Карьера тренера - провинциала в СССР

Владимир Сергеевич Мусатов
Ученикам  моим для сведения от основателя Озерской школы борьбы(г. Озерск Челябинской области), Владимира Мусатова.
                "Провинциал знай свое место"
В 1968 году мой  ученик, Валерий Двойников, завоевывал золотую медаль на юношеском чемпионате СССР по самбо. За подготовку чемпиона СССР медалью Спорткомитета СССР должен быть награжден и тренер ученика, то бишь я, однако меня нет на чемпионате, с командой был челябинский тренер Харис Юсупов. На предназначенной для меня медали гравируется фамилия челябинского тренера Хариса Юсупова, и он ее преспокойно получает.
«Ошибку» раскрыл мой хороший товарищ по сборной России Михайлов, пришлось Юсупову медаль вернуть в судейскую коллегию, и ее вручили Валерию Двойникову для того, чтобы он передал  ее мне, вернувшись в город.
В газете «Правда» появилась заметка о великолепном выступлении учеников  Хариса  Юсупова на юношеском чемпионате СССР по самбо,  в число его учеников записаны и мои  ученики:  Валерий Двойников (первое место),  Валентин Попов (второе место).  Я пишу только о своих учениках, другие тренеры о своих пусть пишут сами.
Эти «ошибки»  наводят на определенные размышления.
В Советском Союзе старшие тренеры по спорту при областных,  республиканских, спорткомитетах  имели возможность сделать  тренерскую  карьеру, присваивая себе достижения  других тренеров, провинциальные же тренеры только скрипели зубами, когда лишались своих талантливых учеников и получали фигу за свой  труд.
Приведу сравнительный анализ получения  званий за достижения учеников между мной - провинциальным тренером из области и челябинским тренером  Х. Юсуповым. 
 Х.  Юсупову  присваивают звание Заслуженного тренера РСФСР в 1969 году. 
В его послужном списке ученики тренера Цыганова: Шунькин, Харитонов занявшие 1ое и 2ое  места на первенстве СССР  по юношам, ученики совместной работы Юсупова с Александром  Брюхановым и Юрием Поповым:  Ившин и Мосейчук, которые стали чемпионами СССР по юношам и  призер первенства СССР среди юношей Дружинин. Вполне возможно предположить, что и мои ученики  В. Двойников и  В.Попов попали к нему в послужной список. Однако в то время я об этом не думал, стремился во что бы то ни стало прорваться на международную арену - подготовить чемпиона мира, попасть на Олимпийские игры, но вырваться за рубеж из закрытого атомграда Челябинска -40(Озерска) было чрезвычайно сложно.
О звании Заслуженного тренера я задумался после того как мой ученик Валерий Двойников завоевал золотую медаль на молодежном чемпионате Европы в 1970 году во Франции. .
Привожу достижения моих учеников.
Валерий Двойников в 1968 году -  чемпион юношеского первенства СССР, в 1969 и 1970  -  блестяще выигрывает молодежные чемпионаты СССР.  В 1970 г. завоевывает золото  молодежного чемпионата Европы по дзюдо во Франции.. В 1970 году -  призер взрослого чемпионата СССР по самбо.  В 1971 году -  бронзовый  призер взрослого  чемпионата Европы по дзюдо в Швеции. Валерию присвоено звание,  Мастер спорта международного класса. У меня еще два серебряных призера юношеских чемпионатов СССР по самбо, Валентин Попов - 1968 год и Валерий Тимшин - 1969 год.
После успешного выступления Валерия в Швеции 1971 году я посылаю   документы на звание заслуженного тренера РСФСР, однако не тут-то было, ни ответа, ни привета.
Продолжаю работать - готовлю Валерия к Олимпийским играм в Мюнхене.
Цикл  подготовки к Олимпийским Играм - 1972 года  член сборной команды СССР Валерий Двойников проводит блестяще, выигрывает ряд международных турниров. На заключительном международном турнире в Тбилиси с участием сильнейших спортсменов мира он в финале побеждает двукратного чемпиона Европы немца Дитмара Хетгера и становится чемпионом.
В 1972 году в Киеве  Валерий Двойников  готовится к Олимпийским Играм, с ним на Олимпийском сборе в  Киеве я и еще пять  моих учеников: Борис Кривенко, Геннадий Белянкин, Владимир Махно,  Виктор Сергеев,  Валерий Тимшин.  Из города Челябинска на Олимпийском сборе участников не было.
Мое Эго воспарило и я решил еще раз попытать счастья.
Направляю  документы на присвоение звания Заслуженного тренера РСФСР в облспорткомитет вторично, однако звание  присвоено не было, ни ответа, ни объяснения из областной и российской федераций не поступило.
