Солдатское тепло

Виктор Афсари
                В землянке
                Слова  А. Суркова, музыка К. Листова
         
                Бьётся в тесной печурке огонь,
                На поленьях смола, как слеза
                И поёт мне в землянке гармонь
                Про улыбку твою и глаза.

                Про тебя мне шептали кусты
                В белоснежных полях под Москвой.
                Я хочу, чтобы слышала ты,
                Как тоскует мой голос живой.

                Ты сейчас далеко-далеко,
                Между нами снега и снега.
                До тебя мне дойти нелегко,
                А до смерти – четыре шага.

                Пой гармоника, вьюге назло,
                Заплутавшее счастье зови.
                Мне в холодной землянке тепло
                От моей негасимой любви.


     Песни военных лет обладают удивительной силой! Кругом война, а человек создаёт такие потрясающие образы, что и сейчас мороз по коже! Война – это не только сражения. Это и противостояние в обороне, когда летом жара, осенью, весной  дожди и слякоть, зимой лютые холода.  Всё это надо выдержать, не имея, чаще всего, никакого жилья. Рылись окопы, землянки, строились блиндажи. Но, даже защитившись кое-как от огня противника, надо было пережить сырость, холод. В конце концов, и просто разогреть пищу, сварить чай, посушить одежду. Посидеть, отдохнуть.

     Наряду со снабжением армии оружием, боеприпасами, продовольствием, надо было решать и задачи, связанные с защитой от холода.  С этой целью ГКО обязал заводы разработать и начать выпуск компактных переносных печей. Иногда они делались из простых железных бочек, самими солдатами. Иногда выпускались по типу «буржуек». Иногда это были настоящие железные печи, на которых можно было очень удобно поставить кастрюлю или чайник, а при необходимости и разобрать для транспортировки. Подобные печи делались на Урале на пашийском, теплогорском заводах по госзаказу. Производились они и на других предприятиях.

     Во время войны всем было тяжело. И на фронте. И в тылу, где на заводах работали наряду с взрослыми и дети. Люди, выпускавшие окопные печи, внесли неоценимый вклад в дело Победы! Думаю, что промёрзшие солдаты не раз с огромной благодарностью вспоминали всех тех, кто дал им тепло в эти трудные годы.

     Война – это и фронтовой быт. Тоска по дому. Поэтому, во время концертов фронтовых бригад, исполнялись не только боевые песни, но частушки, лирические песни, способные всколыхнуть самые глубокие чувства у солдат. Хочется вспомнить песню, написанную Матвеем Блантером на стихи Константина Симонова к спектаклю «Дни и ночи» специально для Владимира Трошина. Речь идёт о почти забытой песне «Давай споём, подруженька гитара».

                Давай споём, подруженька гитара.
                Далёк наш дом, где слушал я тебя.
                Взял на войну тебя хозяин старый,
                У нас с тобой одна судьба.

                У нас с тобой одна судьба повсюду,
                Всё реже будем время коротать.
                Тебя я успокаивать не буду,-
                Придётся долго воевать.

                Придётся долго воевать, родная,
                Сидеть в осаде, ночевать в степи,
                Но мы придём домой, я это знаю,
                Я точно знаю, - потерпи!

                Я точно знаю – потерпи, старушка.
                Кругом война, а мы с тобой вдвоём.
                Чтоб не мешать нам, замолкают пушки.
                Метель метёт. Давай споём!

                Давай споём, подруженька гитара.
                Далёк наш дом, где слушал я тебя.
                Взял на войну тебя хозяин старый,
                У нас с тобой одна судьба.



       Фронтовые печки из экспозиции краеведческого музея г. Горнозаводска, Пермский край.
       Справа разборная печь, выпускавшаяся на пашийском заводе по образцу
       «печки путешественника» XV111 века.