Молчи!

Валентина Анатольевна Никитина
(эссе: духовное и вещественное)

НАШ ВЕК
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвётся из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушён,
Невыносимое он днесь выносит…
И создаёт свою погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит…

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! – Я верю, боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»
Ф.И. Тютчев

«Молчи, я тебе прямо приказываю: молчи! Знаешь правду и знай себе! Я тоже много чего знаю, да молчу!
Все, кто правду говорят, все дураками считаются. Умными считают тех, кто умеет смолчать, соврать, украсть и не попасться!
Что ты всю жизнь с правдой носишься, как с писаной торбой? Честнее всех хочешь быть? Такая честная, да? Потому и не можешь себя и своего единственного ребёнка прокормить. Родилась ненормально умной, таких и детей-то не бывает, какой ты родилась, а чего же ты своей жизни ума не дашь?
Хочешь жизнь по Правде прожить – живи! Только другим эту правду в нос не тыкай. Если ты такая умная, то должна понимать – Правду все и так знают, только слышать от других её никто не желает.
Чище всех хочешь быть, да? А про себя не хочешь правду услышать?

Сидела за книжками до тридцати лет, ноги под попу сложивши, много ума тебе эти книжки дали? Я же тебе говорила: в книжках и газетах одно враньё пишется. Жизни надо учиться, на жизнь глядя, а не в книжку.
Вот ты, такая умная, а собственному ребёнку не сумела законную фамилию отца дать! Это то, что любая, самая тупая девка умеет!
Ты чего от отца ребёнка отказалась? Предлагал пожениться, надо было пожениться! Гад он, лодырь и пьяница? Ну, и что! Потерпела бы, не переломилась – не ты первая, не ты последняя! Бабке его восемьдесят лет, померла бы, ты бы этого трутня из квартиры выпихнула и жила в двухкомнатной квартире с ребёнком, как королева.
Умные так и делают.
А ты лучше всех хотела быть? Честнее всех, чище всех… Вот за это жизнь ли, или твой Бог носом в дерьмо тебя и сунули!

А если ты что тайное поняла или знаешь, тем более молчи! А то не только в психушку отправят – голову оторвут и скажут, что так оно и было!

Я вот коммунистка смолоду. На районные конференции посылали, уважали, хоть я и без образования, и простой дояркой работала. А ты думаешь – я правды не знала? Да я, между прочим, за всю свою жизнь только двух настоящих коммунистов встретила! Первый был парторгом в моей молодости, который меня настроил в партию вступить и второй здесь, в совхозе. Вот они – верили по настоящему, и по своей вере жили! Остальные только притворялись коммунистами, ради удобства жизни…»

* * *
Я тоже это и многое другое знаю, мама. Только ведь в твоей жизни всё-таки было ДВА человека, веру которых ты уважаешь? Это уже много. И если они тебя не убедили, значит, ты сделала иной выбор. И для меня ты таким человеком не стала.
Если я пыталась найти идеал человека в книгах и внутри себя – это была моя жажда настоящего человека, и это был мой выбор!
Я понимаю, насколько мне повезло, что я встретила настоящего батюшку. Я вижу, как толпы людей приходят в церковь, но верят среди них, в основном, самые отчаявшиеся или наивные. Сколько при церкви людей, которые только «ради удобства жизни» там работают? А начнись гонения на православную церковь – многие ли, не отрекутся?
Останутся опять одни святые мученики!
А те, что отсидятся в уголке, их дети и внуки придут к мощам страдальцев, чтобы болячки своих трусливых душ и поражённых грехом тел исцелить. Мол, пострадал святой человек, теперь нам и от него польза! Как от пенициллина из плесени!
А ценили святого человека при жизни, поклонялись ли ему? Нет, гнали, смеялись как над дурачком, не умеющим приспособиться к жизни. Самые добрые – сочувствовали, но втихомолку, или шёпотом, чтобы их тоже, ненароком в дурачки не записали.
Ну, кто же знал, что он святым окажется!

Я рассказала бы тебе про Николая Рубцова, брянскую художницу Светлану Калужину и других творческих людей, тех, кто и после смерти продолжают укорять нас своими глазами блаженных, но ты их не знаешь, и знать не желаешь. 

Циолковский прожил в Калуге в качестве городского дурачка, потом удивил родной город: оказывается, он был гением?!
Послужило ли это калужанам уроком? Может, они последнее столетие учили своих детей:
«Не повторяйте ошибку нашего города. Не судите людей по внешне неказистому виду. Наш город на века, а может быть, на тысячелетия, опозорен на всё человечество! Так давайте воспитаем наших детей и внуков внимательными к человеческим душам, к неприметным, непонятным большинству людей талантам и знаниям»?
Нет, они только незаслуженно гордились своим земляком, как личной заслугой, принимали с почётом гостей, приезжающих прикоснуться к славе Циолковского.
А если спросить художников, писателей, музыкантов Калуги… Нет, не тех, способных понравиться большинству, простотой, понятностью и приятностью своего творчества. Спросить новаторов, «странных» и «непохожих» в своём творчестве на всё, что калужане знали до них.
Они только горько покачают головой.

