Даёшь вдохновение без бродяг подоконных!!!

Вахтанг Буачидзе
Несколько лет назад исключительно благодаря кровнородственным связям по материнской линии я побывал в отчем доме экс-президента Украины Леонида Кучмы. Экскурсию в отдаленное село Чайкино на севере Черниговщины организовал мой троюродный брат. Когда-то он монтировал электропроводку в президентском обиталище, сооруженном на месте старой родительской хаты. С тех пор брательник наведывался сюда с контрольными проверками, а заодно мог прихватить с собой особо доверенных лиц, желающих взглянуть, как жил бывший гарант украинской Конституции в свободное от столичной президентской работы время. Я взглянул и убедился, что Данилович (иначе президента односельчане не называли) ради отдыха в родовом гнезде отстроил отнюдь не роскошный дворец до небес, а среднеразмерный особняк, конечно же, со всеми полагающимися столь высокому чину удобствами.

В отсутствие хозяина мы с брательником дали волю любопытству и с позволения тети Вали — штатной смотрительницы президентского дома, осмотрели его самые дальние закутки: подземную парковку, бытовку для охраны, парную, бильярдную и даже, пардон, парочку санузлов. Последние объекты, я вам доложу, сногсшибательного впечатления не произвели. Все как у простых смертных. Стены в кафеле, пол в метлахе, унитаз из обычного фаянса без какого-то там золотого корпуса и стразов по верхнему ободку. То есть, Леонид Данилович обходился без баснословно дорогостоящего эксклюзива в стимуляции известных физиологических процессов, что, впрочем, не помешало ему отсидеть на своем месте два президентских срока.

То ли дело Виктор Янукович. В его неокидываемой глазом загородной резиденции то место, куда царь пешком ходил, украшал массивный позолоченный унитаз. И когда украинцам стало окончательно ясно, в каком направлении исчезают их налоговые платежи вкупе с надеждами на лучшую жизнь, они устроили Евромайдан. Вообще, с определенной периодичностью собираться на киевских площадях в пугающем очередную власть количестве и требовать от нее самороспуска под угрозой спуска в сточную канаву истории — дело привычное для украинцев. Однако именно власти раз за разом удавалось канализировать народный гнев либо в пересмотр результата президентских выборов, либо в ребяческие забавы с водружением макета золотого президентского унитаза на постамент свергнутого памятника Ленину. Так было во времена первого «оранжевого» майдана, то же самое на первых порах случилось и в условиях нынешнего с приставкой «евро».

Эта приставка заворожила и наших политиков. Элегантно наброшенные на плечи грузинских парламентариев желто-голубые шарфики призывали нас солидаризироваться со стремлением украинцев внести свой двуколор под своды общеевропейского дома. Отошедший от домашних дел Михаил Саакашвили пошел еще дальше. Декабрьской зажигательной речью он укрепил правосознание украинцев, утроивших коллективные усилия в мероприятиях по обезображиванию своей замечательной столицы. Жаль, не нашлось в толпе экзальтированных слушателей бывалого остряка, который бы крикнул громовым басом одесского биндюжника: «Ша, Миша! Не мозоль уши европейскими ценностями. За свои говори».

«За свои» ценности и достижения Миша мог бы говорить безостановочно. Но тема выигранной войны и побежденной коррупции в декабре на Майдане не поднималась. А зря. Военная составляющая Мишиной просветительской миссии, вероятно, мало кого бы заинтересовала, а вот посвящение в методологию частичного преодоления грузинской коррупции майдановской аудитории наверняка бы пришлось по душе. Да, Майдан — это не вся Украина, но вся она страстно желала жить в государстве без лютой всеразъедающей чиновничьей коррупции. А все остальные, скажем так, евроустремления украинцев просто пребывали в фарватере главного желания. Трехмесячное майданное противостояние народа и власти завершилось попыткой последней подвергнуть кровавой ревизии классическую формулу всех социальных революций — «верхи не могут, а низы не хотят жить по-старому». Снайперы Виктора Януковича с богопротивной точностью целые сутки доказывали, что он может и готов жить по-старому до полного истечения президентских полномочий. Четыре года назад Янукович подкупил избирателей многообещающим слоганом «Украина для людей». Правда, сведущих товарищей смущал тайный иносказательный смысл фразы. «Людьми» жаргон уголовников именует их тесное блатное сообщество. Так и случилось. Дважды судимый (за грабеж и хулиганство!) президент Янукович на достигнутом в молодости не остановился. Он быстро научился воровать по-крупному и править страной в полном соответствии со своей тюремной кликухой «Хам».

