3 Мансарда

Галина Польняк
В дверях появляется Светлана. Когда только она успела улизнуть из кухни? Девочка делает знаки Егору, зовет его за собой. Он догадывается, ей не терпится забраться на чердак.

Егор много раз был на чердаке в уютной маленькой комнате с одним окном и потолком в виде купола. В ней нет кроватей. Два пружинных матраса под яркими лоскутными покрывалами. Две полочки на резных ножках, домотканый половичок и маленький столик, вокруг которого несколько симпатичных плетеных табуреток.

Дети поднялись в мансарду. Егор открыл скрипучую дверь и вошел в комнату, за ним Светлана. В комнатке ничего не изменилось, пахнет сухими травами и пылью, на окне паутина с её восьминогим хозяином, на столике книга сказок и приключений.

Егор открывает окно, свежий ветерок тут же влетает в комнату и вместе с девочкой начинает осматриваться вокруг. Закружил конфетную бумажку, всколыхнул паутинку, растормошил уснувшего паука, зашелестел страницами книги.

- Как здесь уютно! - воскликнула Светлана. – Может, мне стоит перебраться сюда? А вид из окна, а матрас, а табуретки, стены собраны из деревянных реек… А это что дверь?!

Ох, и зоркий же глаз у этой девчонки. Как это она сразу заметила, что в стене слева от входа есть дверь. Она ведет из комнаты под крышу. Егор впервые переступает маленький порог и оказывается на чердаке, а не в комнате.

Видны стропила, кирпичные трубы, под ногами хрустит сухая глина. Здесь очень пыльно. Но чего тут только нет! На больших гвоздях развешаны цепи, пряж, хомуты, сети, которыми в старину ловили рыбу, различные предметы сельскохозяйственного обихода.

В дальнем углу виднелась большая прялка, а рядом прялки поменьше, в другом углу маслобойка. Прямо на полу лежала оловянная посуда: блюда, тарелки, ковши. Старые развалившиеся кресла с ножками в виде звериных лап сиротливо жались к стропилам. Таган и его вечный спутник - совок и щётки мирно дремали в пыли.

Пыльный ткацкий станок, больше похожий на привидение, покоился рядом с большим сундуком, грудой лежали красивые морские раковины. Множество коробок валялось в пыли. Глядя на них, хотелось чихнуть.

Светлана осторожно открыла одну из коробок, поднялось облачко пыли. Она достала большой красный альбом в коленкоровом переплете.
- Смотри, какие здесь фотографии. Это, наверное, все твои родственники, их друзья и знакомые.

Егор достал другой альбом. В нем оказались не фотографии, а рисунки. Рисунки дома, наброски карандашом и углем, много акварельных портретов. Это были крестьянские девушки, старики, ребятишки. Другой альбом содержал только портреты. Егор открыл новую страницу.

С рисунка на него смотрела хорошенькая маленькая девочка лет семи и мальчик, на вид ему было лет 10-12. Сначала Егор принял его за девочку, так как у него были светлые локоны и кружевной воротник. Рисунок был прикрыт тонкой папиросной бумагой. Егор перевернул его. Там стояла дата: 1812 год Даниил и Аврора.

На втором рисунке была нарисована целая группа людей. Та же девочка, но ей года два, молодая красивая женщина, маленький мальчик и мужчина в пенсне. В центре рисунка седой осанистый старик. Это у него на коленях сидит маленькая Аврора, рядом стоит Даня. Он держит за ошейник собаку гончей породы. На лицах у всех покой и безмятежность.

- Дай мне посмотреть, - Светлана протягивает руку и берет у Егора альбом. - Ой, как интересно! Не фотографии, а рисунки. Это даже лучше. Люди так хорошо нарисованы. Нужно все эти альбомы отнести к нам в комнату, привести в порядок и показать бабушке и дедушке. Они ведь, наверное, всех их знают. Смотри, все рисунки подписаны. Кто изображен и когда.

Они забирают несколько альбомов с собой и спускаются с чердака. Теперь им предстоит работа, нужно привести альбомы в порядок.
- Вот, наверное, обрадуются твои бабушка и дедушка, когда увидят эти фотографии и рисунки.

В одном из альбомов Егор находит генеалогическое древо своего рода. Он погружается в его изучение. Какие интересные имена: Даниил, Савва, Архип, Афанасий, Никита, Ефим, Анастасия, Аврора, Мария и ещё много, много других. Некоторые имена повторяются.

