Случай в крымских горах

Олег Маляренко
        - Валюша, давай завтра махнём на Чатырдаг. Да и детишек возьмём с собой, - сказал я жене за ужином в субботу.
        - Неплохая идея, Алёша. Но не смогу я с вами поехать. Много накопилось домашней работы. А вы поезжайте. Вот только Галочка ещё мала, чтобы взбираться на гору.
        - Ничего себе! Девочке уже пошёл восьмой год и с нами легко гуляет по лесам. А на вершину мы подниматься не будем. Достаточно прогуляться по верхнему плато.
        - Ладно. Поезжайте, а в следующий раз и я к вам присоединюсь.

        Ранним утром в воскресенье я катил в троллейбусе на Ангарский перевал во главе молодой компании. В неё входили сын Миша, дочка Галя и племянник Саша. Тогда Мише было 13 лет. Саша, на год его моложе, проводил у нас в Крыму летние каникулы. У всех настроение было приподнятое. Ведь предстоит не обычная поездка в лес, а взобраться на одну из известных крымских гор – Чатырдаг.
        Эта гора по высоте уступает лишь Роман-Кош и видна со всех сторон на многие километры. Её трапециевидная форма похожа на старинный военный шатёр. А название её переводится с тюркского как Шатёр-гора. Восточный излом горы носит название Ангар-бурун, а западный – Эклизи-бурун. Но покорение горных вершин не входит в наши амбициозные планы. Наша цель более скромная – побродить по верхнему плато, до которого следует подняться примерно на километр. Предстоящее восхождение будет для меня третьим.

        Первый раз я покорял Чатырдаг вместе с женой Валей. Тогда нас сопровождал её дядя Митя, живший в селе Перевальное. Бывшему крымскому партизану прекрасно были знакомы окружающие леса и горы, и мы были благодарны такому проводнику. С тех мест подъём был пологий, поэтому на верхнее плато мы поднялись легко. Была середина мая, а в расщелинах и углублениях кое-где сохранялся снег. На обратном пути при спуске мы услышали шум воды наподобие водопада. Когда подошли поближе, увидели, как из горы хлещет поток воды. Это был исток речки Аян. Такой вкусной, прохладной, кристально чистой воды мы не пили никогда.

        Во второй раз я поднимался на Чатырдаг вместе с друзьями. К походу подготовились основательно и прошли по хребту горы от одного излома до другого. Оттуда открывался чудесный крымский вид на степь, горную гряду и море. С Эклизи-буруна мы спустились в долину, где и заночевали на туристической стоянке, дивно отметив восхождение. Тот поход мне запомнился надолго.

        Наша тургруппа прошла мимо озера и вышла на тропу, ведущую наверх. Погода нам благоприятствовала: щедрое солнце, голубое небо и свежий ветерок. Подъём на гору всегда связан с обманом: видишь край горы и кажется, что за ним вершина, но когда его достигаешь, то за ним открывается другой край, и это происходит многократно. Детвора резвилась, не принимая во внимание мои советы беречь силы.
        Наконец мы добрались до плато. Можно передохнуть и оглядеться вокруг. Дышалось необыкновенно легко. Наши взоры привлекли горы Демирджи и Бабуган, а за ними узкой полосой синело море. Плато покрыто сочной изумрудной травой, редкими колючими кустиками, а местами открывалась скальная порода. Казалось, что до вершины горы отсюда рукой подать. Передохнули и подкрепились бутербродами.
        С собой я взял кинокамеру, чтобы запечатлеть наш поход для истории. Мне было приятно снимать малышей и окружающую природу. Придумал сценку с кинотрюком. Для этого нашёл свободную от травы площадку на склоне горы, поручил Мише снимать меня снизу наклонённой горизонтально камерой. А сам стал на четвереньки, медленно передвигаясь вперёд. На экране это будет представлено как лазание по отвесной скале. После этого сам взял камеру и из того же положения, что и Миша, стал снимать детвору, которая быстро проскакала на четвереньках один за другим. Если всё получится, как было задумано, смех будет гарантирован. А пока сами артисты надрывались от смеха.
        Объединённый детский хор жизнерадостно исполнил итальянскую песню Тото Кутуньо «La Shante Mi Cantare» с оригинальными словами:

