Перед Вербным Воскресением

Ли -Монада Татьяна Рубцова
     Завтра Вербное Воскресение. Нужно вспомнить о почивших, и мы едем на кладбище, купив искусственных ромашек. Мы  -это я и дочка, так получилось, что именно ей я доверила судьбу рода, память, которую она должна пронести и передать дальше, когда меня не будет.
     Кладбище разрослось, что твой город, пестрит памятниками и венками. Зелени еще нет, но редкие деревца стоят в ожидании возрождения. Здесь это чувствуется особенно. Солнышко светит, птички поют.
      Первым на нашем пути дядя Толя. Собственно, это муж моей тетки Шуры. В далекие советские годы она была на Донбассе, там они и познакомились. Привезла его сюда, где и прошла вся их немудреная совместная жизнь.  Сам он с Западной Украины,и то, что полное его имя Теодозий, мы узнали только на похоронах. Лет пятнадцать назад  за могилками ухаживала моя мама,а потом состарилась. Мы, полные непонятно какого максимализма, отчитывались, что, мол, теткину могилку прибрали. "А Толика?"- спросила мама. - "Да кто он нам?" - был ответ. Мама нас устыдила: "Девки, ну что же вам, трудно? Ведь лежит тут, как сирота безродная, Бог весть откуда к нам занесен, детей нет, наверное, бурьяном зарос." Мы поехали посмотреть. И правда, зарос бурьяном, памятника не видно. Тогда мы в первый раз позаботились о его захоронении, заодно захватили и его соседа по фамилии Лапшин. "Кто знает, - говорила сестра,- может, у этого Лапшина уже все поумерли. Авось, найдется добрый человек и наши оберет. Всякое может случиться." И вот из года в год мы ухаживаем за могилками дяди Теодозия и его соседа. "Разговариваем" с ними, рассказываем, что и как у нас. Вобщем, сроднились. Вчера приятно удивились: кто-то убрал могилу Лапшина, да и наш Теодозий тоже не так уж зарос. Мы убрали сухую траву, из-под нее показались наливающиеся зеленые росточки новых цветов. Значит, будет красиво. Вставили  в гробничку искусственные ромашки, положили по традиции печенюшек и конфет, передали привет от нашей мамы и пошли к тетке Шуре.
      "Шуй, а Шуй!"- звала я ее в раннем детстве, не выговаривая букву "р". А когда подросла, частенько наведывалась к ней с таким вопросом: "Теть Шур, у тебя лишние деньги есть?" И не было случая, чтобы тетка отказала мне, "лишние" деньги у нее всегда для меня находились, хотя бы рубль. Пережила она мужа лет на десять.  Любила его и называла "котик". "Котик" иногда становился объектом вожделения других женщин, поэтому, когда он умер, мы поинтересовались, не оставить ли рядышком местечко для нее, на что она ответила, мол, не надо, всю жизнь от меня гулял и все такое. Тетя Шура остановила меня от необдуманного шага. Когда я осталась после развода одна, рассуждала примерно так: " Если мне попадется женатый мужчина, можно и увести. У меня-то увели!  Только из семьи, где дети, уводить грех, лучше бы мне попался бездетный." Так и случилось. Завлекла я одного такого. Но тут моя тетка позвала меня к себе для разговора и сказала: " Женщина с детьми детьми и утешится. А ты посмотри на меня. Уйдет Толик -  и я буду совсем одна. Это еще больший грех. Подумай! Оставь его!" И я послушалась свою Шую. Впрочем, потом не пожалела.
      Так они и лежат в разных концах кладбища - украинец и русская - с одинаково редкой фамилией -Тимкив. Думаю, супруги давно Там примирились, и я передала ей привет от дяди Толи. А еще я ей сказала, что на днях была в далеком городе Суздале и попала в храм Успения Пресвятой Богородицы, построенный еще в семнадцатом веке. Нас было несколько человек. Служительница нам обрадовалась. Было уже около шести вечера. "Вы первые посетители, не считая иностранцев,"- сказала она. И так ласково с нами разговаривала, что не хотелось уходить. Мы заказали записочки о здравии и поминовении, сделали много нужных покупок, женщина нам показала намоленную икону Пресвятой Богородицы. Зажгли свечи, помолились. Вышли из храма одухотворенными, потому как обрели некое внутреннее спокойствие. "В Вербное Воскресение будет служба, тогда  за ваших близких помолятся", - ворковала она, провожая нас.
     "Жди, тетя Шура, Вербного Воскресения, о тебе вспомнят,"- сказала я, прощаясь. Мы еще навестили тетю Раю (они с тетей Шурой родные сестры) и ее мужа, дядю Митю, родом из деревни Собачий Хвост (ох, Россиюшка!). Помолчали и пошли на остановку.
     Ну вот я и вспомнила о вас, мои хорошие...
12.04.2014