Федерацию по борьбе самбо и дзюдо  в Челябинске возглавлял Х. Юсупов.
Меня из федерации, а заодно и из областного тренерского совета исключили в 1970 году  по настоянию Харриса  Юсупова, за критику работы председателя  федерации. Просто Х. Юсупов, на мой взгляд, перед молодежным чемпионатом Европы по дзюдо решил "убить" своего  конкурента.
Однако продолжим сравнение.
В 1974 году Валерий Двойников становится чемпионом СССР по дзюдо и выигрывает чемпионат мира среди студентов, и я в третий раз представляю документы на присвоение  звания Заслуженного тренера РСФСР в Облспорткомитет, однако звание мне не присваивают.
У Хариса Юсупова в отличие от меня все идет блестяще.
В  1974 году он  подает документы на   высшее тренерское звание Заслуженного тренера СССР. Ему достаточно того, что чемпионом Европы-74 по юниорам становятся приглашенный им в Челябинск воспитанник уфимского тренера Н. Д. Попова, А. Семенов, и победителем юниорского чемпионата Мира становится,   приглашенный им  в Челябинск осетин Виктор  Бетанов.   
Харису    Юсупову в  начале 1975 года  присваивают звания Заслуженный тренер СССР.
Я слежу за достижениями своего ученика, Валерия Двойникова, переехавшего в Киев, и работаю с новыми талантами.
В 1975 году Валерий Двойников, становится серебряным призером чемпионата мира.
В личном чемпионате Европы 1976 года он завоевывает золотую медаль, в командном чемпионате Европы - 76  получает серебряную медаль, выиграв все свои схватки у сильнейших дзюдоистов Европы( выступает в весе 71 кг.)
Учитывая феноменальные возможности Валерия, ему доверяют закрыть вес 80 кг. на Олимпийских Играх в Монреале.
Его звездный успех  в Монреале в весе 80 кг, притом, что он боролся постоянно в весе 71кг, грандиозен, он становиться Вице- чемпионом Олимпийских Игр.
Валерию  Двойникову присваивают звание Заслуженного мастера  спорта СССР.
Мне некогда заниматься своей тренерской карьерой, в моей школе рвутся к медалям два моих талантливых ученика.   Александр Комаров входит в сборную команду СССР среди взрослых, завоевав призовое место в чемпионате СССР в 1977 год в Баку, его успех уникален -  он побеждает пятерых  соперников удушающими приемами.
Чемионом  молодежного чемпионата  СССР -77 становиться мой ученик  Василий Чураков, победив четверых соперников тоже удушающими приемами,  финал выигрывает подхватом на вазари. 
Призовые места на юношеских чемпионатах СССР   по самбо занимают мои ученики: Павел Ходырев,   Владимир Долгих, Вадим Аверин. Все эти достижения плюсуются к предыдущим.
Я  в четвертый раз посылаю в областную и российскую федерации по дзюдо  документы на звание Заслуженного тренера РСФСР. Четыре года документы валяются в федерациях области и РСФСР и не рассматриваются.  Возможно, они и рассматривались, однако ответов я не получал.               
Я не мог получить звание в течение  10 лет, и оно потеряло для меня всякий моральный смысл.
В 1981 году на молодежном чемпионате СССР по дзюдо в Ленинграде, сборная команда  общества Минатома -Труд-2 под моим руководством добилась блестящего результата, завоевала две золотые медали из семи.
Старший тренер молодежной сборной команды СССР Каплин, поздравив меня, неожиданно спросил:
        -  Почему вы не носите значок Заслуженного тренера?
        -  Я не Заслуженный тренер, хотя подавал документы четыре раза  -  ответил я.
        - Так идите, черт возьми, к председателю   Спорткомитета РСФСР и  боритесь за свое звание, ведь ваш  воспитанник, Валерий Двойников  Заслуженный мастер спорта, серебряный призер Олимпийских Игр-76, а на дворе уже  1981 год! – он был явно возмущен.
        -  Попробую в последний раз, - ответил я.
Заехав в Москву, я зашел в приемную председателя Росспорткомитета,к    Немешаеву Николаю Александровичу и изложил свою просьбу.  Его реакция была мгновенной. Он вызвал ответственного инструктора за единоборства товарища Скоковаа и приказал разыскать мои документы. Документы были представлены через две минуты, они находились в федерации борьбы.
           -   Владимир Сергеевич, - обратился Николай Александрович ко мне, -  езжайте домой в свой Озерск, обещаю, через месяц получите удостоверение Заслуженного тренера.
Через месяц  я  получил удостоверение и значок Заслуженного тренера РСФСР.