1998

Леонид Блохин
  Сельское хозяйство живет циклами от одного урожая до другого. В начале года мы, как всегда, посадили огурцы, потом высадили помидоры. Ждали начала первого урожая.  Пришел первый транш госдотаций, с помощью которого мыпогасили большую часть долгов за энергетику.


   Ничего не предвещало бури. Но в  феврале на родном заводе в очередной раз сменился генеральный директор.  И вот в один из ненастных февральских дней на наше предприятие приехали люди в черной одежде с карабинами в руках. Представившись личной охраной нового гендиректора завода, они попросили меня покинуть территорию предприятия в течение двух часов. Никаких объяснений давать не стали. Через помощника гендиректора я выяснил, что меня отстраняют от работы и гендиректор ждет меня завтра в своем кабинете.


   На следующий день, встретившись  с директром завода, я узнал, что завод досрочно прекращает договор аренды и  возвращает тепличное хозяйство обратно. Конечно, не обошлось без заводских завистников, которые никак не могли смириться с "капиталистом".


   "А что ты думал, - говорил я себе, - что тебе все двери откроют? Предупреждали же некоторые на заводе : "Широко шагаешь, штаны порвешь", не слушал, взяток не давал. Теперь предприятие стало полностью рентабельным, а "такая корова нужна самому".


Гендиректор отстранив меня от директорства, предложил работать в его команде. Поскольку теперь я был безработный, я согласился. Мне было предложено подумать на одной проблемой, через несколько дней договорились встретиться.


  Через два дня у меня был готов шикарный план для нового гендиректора, но наша встреча не состоялась ни через неделю, ни через месяц.  Впоследствии на тепличное хозяйство был поставлен новый директор, урожай овощей был собран и продан, через полгода было продано  нашим конкурентам и само тепличное хозяйство.


Так как на моем предприятии работала и моя жена, теперь мы остались безработными оба. Вспомнив свой опыт оптовой продажи овощей, открыли предпринимательство, сняли два прилавка в разных магазинах и стали торговать овощами и фруктами в розницу. Для доставки фруктов  я взял в аренду ГАЗончик, нанял водителя и стал ездить через день на оптовые базы за товаром. Торговля вроде бы пошла неплохо.


    Это было время, когда люди еще не могли отвыкнуть от  совкой привычки запасать продукты впрок, но рыночная экономика  брала свое. И уже не было нужды идти в магазин и затаривать полные сумки. Товар стали доставлять на дом. Так как товар в свои фруктовые отделы я возил через день, половину времени арендованный автомобиль простаивал, вот и наладил я поставки на дом сахарного песка и муки. Так и ездили один день на фруковые базы, а на другой на другие оптовые склады, покупали оптом 30-40 мешков сахарного песка или муки и развозили по небольшим городам и пригородным поселочкам. Люди с удовольствием покупали эти товары мешками, еще и благодарили, что до дома донесли.


   В августе случилась новая беда - на российскую землю пришел дефолт!  за один месяц курс рубля упал в три раза. Все импортные товары, которые покупались за доллары подорожали вчетверо. Поскольку почти все фрукты (бананы, апельсины, груши, яблоки, киви, ананасы) которыми мы торговали в своих отделах, были импортного производства это повышение цен для нас было как снег на голову. Если раньше апельсины стоили 4 рубля за килограмм, то сейчас их приходилось продавать по 16 рублей. Естественно, что люди проголосовали ногами.


   Август и так-то мертвый сезон в торговле фруктами а тут еще и повышение цен. Такого торговля фруктими вынести не могла. Фруктовые отделы стали закрываться один за другим. Закрылись и мы. Нашим надеждам на стабилизацию не суждено было сбыться.  Мы с женой опять остались безработными и следовательно без средств к существованию. Стали искать работу.
В конце сентября я устроился на одно из небольших городских предприятий начальником коммерческого отдела. А жена, чуть позже, нашла работу на одном из больших заводов.


Предприятие, на которое пришел я,  специализировалось на изготовлении хлебных лотков. Обыкновенные деревянные хлебные лотки. Все их знают. Предприятие дышало на ладан и у руководства была надежда, что с приходом начальника коммерческого отдела , у предприятия начнется вторая жизнь, так как сбыта продукции не было вовсе.


До конца года я налаживал поставки материалов и сбыт продукции, мотаясь по окрестным хлебозаводам. За короткое время о нашей продукции узнали на 500 км в округе. Зарплата была небольшая, выплачивали ее со скрипом.