скрипом открылась дверь,  и  на крыльцо вышла женщина - невысокого роста, в черной юбке и темной кофте, на голове - белый платок. Осторожно, словно боясь нарушить тишину, она спустилась с крыльца  на дорожку,  завернула за угол дома и поспешила к сараю,  который  темной массой возвышался  в конце двора. Двери были слегка приоткрыты, и женщина   мышкой проскользнула в проем.

       Через некоторое время из этой же хаты  вышел на улицу грузный  высокого роста  мужчина и,  не спускаясь с крыльца, хриплым прокуренным голосом  позвал:
     - Клавка, ты где? Прячешься?
 Все равно найду и убью! Куда бутылку вина дела?  Говори, а то хуже будет!
Но в ответ - только  шум дождя, да  дуновение  ветерка, который легонько играл с листвой деревьев и кустарников.
Мужчина закурил, постоял некоторое время на крыльце, вглядываясь в сумрачный рассвет.  Ему не очень-то хотелось идти под дождь и, что-то ворча себе под нос, почесывая взъерошенные волосы, он пошел назад в хату.  А дождь продолжал свою песню, умывая   все вокруг.

       Клавдия  слышала голос мужа, но хранила молчание и не потому, что  слышала его угрозы. Её остановило  другое…
Сразу за порогом сарая на  земляном полу лежала большая змея. То ли она спала, то ли была мертва - женщина не  могла понять, ведь тусклый свет маленькой лампочки, которая  горела под потолком сарая,  не давал возможности все хорошо рассмотреть. Клавдия остановилась у дверей,  боясь даже пошевелиться. Но непрошенная гостья тоже лежала без движения. Наконец женщина, взяв себя в руки, наклонилась над ней. И только тогда поняла, почему  змея не реагировала на неё. Она  ранена!  Кожа по всей длине ее туловища была повреждена.
    - Эх ты, горемычная,  как же тебе не повезло! И на что это ты так напоролась? Или тебя кто-то так приласкал? Я думала, что мне одной плохо живется, ан нет - и тебе не повезло, - приговаривала Клавдия, рассматривая лесную  гостью. - Дай-ка я тебя перенесу в укромное место, а то, не дай бог, мой муженек нагрянет, тогда тебе не сдобровать. Он и меня может кулаком поласкать.
Она взяла стоявшую в углу снеговую деревянную лопату и подставила ее под бок змее. Но та вдруг зашевелилась, и сама переползла на лопату.
    - Вот чудеса! - воскликнула женщина. - Так ты меня слышишь и понимаешь? Кому сказать, не поверят! Ладно, уж, лежи здесь. Я тебе соломки постелю, все же мягче будет, а чуть позже молока принесу. Горемычная ты моя.  Давай договоримся: раз уж ты меня слышишь и понимаешь,  я помогу тебе, но и ты, как выздоровеешь, сразу уходи туда, откуда пришла. Договорились?
    Но змея молчала и не шевелилась. «Ну и ладно, наверное, поняла….» - вздохнув, сказала женщина и вышла из сарая. «Хорошо, что сына к матери отправила», - думала она, - а то напугался бы ребенок. Да и от мужа подальше. Что-то он запил сильно и очень уж не спокойный. Наверное, спит сейчас, Вот и покормлю гостью».
   
