Желаю счастья!

Любовь Лысенко
               

     Каждый год  в этот день семья собирается в уютном доме Коротких Евдокии Ильиничны. 30 марта они все вместе отмечают день рождения любимого мужа, отца и дедушки Фёдора Кузьмича, который родился в далёком 1927 году.. Нелёгкая ему выпала доля, не любил он вспоминать о былом.
- Что хорошего было в моей жизни? Лучше расскажите о себе, - просил он родных.
Он безумно любил своих внуков, отдавая им все свои силы и время. Вероятно. потому что был он таким добрым и щедрым, родные всегда чувствовали себя рядом с ним счастливыми людьми и. прежде всего, конечно, его любимая жена.
- Мы поженились 17 февраля 1952 года, - вспоминает Евдокия Ильинична. – Прожили вместе 45 лет. А кажется, только вчера познакомились…
             1951 год выдался трудным, голодным, засушливым. Чтобы как-то выжить, Евдокия уехала в город Лениногорск к сестре Таисье. Работала на стройке. Хоть небольшая, а всё-таки зарплата – не то, что в деревне… Как-то приехал к Дусе знакомый из Маралихи и попросил помочь найти его друзей. Вместе они отправились по адресу, где жили друзья. Евдокия зашла первой и опешила от неожиданности, потому что на стук из соседней комнаты выскочили сразу несколько парней. В это время зашёл её знакомый, которого она взялась провожать и усовестил парней:
- Чего повыскакивали? Видите, что вы смутили Евдокию.
Друзья подумали, что это его жена. Но при разговоре выяснилось, что это просто их односельчанка  - Дуся Кудинова.
- Когда же она успела вырасти? – удивился Фёдор Коротких. - Она же совсем маленькая была, когда мы уезжали!
             Он догнал Дусю на улице, познакомился и сказал, что завтра придёт в гости. На другой день смотрит Таисья в окно – идут к их дому шесть мужчин. Она растерялась и стала ругать Дусю: что скажут соседи?! Та оправдывалась, что просто так получилось. Гости принесли с собой много шума, веселья и разных угощений:  конфеты, колбасу, шампанское…
- Где же они столько денег взяли? – удивилась Таисья.
- Так они же шахтёры! – ответила Дуся.
В этот же день вечером Фёдор предупредил друзей:
- Чтобы никто не смел подходить к Дусе! Это моя!
            Дуся была девушкой общительной, боевой, но боялась, что скажут дома, поэтому при первом же приезде домой поделилась с родными насчёт Фёдора. Родные её выбор одобрили – они были людьми опытными, много повидавшими и пережившими.
           Дедушка Евдокии, Абрам Степанович Кудинов, был крестьянином из Воронежской губернии. Когда там поделили землю по знаменитой аграрной реформе, то её всем не хватило, да и то какая земля – одни торфяники! Вот и потянулись переселенцы на вольные земли в Сибирь. Шли долго, пешком, измерив всю Россию-матушку своими собственными ногами.
             Абраму Степановичу  тогда было за 40 лет. Он приехал в село вместе со своей женой Евпраксией и тремя женатыми сыновьями: Степаном, Иваном и Ильёй. Но и здесь не минула их судьба. Степан погиб в 1 Германскую. Иван отсидел 7 лет  а лагерях за одно неосторожно сказанное слово по поводу белых и красных. А его сын Фёдор отсидел 3 года, потому что его тоже посчитали неблагонадёжным.
            Ко времени установления советской власти в селе Илья Абрамович с женой Матрёной Григорьевной имели крепкое хозяйство. Жалко было задаром отдавать скотину в общественное пользование. Сначала думали всех порезать. Но Иван посоветовал:
 - Раз уж пошла такая жизнь и все сдают свой скот в колхоз, то и вы тоже сдайте.
На том и порешили. Илья был человеком умным, умел хорошо считать, поэтому его назначили в колхозе бухгалтером.
            Гражданская война больно отразилась в семье Кудиновых. Илья был в партизанах.
Когда пришли в село белые, он вместе с другими партизанами прятался в ручье подо льдом. Есть в нашем ручье такое место возле мостика, где лёд постоянно поднимается над водой и там образуется пустота, как пещера. Там и прятались местные партизаны. Это место в селе многие знали, но белые не догадывались. Они злились и зверствовали. Матрёну Григорьевну, к примеру, ставили к стенке и стреляли, требуя рассказать, где прячутся красные. Она от страха при каждом выстреле  падала на пол и теряла сознание. Её поднимали, приводили в чувство и всё повторялось снова. Матрёну Григорьевну не убили, только после этого её стали мучить жестокие припадки, приведшие к ранней смерти. Илья Абрамович тоже не прожил долго. Он простудился, когда прятался подо льдом, сильно заболел и вскоре умер.