- Слушай, Светлана, у нашего дома есть маленькая тайна. Давно-давно это было. Смотри сюда. Вот эти дети, Даниил и Аврора, и персидский кот Сильвер в один прекрасный день пропали. Их поиски ни к чему не привели. За несколько дней до их исчезновения ушла и не вернулась их гувернантка. Может быть, мы с тобой сможем разгадать эту тайну. Надо ещё раз пойти на чердак. Ведь мы были только в его левой половине. Может быть, мы нападем на какой-нибудь след.

- Я так и знала, что этот красивый старый дом скрывает тайну, и это даже интереснее, чем привидения. Про привидения знают все, а тайны бывают разные.
- Ты права, тайны бывают разные.

- А что если дети играли и забрались на чердак, а потом не смогли спуститься и умерли там от голода?
- Не говори глупостей. Они могли кричать, и их услышали бы.
- А может быть, раньше в доме жили привидения. Они убили детей, спрятали их на чердаке, а потом перестали показываться?

- В этом доме никогда не было привидений, даже после исчезновения детей. На чердаке мы можем найти ниточку, подсказку, что могло с ними случиться.

Егор и Светлана спустились на кухню. Бабушка накрывала на стол. Дед колдовал у плиты. Вкусно пахло ухой и жареной рыбой.
- Я такой вкусной ухи никогда не пробовала, - признавалась девочка.
- Конечно, конечно уха из рыбы, пойманной тобой, всегда очень вкусная. Попробуй-ка теперь жареной рыбки, - предлагает дедушка.

Они уплетали за обе щеки. Бабушка заметила, что Егор уже не смотрит на девочку волчонком. У неё покладистый характер, она озорная, бойкая, с юмором. Они поладят. Недаром же у Светы все коленки в синяках и локти ободранные, ничего, что девчонка, не каждому мальчишке за ней угнаться, а выдумщица какая. Девочка высокая, крепкая. Не скажешь, что она на полгода моложе внука.

После обеда они идут к старому дубу и садятся на качели. Дедушка поднимается к себе в мастерскую. Ему сверху видно, как две светлые головки склоняются друг к другу, наверное, строят планы на будущее, думает он и берется за кисти.

Егор и Светлана решают вновь подняться на чердак и хорошенько посмотреть правую сторону от комнаты. Но как же можно так сразу уйти с качелей и не покачаться? Они начинают раскачиваться, скрипят веревки и старая ветка.

- Дети, осторожней, не упадите! - кричит им из окна бабушка.
Им все равно. Ветер растрепал светлые волосы девочки. Она звонко смеется:
- К небу взлетаем. К самому синему небу, мы птицы.- От её смеха Егору становится радостно.

«А она ничего, на мальчишку похожа, вся в царапинах, - думает Егор. - С ней не соскучишься». Качели замедляют ход, Светлана ловко спрыгивает на землю и стремглав бежит в дом. Егору остается только следовать за ней.

Вновь по скрипучей лестнице они поднимаются на чердак, осторожно открывают дверь и попадают под крышу дома. Воркуют голуби, пахнет пылью. С этой стороны вещей ещё больше, чем слева. Здесь сломанные прялки, мольберты, рамы от картин и сами картины. Егор открывает большой ящик. В ящике старые-престарые краски. Некоторые тюбики ещё мягкие, значит, ими можно рисовать, Егор откладывает их в сторону.

- Света, а что мы ищем?
- Я сама не знаю что. Но надо что-то найти.
Они роются в коробках и ящиках. Много интересных книг, карт попадается им, но дети не останавливают на этих находках никакого внимания.

- Смотри, что я нашла.
Света протягивает Егору небольшой блокнот. Переплет у блокнота из ткани, на ней вышиты шелком разные цветы. От времени нити не потускнели, и цветы выглядят как живые. Егор открывает блокнот. На первой странице он видит надпись, сделанную очень красивым почерком, с разными черточками и завитушками. Читается надпись легко.

«Милой сестричке Авроре! Ты уже учишься писать. Это будет твой маленький дневник. Даня».
- Разве можно разобрать эти каракули, да ещё, наверное, гусиным пером.
- Какой ты нетерпеливый. Дай мне этот блокнот. Я попробую его прочитать. Все, давай спускаться, у меня теперь есть работа.
Они спускаются с чердака, и Светлана уходит к себе в комнату.

Продолжение следует.
http://www.proza.ru/2014/04/09/2217