В. Чеботарёв Голубая чашка

Василий Чеботарёв
В. Чеботарёв "Голубая чашка".

ГОЛУБАЯ ЧАШКА
Рассказ

Сколько живу, столько и стыдно мне, и больно душе, и сердце сжимается, как вспомню эту голубую чашку...

Первый год войны у нас ещё был хлебушек. И однажды ближе к вечеру, когда я набегался, бабушка отрезала мне большущую краюху. И я побежал на речку, не далеко от нашего дома, и там уминал этот такой пахущий хлебушек. Но... не доел! Насытился. И выбросил кусок хлеба в речку, с обрыва. Но он до воды не долетел. Покатился, покатился и остановился у самой воды. Посмотрел я на него и убежал домой.

А вот второй год, когда война приближалась вплотную к нашей деревне, недалеко от ст. Котельниково, да и третий и четвёртый, и потом последующие годы пришлось нам всем поголодать.

Осенью и зимой 1942 года мы с двоюродным братом Валентином, лазили под кроватью, искали прошлогодние косточки от вишни. У брата лучше получалось, и он давал мне косточки, через раз - одну мне, одну себе. И какие же они вкусные были. Есть хотелось - нет сил. И я всё время приставал к маме: "Мама, я есть хочу!" Мне было лет шесть. Брату - лет десять...

И однажды, моя крёстная принесла мне розовенький кисель в голубой круглой чашке. С жадностью набросился я на эту такую вкусную, такую долгожданную еду. Рядом стоял Валентин, и смотрел как я ем. "Дай мне немного". "Ммм", - промычал я и продолжал ложка за ложкой прятать в рот эту жиденькую розовую похлёбку. Я не наедался. И мне казалось, что я ещё больше хочу есть. "Ну, дай! Чуть-чуть попробовать!". Я ещё быстрее продолжал доедать кисель и даже отвернулся от Валентина. "У-у, жадина!", - воскликнул Валентин, когда я наклонил голубую чашку и допил остаток киселя. И довольный посмотрел на брата. У того стояли слёзы в глазах. И с тех пор я не могу себе этого простить. Так и стоит передо мной голубая чашка и влажные глаза братика. Прости меня братишка!

И всю жизнь перед мои взором представляется тот кусок хлеба, что так небрежно я выбросил в речку... В мороз, в стужу я бегал на речку и мне казалось лежит мой кусочек хлеба во льду. Я всматривался, вглядывался в замёрзшую воду и смотрел, смотрел, нет ли там хлеба. Всю жизнь!

Не бросайте хлеб, хлебушек! Такой дорогой! Такой вкусный! Не ешьте в одиночку с голубой чашки! Делитесь с братиком. Как многому научили меня эти два случая в моей жизни! Прошло более семидесяти лет...