Бабушкин рассказ

Галина Радионова
               
                По школьной традиции в апреле  классный руководитель  пятого класса объявила субботник по сбору макулатуры.                Все ученики рассыпались  кто куда в поисках ненужной  использованной бумаги, а Серёжка побежал домой, надеясь забрать у папы давно прочитанные газеты и журналы.                Дома была одна бабушка. Она подала Серёже сумку и показала пачку бумаг, которые можно отдать в макулатуру. Мальчик  быстро засовывал бумагу в сумку, торопясь как можно быстрее справиться с заданием. Но тут бабушка заметила в его руке скомканный листок цветной вырезки из журнала:                - Это что за листок, дай взглянуть,- протянула бабушка руку.                –Да это никому не нужный хлам,- сказал решительно Серёжка и попытался положить бумажный комок в сумку.                -Дай сюда…Посмотреть,- снова настойчиво попросила бабушка и уже сама потянулась за листком.       Она стала тщательно расправлять смятую, вырванную когда-то из журнала страничку, разглаживая своей мягкой морщинистой  рукой  грубые  замятины, одновременно вглядываясь в то, что заинтересовало её  в этом безжалостно скомканном листке. Это была репродукция с иконы. На неё взглянул  лик  Спасителя.                Бабушкины глаза сначала засветились недоумением, отчаянием,  а потом вдруг заискрились тёплым  радостным светом:                - Это в макулатуру нельзя,- сказала решительно бабушка,- если бы не Он, то и меня здесь сейчас бы не было, и тебя…  Ну, беги, неси свою макулатуру, а вечером я расскажу тебе одну историю,- и бабушка положила расправленный листок на стол.                Серёжка взглянул внимательно на бабушку,  как-будто  увидел что-то особенное в её глазах, и стремглав бросился выполнять поручение.                Не  дожидаясь вечера, мальчик оставил все свои дела на потом и стал просить бабушку выполнить своё обещание. Ему не терпелось  раскрыть её секрет.                Бабушка посадила его рядом с собой на диван, обняла и начала тихим голосом своё повествование:                – Моя мама, а  твоя прабабушка, умерла от болезни, которая случилась от нашей бедности, совсем молодой. Она тогда была младше, чем твоя мама сейчас.                Остались её три дочки- три девочки: мал, мала и меньше - сиротками. Я была средней, и было мне три годика. Жили мы в деревне. Отец поручил нас своей матери, а сам в город на заработки подался.Так и росли мы - без мамы и без папы. А  когда мне восемь лет исполнилось, меня в няньки к чужим людям отдали.Теперь -то такие детки в школу идут, а меня тогда - в работницы...                От недоедания,недосыпания, усталости, слегла я в сильной горячке.Эту болезнь называли малярией. Люди сгорали от температуры и лихорадки. Помню,как моя бабушка приходила меня навещать, наклонится ко мне и шепчет: « Дуня, умри, мы тебе в гроб новый платок красивый  повяжем!».                Мне платка красивого вовсе  не хотелось. А вот жить - хотелось. И только я очнусь от беспамятства, всё в угол смотрю туда, где икона в избе висела. Всё шептала:  «Спаси, Господи! Жить хочу…» А Он, наш Спаситель,  на меня добрыми глазами смотрит и молчит, как-будто хочет сказать: « Знаю, знаю…» Дал мне Господь силы, и я выздоровела.                Теперь вот люди мало в церковь ходят, и твоим родителям всё некогда, и икона в доме не висит. Так отнекиваются, мол « Верим, верим…», а истинной-то веры нет. Хорошо хоть, что бабушка за вас молится…
Бабушка замолчала, а Серёжка сидел, задумавшись. Потом внимательно посмотрел на бабушку и спросил:
-  Можно я той картинке рамочку сделаю и на стол к себе поставлю?- и добавил:- Научи меня молиться.