Блеск и нищета национализма

Владимир Толок
Национализм вытекает из  инстинктивного чувства стадности в человеке. Это чувство способно обеспечить мобилизацию населения ради общей цели выживания. Примерно так же, как в стаде антилоп или в косяке сельди.
Нет ни одного человека на земле, который полностью был бы свободен от этого чувства. Даже люди, считающие себя космополитами, проповедуют  родство всего человечества. Масштаб общности изменился, но стадность осталась.
Однако человек, в отличие от животных, кроме инстинктивных чувств обладает  разумом, который не хуже инстинктов следит за самосохранением индивида, поэтому для его благополучного существования  фактор стадности долгое время в его истории не имел решающего значения, и надеюсь, скоро опять уйдет в тень. Крестьяне, ремесленники, торговцы занимались индивидуальным (семейным) трудом, а их защиту от внешних угроз обеспечивали другие профессионалы, воины феодала, и только когда эти угрозы становились непосильными для феодальных войск, на короткое время поднималось народное ополчение.

Национализм стал доминирующей идеологией в мире на заре капиталистической эры, при переходе индивидуального производства продукта к артельному. В большой артели, какой является фабрика или завод, стали необходимы работники с узкой специализацией. Такие работники зависят друг от друга, поэтому в условиях фабричного производства  им пришлось зарабатывать на жизнь вместе.
 Так капитализм извлек из нутра человека доселе дремавшее в нем животное  чувство стадности.
За это он был подвергнут нещадной критике всеми, кому не лень. Противники капитализма  обвинили его в превращении человека в машинообразное, бездуховное существо и прочих, часто справедливых грехах, а романтики нашли альтернативу капиталистическому убожеству, предложив уход от искаженной им действительности в чистую реальность фольклора, мифа,  предков, природы и прочей  возвышенной чуши.

Из симбиоза чувства стадности и субъективных идей историков, мастеров искусств  и сложилось все многообразие националистических идеологий в мире.
С их помощью раздробленные феодальные княжества объединялись в национальные государства, народы освобождались от колониального рабства и капитализм на земле быстро  развивался. Там, где формирование капитализма по каким-то причинам тормозилось, крепла идеология национализма или, что то же самое, патриотизма. С их помощью экономическая мощь страны резко возрастала. Ярким примером огромного скачка в производстве на платформе патриотической (стадной) идеологии может служить СССР времен Сталина или Германия при Гитлере.   Однако человек хотя и может иногда или часто быть скотиной, потенциально он благородное существо, поэтому превышение, так сказать, экономически необходимой доли скотства и возвышенной чуши в жизни страны (большевизм, фашизм, демократия) ведут  ее к краху.

 С  середины 20 века в результате научно-технической революции стадный период развития капитализма, на мой взгляд, начал сменяться индивидуальным. Доля умственного (творческого) труда в товаре стала резко возрастать. Стадная основа производства (вместе) уже почти не нужна капитализму, коллектив работников постепенно, но неумолимо вытесняется стадом автоматов и роботов. Теперь капитализм прогрессирует в основном за счет новатора (творца), который может реализовать себя без товарищей,  общества, коллектива, так как творчество -  сугубо индивидуальный род деятельности.
Появилось планетарное разделение труда. В одних  странах стал концентрироваться капитал и технологии, в большинстве остальных -   в основном наличествует более или менее дешевая рабочая сила. Отсюда, нетрудно догадаться, кто правит миром.
Рабочая сила быстро заменяется автоматами, она становится ненужной, поэтому по конспирологическим теориям руководители человечества в соответствии с ростом автоматизации производства стремятся уничтожать носителей рабочей силы в разных уголках земли и различными способами. В конце полной автоматизации быта и производства лишними окажутся более 80 процентов ныне живущих землян, остальные оставшиеся в живых будут обслуживать и развлекать посткапиталистическую элиту.

На самом деле подобные теории неосуществимы. Для своего развития обществу необходимы креактивные граждане. В отличие от рабочей силы творческих людей много никогда не бывает, поэтому посткапиталистическое общество, на мой взгляд, создаст условия, при которых рабочая сила преобразуется в творческую деятельность.
Только при творческом отношении  друг к другу начинается гармоничное единение людей, стадо (народ) превращается в человеческую общность. Это волшебство становится возможным потому, что в творчестве человек соединяется с первоосновой мира, и через нее получает  реальную возможность для человеческого (духовного) единства с соседом, жителем своей страны и всем миром, если и тот имеет связь с первичной субстанцией. Первооснова мира, как железнодорожный узел для поездов, неизбежная станция для всех устремленных к единению. Вне этой станции нет единства даже у близнецов.

Единство мироздания построено и стоит на этом правиле, и только   человек, нация вроде бы могут самостоятельно выбирать свой путь к единству, хотя на самом деле его прокладывают общественно-экономические отношения, царящие в стране. В условиях приближающегося посткапитализма они  предполагают единство какой-либо человеческой общности исключительно через творческое постижение действительности. 
Попытки соединиться  друг с другом, игнорируя эту связь, как это делают по обыкновению граждане одной страны или паства какой-то религии ведут к ложной сплоченности, аналогичной единству мужчины и женщины,  плотно прижатых друг к другу в общественном транспорте в час пик. Для истинного единства между женщиной и мужчиной нужна любовь, а не физическая близость в переполненном трамвае, объединяющем их и других пассажиров какой-то общей целью. Время скотской или механической близости между людьми навсегда проходит, потому что теряется стадная основа экономических отношений между людьми в пользу субстанциональной.