Многие так и не поняли – Христос был наш мессия, а не всеобщий! Он был послан тем, кто «не от мира сего», тем, кто по жизни идёт «узким путём», а не широкой, общей дорогою. Он вам не понятен, как всякий, жертвующий собою бескорыстно. Потому что корысть – главная цель большинства людей, и является тем «золотым тельцом», которому поклоняются не только евреи, а весь мир!
Он – Учитель для Учителей!
Евангелие написано для ясновидцев и наставников. Понимать его нужно духовно, а не бытово, не мирски. «Имеющий ухо (слышать) да услышит» - говорится о ясновидцах и для ясновидцев.

Притчи Иисуса Христа не терпят буквоедства, и прямое понимание текста может привести к ошибкам и заблуждениям.
Сколько раз поражалась ограниченности евангелистских проповедников, которые стремятся Евангелие привязать к каким либо бытовым случаям и трактуют его, исходя из прагматичности для «простоты понимания» всех и вся.
А Христос не раз делает оговорку: «для имеющих мудрость»! И Евангелие – это не арифметика, а по меньшей мере – алгебра мысли.

Разбирает смех, когда вспомню, как католики разгрызли Крест Христа!
Представляешь: Стоит специальный монах над деревянным крестом, который признали за Крест, на котором распяли Христа и наблюдает за паломниками. Прикладывается паломник, чтобы облобызать святыню и вдруг начинает её грызть! Монах хватает грызуна за волосы и оттаскивает в сторону…
Мне думалось: а что было потом? Заставлял выплюнуть?
Но, известно, что многие паломники в Европе носили ладанку с частицей Животворящего Креста Господня. Так и разгрызли его!
Остатки Креста, не догрызенные паломниками, достаточно большими кусками потом дарили правителям Европы.
Надо было монахам других крестов наготовить для поклонения. Эти прагматики до сих пор бы деревянные кресты грызли!
Хотя, может быть, так оно и было. Вот бы собрать все частицы Животворящего Креста в мире! Интересно – сложился бы из него реальный Крест? А может быть несколько крестов?

Мама, ты не знаешь моего будущего, не понимаешь меня. А я своё будущее знаю, даже после смерти. И мне не радостно, а горько.
Правда это или нет, но я увидела как-то в видении: коллекционеры будут платить большие деньги, за клочки бумаги, написанные моей рукой. Так тяжко и обидно мне стало – я в это время не знала, на что купить лекарства, да чем накормить исхудавшего, изголодавшегося ребёнка.
Вышла с сыном вечером во двор и сожгла свой архив. «Платите больше, жадёбы! Платите за ошметки старой бумаги и тряпки, изношенные до дыр. Всё равно ваши жадные, тусклые души не постигнут простой истины, понятной нам – сокровище надо искать внутри себя!
«Где сердце ваше, там будет и сокровище ваше!»

Ах, мама, устала я молчать и дурочкой прикидываться!
Всю жизнь одно и то же: «он дурак, да он тебя кормит», «он дурак, да в начальниках ходит», «она дура да при умном муже и с образованием»…
«А ты кто такая? Тебе, что, больше всех надо? Ты, что, умнее всех хочешь быть?»…
В голливудском фильме «Близнецы» услышала фразу про Америку: «Здесь не любят умников!» К сожалению, «умников» не любят и у нас!
А думающая женщина, считай – калека!

Когда была на грани между жизнью и смертью, узнала одну странную вещь – умирать не страшно, а… стыдно!
Да, проносится перед глазами вся жизнь, только не радостные её моменты, а самые позорные: где смолчала, когда надо было кричать, где соврала, где струсила… А самое позорное: дан был талант, да зарыла в землю, дан был ум, да не воспользовалась, даны были идеи, да не воплотила.
Говорят – Суд Божий на сороковой день… Может для тех, нераскаявшихся, которым грехи сорок дней считают?
А для тех, у кого есть надежда – сразу?!
И только если станет стыдно, до ужаса стыдно, за свою жизнь, тогда ещё может быть дан второй срок на исправление ошибок. А оправдываться бесполезно – оправданья нет! Оправдаемся только делами. «По плодам их познаете их» и только по плодам!
Не могу уйти из мира молча, совравши или струсивши.
Я знаю, за что спросится!