В президентское кресло «Хама» усадило полукриминальное братство украинских олигархов. Оно же загнало его в западню, когда между держателями олигархического «общака», выцедившими госказну без остатка, участились разногласия. Выбраться из западни иначе как по трупам бывших избирателей Янукович не смог. Думаю, в бегах он будет находиться недолго, и если не пустит себе пулю в висок, третий срок, теперь уже за преступления перед собственным народом отгудит от звонка до звонка. Височная часть президентского черепа наверняка не пострадает. Не каждому дано в подобной ситуации поступить наидостойнейшим образом. Тем более человеку, в придачу к вышеупомянутой кличке получившему от народа обидно-емкое прозвище «Овощ». Овощ, знаете ли, он и в Украине овощ.

Это только у нас, на заре новообретенной грузинской государственности низложенный президент Гамсахурдиа свел счеты с жизнью выстрелом в голову из пистолета Стечкина. Выстрелил он, заметьте, под немыслимо странным углом, и после содеянного аккуратно положил килограммовое орудие смертоубийства себе на живот. Звиад Константинович был глубоко религиозным человеком и непонятно, почему он решил обременить душу столь тяжким грехом. А, может быть, трагический уход первого президента следует расценивать как акт самопожертвования, совершенный во имя искупления грехов предыдущих. Тогда придется великодушно простить Звиаду Константиновичу кондовый национализм, непокладистость самолюбивого подкаблучника и тысячи загубленных гражданской войной человеческих жизней.

А что же Эдуард Шеварднадзе? И к нему проявим милостивое великодушие? Это при его непосредственном участии маленький победоносный путч на проспекте Руставели отлился в последнюю пулю для Звиада Гамсахурдиа. Как бы непоследовательно ни вел себя законно и всенародно избранный первый президент, выпроваживать его из большой политики, а потом из жизни в угоду неутолимой жажде власти Эдуарду Шеварднадзе явно не стоило. К ее вершине бывшего персека компартии привели известный вор и неизвестный скульптор. Расплачиваться за блатную услугу грузинскому народу пришлось потерей Абхазии и годами внутригосударственной смуты. «Мхедрионовцы» Джабы Иоселиани под предлогом защиты территориальной целостности страны сами раскроили ее на лоскуты. Огенералившийся скульптор Китовани ретираде грузинской бронетехники сквозь горы Сванетии придал статус лучшей войсковой операции со времен перехода Ганнибала через Альпы. Так мы воевали. Геополитическим интересам России Эдуард Шеварднадзе противопоставил только свой мифический международный авторитет и наивную веру в торжество идеи управления мировым политическим процессом исключительно по указаниям вашингтонских руководителей.

Махровая наивность Эдуарда Амвросиевича приблизила разлом грузинских государственных структур. Пентагоновские войска на Ингури так и не появились, Абхазию вновь прибрала к рукам Россия, а по Грузии в поисках дармовой поживы начали рыскать вооруженные налетчики, выкристаллизовавшиеся из недавних защитников Родины. Вот вам классическая концовка большинства государственных переворотов, даже если их называют революциями. Будь то питерская Октябрьская или киевская Майданная. Увы, Украину все пуще гнобит политико-экономический кризис. Вспомним «железного канцлера» Бисмарка: «Революцию подготавливают гении, осуществляют фанатики, а плодами ее пользуются проходимцы».

Проходимцев на Майдане, пожалуй, гораздо меньше, чем фанатиков. Но это слабое утешение, ибо гении революции здесь, как и везде, в большом дефиците. Отсутствие доморощенных пассионариев отчасти замещается созданием соответствующего имиджа залетным гостям. В феврале наш Миша Саакашвили вновь предстал на Майдане в качестве почти гениального импортера базовых идей грузинской «революции роз». Блеснув довольно непринужденным знанием украинской мовы, экс-президент с мстительным воодушевлением средневекового инквизитора заявил, что в огне революции наконец-то сгорела российская империя. Осталось только выжечь каленым железом коррупцию и развеять по ветру ненавистный пепел. Слушали Мишу без особого энтузиазма. Один неумеренно прыткий майдановец вообще сконфузил его неудобным вопросом: «Расскажи, как ты стал миллиардером»?» Второй неудобный вопрос — «Зачем тебя из Грузии выгнали?» — заставил охрану энергично оттереть незваного интервьюера от растерянно улыбавшегося патрона. «Полная брехня», — только и успел ответствовать он на ребром поставленные вопросы. Не миллиардер, мол, я, и ниоткуда меня не выгоняли.