               Евдокие Ильиничне было 8 лет, когда не стало её родителей. Дед,  Абрам Степанович,  был уже стар, но говорил, что не имеет права умереть, пока не вырастит детей. А детей в семье Ильи Абрамовича и Матрёны Григорьевны было трое – Николай, Таисья и Дуся. Авторитет главы семейства был непререкаем, поэтому когда он сказал своей снохе Домне после гибели её мужа Степана, чтобы она оставалась в семье и занималась воспитанием  осиротевших детей Ильи, она не посмела ослушаться и воспитала их, как своих собственных. Абрам Степанович жил долго и умер в глубокой старости в возрасте 106 лет в 1948 году. 
             Жили Кудиновы на Горе возле пожарки. Недалеко была церковь. Место было густо населённым и многолюдным, т.к. в церковь постоянно шёл народ, а по праздникам и базарным дням там было вообще не протолкнуться. После установления советской власти в церкви расположилась с одной стороны изба-читальня, а с другой стороны – клуб. Церковь сгорела по неосторожности. Истопницей там работала Тернова Екатерина Харитоновна. Истопила она печь и ушла из церкви  вместе со своим женихом. Как раз случилось Матрёне Григорьевне выйти на улицу. Она и увидела, что церковь горит. Хорошо, что пожарка была рядом. Прибежала она и кричит:
- Вы что лежите? Церковь горит!
А ей ответили:
- Шла бы ты домой  и не шастала по деревне.
Когда пожарники всё-таки вышли посмотреть, в чём дело – пожар уже полыхал вовсю. Тернова Е.Х. после этого случая сбежала из села  и всю жизнь пожила в Бийске, опасаясь наказания. Церковь горела 3 дня, возгораясь снова и снова, хотя её тушили всем районом. После пожара люди стали растаскивать церковное имущество. Достоверно неизвестно, кому что досталось, но старые люди это помнят.
            Когда началась Великая Отечественная война, Евдокии Ильиничне было всего 10 лет. и она вместе со взрослыми переживала все тяготы военного лихолетья. Ещё тяжелее пришлось Фёдору Кузьмичу. Его забрали на фронт, когда ему было всего лишь 16,5 лет. Сначала он проходил обучение в городе Красноярске. А потом был отправлен на восточную границу на войну с японцами. Воевать пришлось в разведке. Много всякого повидал: гибель товарищей, зверства японцев по отношению к нашим солдатам. Имеет награды: Орден Великой Отечественной войны, медаль Жукова, медаль «За победу над Японией», медаль «За отвагу», юбилейные медали, медаль «Ветеран труда».
          7 лет пробыл Фёдор Кузьмич на фронте. Домой вернулся только в 1950 году. После войны работать начинал в самой мирной профессии – строителем. А вскоре в газете прочитал объявление, что набираются рабочие в шахты города Лениногорска. Решил попробовать. Работе отдавал все силы, умение и душу. Поэтому, как один из лучших шахтёров, был направлен в дружественную Болгарию для обучения болгарских рабочих.
В Лениногорске Фёдор Кузьмич и встретил Евдокию. Там они и поженились. А потом свекровь стала звать их домой в Маралиху. К этому времени у Фёдора обнаружилось опасное заболевание – силикоз. Пришлось уйти с шахты и вернуться в родное село. Здесь он выучился на тракториста и много лет проработал механизатором, а позднее – в строительной бригаде. В 1984 году ушёл на пенсию по состоянию здоровья.
              С Евдокией Ильиничной у них родилось 4 детей:  Вера ( умерла в младенчестве), Олег, Ольга и Люба. Надо было поднимать многодетную семью, и Евдокия Ильинична всю жизнь работала на самых трудных работах: свинаркой в колхозе, рабочей на кирпичном заводе. А позднее её позвали техничкой в школу, а потом – прачкой в больницу. Она имеет 35 лет трудового стажа. Награждена медалью «Ветеран труда».
            В ноябре Евдокии Ильиничне исполнилось 83 года. Несмотря на это, она имеет хорошую память, ясный ум и неиссякаемое жизнелюбие. Провожая меня домой, она говорит с улыбкой:
- Желаю тебе счастья! Конечно, для меня, как человека пожилого, много значит забота и внимание детей. Но только с мужем мы были самыми близкими людьми на свете, доверяя друг другу самые заветные тайны. Я была по-настоящему счастлива в жизни, испытав самое главное: любовь родителей, заботу дедушки и тёти, нежность любимого мужа, внимание детей и внуков. Самое главное для человека – быть счастливым. Я это особенно остро понимаю теперь, на закате своих дней. Поэтому всем желаю счастья.
            А я смотрю в её ясные голубые глаза и думаю:
- Какие же люди живут рядом с нами! Сколько испытаний выпало на их долю! Но они не ожесточились сердцем, если даже в глубокой старости мысли их светлые, а пожелания – самые добрые.