Ненаглое слово

Ли -Монада Татьяна Рубцова
     Вот так живешь на свете, говоришь, говоришь, и кажется, что и другие произносят такие же слова, как и ты. Вчера, будучи в гостях в Подмосковье, я привычно попросила: « Сань, ты там ближе к холодильнику, попнИсь за банкой с огурцами». – «Чего?- спрашивает Саня. – Что это еще за попнись? Не понял…»- «Ну что же тут непонятного… У нас на Орловщине многие так говорят.»
     И тут я задумалась. Как точно объяснить смысл слова «попнись» ( в старину – «попнися»)? Истина где-то между синонимами «достань» и «возьми». Но если разобраться в оттенках, то все же  к «попнись» можно бы сделать вот такой перевод: «Ты находишься ближе к данному предмету, который мне нужен, поэтому тебе это будет  сделать нетрудно, как бы походя, но этим ты окажешь мне услугу».
     У нас слово «попнись» можно услышать в таких речевых ситуациях: «Так! Я принесла пять килограммов абрикосов, но кто-то уже попнулся в пакет и нагло слопал чуть ли не килограмм!» («сунулся и нарушил целостность чего-то, взял небольшую часть относительно всей массы»); «Бабушка вишенок привезла, попнись там, в ведре» («возьми немножко»), «Та-а-к… алкаш несчастный! Он уже попнулся к бутылке, теперь не остановишь…» (« чуть-чуть, но уже начал определенное действие»). Конечно, самое распространенное: «Попнись в их баночку, съешь сгущеночки, авось, они не заметят», «Дочка, попнись, там в столе стоит крупа, принеси ее», «Сынок, попнись за иголкой, вон в мешочек воткнута, и подай мне». И даже такое: "Чиновник попнулся в государственную казну".
       Какое-то «ненаглое» слово: вроде бы  взял, но немного; вроде бы только начал, еще и не за что ругать; вроде бы тебя попросили что-то подать, но деликатно.
     Мы размышляли о вариантах употребления этого слова, как вдруг Саня стал насмешливо толкать меня ногой: раз, и два, и три, и четыре…  И тут я выдала: «Саня, ну что ты до меня допялся?» Саня выпал в осадок. А я засмеялась. До этого разговора я и не подозревала, что «попнулся» и «допялся», видимо, однокоренные слова. То есть в переносном смысле «допясться» - это пристать, «достать» словом, действием. Может быть, и «пинать» – из этого же рода? Сие загадка.
     Мы вспомнили много интересных диалектов, но это уже другая история. Вы же знаете, что я пытаюсь сохранить редкие слова, которые мне дороги тем, что они существовали на моей земле еще за много лет до моего рождения и живы во мне и в моих земляках.
2014