Не берусь судить, насколько эта «брехня» является полной. Наша доблестная прокуратура раз за разом находит зияющие бреши в глухой обороне отставных лидеров «Национального движения». Замешанного в коррупционном скандале партийного генсека Мерабишвили отправили за решетку отнюдь не по надуманным обвинениям. На очереди бывший тбилисский мэр Угулава, крупномасштабность инфраструктурных проектов которого странным образом часто шла вразрез с возможностями городского бюджета. В жизнь они претворялись с нежелательными последствиями для госказны. Не исключено, что пропавшие из той же госказны миллионнодолларовые суммы сегодня наливаются соком где-нибудь в оффшорных зонах на тайных банковских счетах и экс-президента Саакашвили. Он умел с пользой для себя отжимать грузинский бизнес и разводить на «бабки» госдеповских покровителей: три с половиной миллиарда «зелени» — по сути есть отступное подношение бездарному главнокомандующему грузинских ВС, которым Америка оплатила свое подстрекательство в авантюре 2008 года.

Только провидению известно, сколько еще раз нашему высоколобому руководству предстоит наступить на грабли, прежде чем оно вконец убедится, что подневольное участие Грузии в переделе сфер мирового геополитического влияния на стороне США для нее так же губительно, как и передел собственности между сменяющими друг друга политическими элитами. Подковерные имущественные споры «мечтателей» с «националами» рано или поздно закончатся полюбовным раскуриванием трубки мира и густым дымом новых обещаний всем нам, простодушным свидетелям затянувшейся процедуры перераспределения реальных активов и недоразворованных материальных ресурсов страны. Похоже, народ по-прежнему будет упиваться мечтами «мечтателей», а они сами, видимо, — шампанским.

Публично обнародованные данные о бюджетных тратах на увеселительные сабантуи в некоторых министерствах шокируют откровенно неприличными суммами. Например, в прошлом году фуршеты с гастрономическими изысками под элитный алкоголь обошлись Министерству экономики в 308 (!) тысяч лари, а обновление автопарка в 340 тысяч бюджетных «пиросманок». И это происходит в государстве, где сумма пенсии по старости ниже официально признанной суммы прожиточного минимума.

Полтора года назад мы голосовали за перспективу иной жизни, контуры которой так соблазнительно вырисовывались в гастрольных представлениях господина Иванишвили. На деле же сегодняшняя социальная ситуация в стране все больше походит на финальную сцену многоактного скетч-шоу под названием «Мирная смена власти», в которой верхам неизменно достаются вершки, а низам — условно съедобные корешки. Недовольные точно таким же несправедливым дележом материальных благ украинцы выбрали другой, чрезмерно решительный способ смены власти в жанре сурового экшна со стрельбой и кровью. Майдановские мятежники поднялись против номенклатурно-олигархичекого измывательства над народом. Теперь хапуге и хабарнику Януковичу народ ищет лучшую замену. Найдет ли?

Нынешние украинские лидеры дурновкусием не страдают. Личные хоромы у них тоже немаленькие, но унитазы в клозетах стоят наверняка незолотые. Приятная данность, которой, однако, недостаточно для того, чтобы стать истинными реформаторами украинского общества и переформатировать государственную политику на добрый европейский лад. И уж вовсе не следует героям Майдана обращаться к грузинскому опыту последнего десятилетия, как это настоятельно советует сделать наш экс-президент. Путное в этом опыте только одно: Миша Саакашвили уехал за океан без принуждения, как говорится, подобру-поздорову. Вслед ему никто не стрелял и, слава Богу, что фигура победоносного Георгия на «александрийском» столпе в центре Тбилиси не покрылась пороховой копотью. Она по-прежнему отливает золотом. Хотя и сусальным.