Картонный домик

Вадим Светашов
                Картонный домик

                Как-то я уже упоминал, что в одно прекрасное лето в моём скворечнике на бане поселились шершни. Они проживали со второй половины июня до поздней осени. Они мне не мешали и я им тоже, хотя, наслушавшись различных ужастиков, их сначала маленько побаивался. Но мы прожили в согласии всё лето, и я даже  ими остался доволен.  Шершни – по натуре хищники. Основу их пищи составляли различные летающие насекомые, поэтому возле дома почти не водились мухи и неожиданно мало было комаров. Кроме того они питались цветочным нектаром, попутно опыляя культурные растения. Так вот, когда осенью основная их масса погибла, я аккуратно вырезал эту постройку из скворечника (причём скворечник пришлось разбирать) и забросил на чердак дома.
                На следующий год я заметил шершней в начале июля, когда они залетали на чердак через отверстие, пропиленное когда-то во фронтоне для голубей. Ночью я решился с фонариком осмотреть чердак. Чтобы не напугать шершней ярким лучом, сделал свет рассеянным. Почти у самого фронтона, над отверстием, к поперечной доске обрешётки был прилеплен шар, размером с очень крупное яблоко со срезанным нижним краем. Шар походил на осиное гнездо, но был не серого, а бурого цвета. Толщина стен так же не напоминало бумагу, а больше походила на тончайший гофрированный картон. Через некоторое время я вновь ночью посетил чердак.  Картонная постройка увеличилась в размерах, вытянулась вниз. Величиной была с небольшую дыню. Чётко просматривались три яруса с боковыми входами, похожими на карманы открытые снизу. Ещё я обратил внимание, что лежавший на полу чердака прошлогодний домик значительно деформировался и бок его был как бы выстрижен ножницами. Уже потом я понял, что шершни использовали его как строительный материал для нового гнезда: они разгрызали стенки, смешивали со слюной и надстраивали своё новое жилище. Кстати, этим летом я впервые увидел, из чего добывается шершнями строительный материал. Недалеко от дома, на берегу речки, стоял высокий полусгнивший берёзовый пень, Шершни отрывали гнилые кусочки древесины и несли их на чердак. Раздробленные крепкими челюстями и смешанные со слюной эти кусочки и давали бурый цвет «картону». Осиныё бумажные гнёзда-шары строятся из волокон свежей или свежевысохшей древесины, поэтому их стенки тоньше и имеют серый цвет. 
                К середине сентября гнездо шершней напоминало мяч для игры в регби.  Хорошо были заметны пять уровней сот, нижний край не казался  обрезанным, а был почти полностью закруглён. На полу чердака под гнездом появились мёртвые взрослые шершни и недоразвитые личинки. Заглянув на чердак в последних числах сентября, увидел, что никакого движения насекомых вокруг гнезда не было, а пол чердака усеян  слоем мёртвых шершней. Я хотел снять гнездо и передать в музей, но потом решил перенести эту процедуру на весну. Кода же в апреле с этой целью посетил чердак, оказалось, что гнедо набухло влагой и упало, превратившись в бесформенный бурый и толстый блин. При малейшем прикосновении он крошился в руках на мелкие кусочки.
                Говорят и пишут, что если у вас завелись шершни, то они будут селиться из года в год и их очень трудно уничтожить, так как гнездо они защищают яростно, причём шершень жало при укусе не оставляет в коже, как пчела и может укусить несколько раз, пока яд не кончится. У меня же этого не произошло и шершни не поселились ни на следующий, ни в последующий годы. Мы, впрочем, и не жалели об этом.

                В.Светашов.

        На фото: гнездо шершней, а рядом справа - осиное гнездо.