   … Молоко в блюдце Клавдия приносила каждое утро.  Кожа змеи  затянулась. Женщина мазала ее мазями собственного приготовления. Змея уже начала ее узнавать и не шевелилась, когда Клавдия ее лечила. Только внимательно смотрела в глаза своими бусинками.  Муж куда-то уехал - целую неделю отсутствовал. Женщина даже боялась представить, что будет, когда вернется.  После таких прогулок  он всегда  возвращался злой и избивал её до полусмерти.  А пока она наслаждалась покоем…
     В один из дней Клавдия, как обычно  зашла в сарай и не нашла змею. Место, где она лежала, было пустым. Остались только лоскуты  да пустое блюдце.
   - Вот и ты выздоровела и уползла от меня. Значит, все поняла. Умная!  Вот только я все не могу решиться бросить мужа и уйти к матери. Он ведь и там мне покоя не даст. Некому меня защитить, сын еще маленький, а мать старенькая. Эх, ну что горевать! Пойду в поле травы собирать. Хоть людям буду помогать, они мне всегда спасибо говорят, уважают.
    В горах солнце встает рано. От утренних рос трава выросла густая  да сочная.  Весна в разгаре, и все поляны запестрели яркими цветами. Здесь и зверобой, и подорожник. « Много других трав, которые, если знаешь, очень хорошо помогают людям и животным при разного рода болезнях», - размышляла Клавдия, срывая благоухающие бутоны и складывая их в рюкзак, висевший за спиной.
Краем глаза она заметила, как трава рядом с ней зашевелилась, и тут же блеснул бок ползущей змеи. Женщина остановилась и внимательно вглядывалась, стараясь понять, что за змея рядом с ней. Но та  вдруг куда-то исчезла…
 Недалеко  был выступ скалы, и Клавдия поспешила к нему. Это было её небольшое убежище. И когда, взобравшись на камень, женщина увидела, что у  змеи, которая ползла за ней, меченый  бок, то  поняла, что это ее лесная гостья.
   - Как же ты меня напугала! - воскликнула  Клавдия. – Я-то думала, что это кто-то другой из твоих сородичей. Как твое здоровье? Вижу, что хорошо. А я вот пришла, травы собрать. Сейчас время их собирать. Ну что, я пошла? Возражать не будешь? - говорила она, осторожно спускаясь с камня. - Мне домой пора…
   Змея, словно поняла её, тихо уползла в другую сторону.
     - Ух! - выдохнула Клавдия. - Как страшно стало! Хорошо, что моя пациентка попалась, а так плохо бы все кончилось…
И она поспешила домой.
    Открывая калитку, она заметила сидящего на ступеньках крыльца мужа.  Увидев жену, он воскликнул:
      - Что, змея, явилась? Опять ходила за травами? Колдовать будешь? Натравлю я на тебя нашего попа, вот смеху-то будет. Он давно на тебя зуб точит.
    От этих слов женщина резко оглянулась назад, она и вправду ощутила рядом с собой свою змею. Но, переборов это чувство, подошла к мужу:
    - Ну что опять шумишь? Что плохого, в том, что я собираю травы? И тебе помогала, когда болел, и сыну… - но не успела еще  что-то сказать,  как зазвенело в голове и  в глазах потемнело. Сильная боль пронзила все тело. Только в мыслях пронеслось: «Опять пьяный…»
    Сколько лежала, она не помнит. Открыв глаза, поняла, что уже вечер. Голова кружилась, и подташнивало. С большим усилием
 доползла до  стены дома и,  опершись на нее, тихо заплакала. Горькие слезы катились по её опухшим щекам. Сил не было, чтобы самой подняться. Так и просидела до утра. Слышала, что муж спал: его мощный храп разносился по двору.   Боль немного ослабла и женщина уснула.
А утром открыла глаза от первых прямых лучей солнца и от  безумного крика мужа :
- «Клавка, беги!  Змеи рядом с тобой!»- Он весь побелел, и его губы и руки тряслись от страха.   Он заметался по двору и, словно что-то искал. Пытался вырвать кол из частокола, огораживающего двор. Но у него ничего не получалось. Затем он резко остановился и внимательно посмотрел на жену.-
 - «Хотя зачем тебе бежать - это же твои  родственницы. Ты же с ними одного поля ягоды…»
Клавдия приподнялась на руках и от неожиданности вздрогнула: Рядом, вокруг нее, лежали  три  змеи. Они свернулась кольцами, и смотрели своими глазками-бусинками на Клавдию.  Среди них была и её пациентка. И хотя в свое время Клавдия  помогла змее, женщина не знала, как она себя поведет сейчас. Но та продолжала тихо и мирно лежать у ее ног.
    Муж вбежал в дом и  вскоре появился на крыльце с какими то вещами в руке. И злобно  закричал:
   -! Хотя зачем тебе бежать - это же твоя родственница. Ты же с ними одного поля ягоды…
Змеи в это время стали в позу охоты и замерли на некоторое время  в таком положении
. Муж в сердцах выругался и попятился назад. Выбежав за калитку, он крикнул.
   - Змеюка паршивая, вот и оставайся с ними! Я ухожу от тебя на  веки вечные…
Женщина облегченно вздохнула.


Надежда ЖИРКОВА.
Март 2014 г.
Г. Ростов-на-Дону.