Говорят, каждый человек по рождению – гений. Однако творческий потенциал человека реализуется не у всех. В результате, у подавляющего большинства людей он, словно консервная банка на огне, выплескивается из них бытовым насилием, пьянством, наркоманией,  и прочими уродствами. В общественной жизни они продолжаются равнодушием, конформизмом или социальным насилием. Массовые агрессивные митинги, цветные и бархатные революции – все это стихийно-закономерные взрывы отчаяния в стадных системах, из глубины которого зарождается надежда на человеческое единство. Они сознательно начинаются ради чужого национального интереса, но не заканчиваются после удовлетворения этого интереса, так как восставшие бессознательно хотят от государств гарантий для соблюдения индивидуального интереса, а не какого-то безлично национального, тем более заокеанского.

При новых (творческих) ожиданиях капитализма от   людских ресурсов  национализм потерял свою актуальность и принял, там, где он насаждается, форму убогой игры, эпатажа.
Редко, кто из зрителей, глядя на кадры  документального фильма о природе, не восхищается, когда огромная стая в несколько миллионов небольших рыбешек синхронно и калейдоскопически быстро поворачивается к кинокамере, переливаясь и сияя всеми цветами радуги, мгновенно  меняет направление  общего движения и конфигурацию косяка. Подобный блеск красоты стадного инстинкта пытаются воспроизвести молодые люди в общественных местах, чаще всего на стадионах, и обязательно под прицелами телекамер. В игре в тюльку они синхронно взмахивают руками, что-то выкрикивают или поют, иногда дерутся с чужими косяками ультрас, а вне стадиона они такие же парни как все остальные в городе.

В национализм играют не только ПТУшники, все лидеры государств и все политики, особенно перед выборами и телекамерами, обращаясь к своим избирателям, извлекают из них чувства, от которых стыдно нормальному человеку и в которых уже нет экономической необходимости для благополучия страны и человека в ней.  Даже самые демократические страны все еще живут доктриной национального (стадного) интереса в ущерб индивидуальному. Естественные чаяния народов на человеческую жизнь эксплуатируется разного рода проходимцами ради распространения   архаичной идеологии механического единства людей всей большой страны. Так, по убеждению местных националистов, весь народ Украины, втиснутый в правый сектор мирового стадиона выглядел бы очень достойно, сытно и защищено, не хуже, чем косяк в океане, но продвижение национализма это  уже не прошлый, а позапрошлый век.

Конечно, сельди в косяке безопаснее, чем в самостоятельном плавании, но капитализм уже достаточно созрел (об этом свидетельствуют бесконечные кризисы стадной фазы капитализма) для того, чтобы освободиться от преимуществ скотского единства своих работников ради  человеческого.
Украина до вступления в СССР по разным причинам никак не могла воспользоваться позитивной ролью идеологии национализма, и вспомнила о ней после  приобретения независимости как бы  вдогонку   дарованному провидением суверенитету. Но одно дело терпеть скотство и поэтическую чушь ради независимости страны, которая сулит резкий экономический скачок, и совсем другое восприятие национализма, когда независимость уже оформлена, а никакого преимущества от нее для народа  больше 20 лет нет и не предвидится. Тогда национализм воспринимается как превышение экономически необходимой доли скотства в обществе, которое, как известно, ведет страну к общественному краху.

Что такое крах для системы? Часто, это зарождение новой системы ценностей. Она не может появиться в успокоившемся и благополучном стаде. Поэтому нынешний политический кризис в проблемной Украине с большой долей вероятности может закончиться переходом к практической реализации новой идеологии существования человека. Частица безличного начала (массы, толпы) в государстве, винтик производства, каким является современный человек в любом уголке земли, впервые в мире станет, быть может, в Украине, превыше государства.
Нетрудно заметить, что националистические игры на Украине  ведутся с примесью гротеска. В последней карикатуре на национализм, одна из сотен тысяч улиц страны назначила патриотическое правительство, под давлением  улицы парламент стал ручным, агрессор отчуждает у патриотов огромный кусок территории без единого выстрела, обороняют националисты свою суверенную землю массовой сдачей в плен своих войск и т.д. Можно  представить что-нибудь подобное сразу после прихода к власти партии  Тито, де Голля, Кастро, других  национал-патриотических сил на земле?

 Игроки в тюльку в разных регионах Украины, впрочем, как и вокруг нее, своими уродливо-комичными ходами окончательно дискредитируют националистические идеи и как бы подталкивают   страну к настоящей, по сути, экономической революции, ведущей  к качественно новому, в отличие от МВФ, рецепту оздоровления экономики.
В результате этой революции государство обеспечит всех своих граждан реальными экономическими правами, которые станут основой преобразования человека – тварного по своей природе существа в творческую личность.  Этого  бессознательно ждет, на мой взгляд,  весь народ страны и все восставшие на земле.

               

                Апрель 2014 г.