В траве-траве-траве сидел-сидел-сидел кузнечик
Совсем-совсем-совсем, совсем-совсем-совсем как огуречик.
Зелёненький он был, зелёненький он был, зелёненький он был,
Был-был-был, был-был-был.
Со-о-ли, скорей мне дайте со-ли,
Ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля…

        Мы принялись бродить по плато. Оно было испещрено карстовыми воронками, иногда такими глубокими, как колодцы. Поэтому я предупредил всех, чтобы были предельно внимательны и осторожны.
        Пора была возвращаться домой, и мы двинулись по плато в северном направлении. Его восточная часть, хорошо видная с трассы, представляет собой крутые скальные отвесы. Нам надо было выйти на тропу, которая ведёт на трассу между перевалом и Перевальным, а затем троллейбусом вернуться в Симферополь.
        Когда мы прошли часть пути, я почувствовал учащённое сердцебиение. Такое приключалось со мной прежде по несколько раз в году вроде без видимой причины. В таком случае я останавливался и выжидал пять-десять минут, пока сердцебиение не придёт в норму. После этого вновь чувствовал себя хорошо и возвращался к прерванному занятию.
        Я присел на траву, чтобы дождаться, когда прекратится то, что медики называют тахикардией. Время истекло, а сердце продолжалось биться в бешеном темпе. Тогда я стал по очереди давить на глаза, на мочки ушей и задирать ноги из положения лёжа. Вспомнил, что мне советовали в таких случаях задерживать дыхание. Ничто не помогало. Вокруг меня сгрудились встревоженные детишки.
        Прошло полчаса, затем ещё час, а сердце никак не успокаивалось. Такого у меня никогда не случалось прежде. Я уже начал задумываться, что делать дальше. Помощи мне ждать неоткуда, никаких лекарств у меня нет. Плато было безлюдным, если не считать прошедших вдалеке туристов и пары пешеходов. Солнце неуклонно двигалось к закату. Чего ждать дальше? В таком состоянии я идти не могу. Предложил детям, чтобы они возвращались домой без меня, но они не согласились. И правильно сделали, потому что и мне не хотелось их отпускать.
        Прошло около трёх часов моей неподвижности при резвом сердце. Солнце скрылось за горами, а когда начало смеркаться сердце вернулось к нормальному ритму. Я облегчённо вздохнул и неспешно поднялся.
        Мы двинулись вдоль плато на почтительном расстоянии от обрыва. Я шёл впереди, за мной Галя и Саша, а последним – Миша. Надо было торопиться, чтобы до наступления темноты выйти на трассу. Но это стало невыполнимой задачей, так как в горах темнеет быстро.
        На плато опустилась ночь, и на небе замерцали звёзды. На наше счастье, из-за горы выплыла полная луна, что залила плато тусклым светом. Вот так влип в историю, да не один, а с детьми! Что делать дальше? Остаются два пути: переночевать на плато, или рискнуть и спуститься вниз. И оба плохие.
        У нас нет тёплых вещей, а уже ощущается прохлада. Дальше будет ещё холодней, и нет даже спичек, чтобы разжечь костёр. Зато относительно безопасно, так как никуда не свалишься. С другой стороны – сложно будет при свете луны отыскать тропу, ведущую вниз, а без неё спускаться безрассудно. Опять же, у нас нет никакой верёвки для подстраховки.
        Дети понимали, в какой переплёт мы попали, и были напуганы. Галя начала хныкать. Нужно было принять какое-то решение, и я заговорил:
        - Дорогие дети! Будем идти дальше, как и шли. Нам нужно отыскать тропу для спуска вниз. Если нам удастся её найти, то попытаемся спуститься к лесу, а оттуда выйти на трассу. Если мы не найдём ту тропу, то останемся на плато до утра. Сейчас лето, так что мы не замёрзнем, но будет довольно холодно. Самое главное, будьте внимательны и осторожны. Смотрите под ноги. Если упадёте, то расставляйте ноги и руки, и тормозите ими. Первым пойду я, а вы за мной следом.
        Наступила тишина. Все задумались над тем, что я сказал. Голос подал Миша:
        - Папа, послушай, что я скажу. Предлагаю первым пойти мне. У меня зрение лучше твоего. Кроме того, нужно беречь твоё сердце. Да и я достаточно ловкий, чтобы не свалиться.
        Какой молодец мой сынок! Пожалуй, он прав.
        - Ладно, Миша, пусть так и будет, - согласился я.
        Осторожно ступая, мы пошли по плато. Надо было не сбиться с тропинки, которая рано или поздно приведёт нас к цели. На небе не было ни облачка, а луна светила как яркий прожектор. В одном наклонном месте обнажилась скальная порода, усыпанная мелкими камешками. Я держал Галю за руку и шёл за Мишей. Неожиданно он оступился, упал на землю и начал скользить по склону. Я успел только крикнуть «Миша, держись!». Но он ухватился за куст, и быстро поднялся на ноги.
        - Ты в порядке? – спросил я.
        - Всё хорошо. Только немного поцарапал руку, - откликнулся он.
        С горами шутки плохи, особенно в ночное время. Пройдём ещё немного, и если не наткнёмся на тропу для спуска, остановимся.
        Всё-таки нам повезло, когда вышли на широкую тропу, ведущую вниз. Спуск был довольно крутой, но достаточно безопасный, если пройти по нему не спеша. Миша взял за руку Сашу, а я Галю, и мы, осторожно ступая, начали спускаться. Долгий спуск ничуть не легче затяжного подъёма. От напряжения тряслись колени, а спуск всё не заканчивался.
        Появились заросли кустов, постепенно переходящие в лес. А когда мы вошли в него, то видимость значительно ухудшилась, так как лунный свет едва проникал сквозь густые кроны деревьев. Но нас это уже меньше волновало, потому что спуск уже стал пологим.
        Впереди нас ждало ещё одно препятствие. Надо было перейти речку Ангару, мелкую тёзку той Ангары, которая вытекает из озера Байкал. Она бывает полноводной только при таянии снега и обильного дождя. В остальное время её легко можно перейти по камням. В темноте придётся перейти речку только вброд. Это не остановило нас.
        И вот мы вышли на шоссе. Было около десяти часов вечера. Мы сделали это! Было много трудностей, но мы их преодолели. Мы сильно рисковали, но этот риск оправдал себя. Было удивительно радостно. Мы ликовали.
        Через некоторое время из-за поворота показался троллейбус, который довёз нас до Симферополя. Когда мы сошли с автобуса на остановке поблизости от дома, издалека заметили Валю. Она смотрела в нашу сторону, а потом рванула домой. Мы застали её коленопреклонённой с опущенной на диван головой и громко рыдающей.
        - Успокойся, Валечка, всё в порядке, - обнял я её.
        - И это ты называешь порядком?! Я чуть с ума не сошла! Где вас носило?
        Я рассказал обо всём, что с нами случилось в горах. Наконец жена успокоилась и заулыбалась.

        В последующее время я обдумывал то, что произошло на Чатырдаге. Конечно, я не мог предвидеть, что моё сердце так подведёт. Но с моей стороны следовало бы быть более осмотрительным и брать с собой необходимое, что может пригодиться в горах, даже если поднимаешься на них в тёплый летний день. Слава Богу, что всё завершилось благополучно. Дети вели себя похвально, а Миша – выше похвал. Никто не ныл, и все стойко перенесли экстремальный переход.
        Я стал обращаться к различным кардиологам, чтобы лечить своё сердце, провести все необходимые обследования. Но все они в один голос заявляли, что моё сердце практически здоровое, хотя причину приступов тахикардии у меня не установили. И никто из них не предложил средства её купирования. Но есть кудесники и среди врачей. Один пожилой врач из скорой помощи назвал мне лекарство в таблетках, успокаивающее моё сердце. И оно всегда со мной.
        Изредка я просматриваю семейную кинохронику, в том числе, и тот поход в горы. Когда я вижу себя, молодого, ползущего по отвесной скале, и догоняющих меня малых детишек, мне становится одновременно весело и грустно.

Картина из Интернета